Налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является изучение учета и контроля расчета по НДС.
Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- проанализировать действующую практику исчисления и взимания налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «Амур Нова Компани».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость в РФ
1.2. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС
1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а также иных средств облагаемых НДС
1.4. Судебно - бухгалтерская экспертиза и контроль
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Амур Нова Компани"
2.2. Общая характеристика введения бухгалтерского учета на предприятии
2.3. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета НДС
III. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Диплом НДС.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

- прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в процентах) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

- аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета  общей величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции  стоимости затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением  отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).

Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.

В большинстве стран  применяется третий метод исчисления НДС. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

Система начисления НДС  при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

- метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате;

- метод оплаты или кассовый метод, когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги;

- гибридный метод. Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты.

В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение  получает первый метод (поставки или начислений).

1.2.5. Плательщики НДС. Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщиками НДС являются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, перемещающие товары через  таможенную границу РФ.

Налогоплательщики должны обязательно  встать на учет в налоговом органе (ИМНС).

Организации и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если сумма выручки от реализации товаров  за 3 предыдущих календарных месяца, не превышает 1000000 руб. без учета НДС и налога с продаж.

Освобождение не распространяется на:

- налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье;

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащий налогообложению.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача имущественных прав.

2. Передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

- операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты;

- передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества, при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Налоговые ставки бывают обычные и расчетные.

Обычные ставки:

0 % - используется при реализации:

- товаров, помещенных  под таможенный режим;

- услуг по перевозке  пассажиров, если пункт отправления  или назначения расположен за  пределами территории РФ;

- работ, выполняемых непосредственно в космическом пространстве;

- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

- других вдов товаров,  предусмотренных ст. 164 НК РФ.

10 % - используется при реализации:

- продовольственных товаров:

- скота и птицы в  живом весе;

- мяса и мясопродуктов  (за исключением деликатесных: вырезки,  телятины, языков, колбасных изделий,  мяса птицы, консервов – ветчины,  бекона, карбонада и языка заливного);

- молока и молочных продуктов;

- яйца и яйцепродуктов;

- масла растительного;

- маргарина;

- сахара, включая сахар-сырец;

- соли;

- хлеба и хлебобулочные изделия и другие.

- товаров для детей:

- трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;

- швейные изделия, в том числе изделия из натуральной овчины и кролика;

- обувь (за исключением спортивной): пинеток, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской, детской;

- детские кровати;

- детские матрацы;

- коляски;

- школьные тетради;

- игрушки;

- пластилина и другие школьные предметы.

- периодических печатных изданий, за исключением рекламного и эротического характера;

- медицинских товаров.

Налогообложение по ставке 18 % производится в случаях не указанных выше.

Сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. При применении различных ставок общая сумма налога исчисляется  как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом налоговых вычетов.

Если сумма налоговых  вычетов в каком-либо налоговом  периоде превышает общую сумму  НДС, сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам этого налогового периода, принимается равной нулю, а возникшая  разница подлежит возмещению либо зачету в установленном порядке.

Уплата налога за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки  налогоплательщик обязан представить  в налоговые органы налоговую декларацию. Уплата налога производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения.

В статье 145 закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права на эту льготу зависит от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн. руб.

В мировой практике известны два способа исчисления НДС: «сложения» и вычитания».

По первому способу  налогооблагаемая база исчисляется как сумма добавленных стоимостей по каждому виду производимой предприятием продукции (работе, услуге), а налог рассчитывается по ставке от суммы добавленных стоимостей. Для того, чтобы использовать этот способ, на предприятии необходимо вести учет по отдельным видам продукции.

Второй способ заключается в том, что на общую сумму выручки от реализации продукции начисляется налог, а затем из него вычитается сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при покупке исходных материалов.

В РФ используется второй способ исчисления НДС, что объясняется особенностями бухгалтерского учета, не позволяющими реализовать на большинстве предприятий – плательщиков НДС первый способ.

Сумма НДС определяется предприятиями розничной торговли в виде разницы между суммами  налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками и (или) таможенными органами по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенные для продажи, и материальным ресурсам стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов  при реализации:

товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта, а также  товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта)  налогоплательщика с иностранным  лицом на поставку товара

2) выписка банка (копия  выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского  таможенного органа

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Документы представляются в срок до 180 дней.

При ввозе товаров  на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

При помещении товаров  под таможенные режимы транзита, таможенного  склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается.

При помещении товаров  под таможенный режим переработки  для внутреннего потребления  налог уплачивается в полном объеме.

При вывозе товаров с  таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается.

При реализации приобретенных  ОС (основные средства) и НА (нематериальные активы) облагаемый оборот определяется исходя из полной стоимости их реализации. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента продажи ОС и НА. При реализации ОС (НА) в бюджет уплачивается вся сумма НДС, полученная от их продажи, поскольку в соответствии с установленным порядком зачета НДС к моменту продажи у предприятия уже не должно быть сумм «входного» налога, не отнесенных еще на расчеты с бюджетом (при условии, что приобретение и продажа ОС (НА) осуществляются в разных отчетных периодах). Исключение из общего правила имеет место при реализации ОС (НА), сумма НДС по которым учтена в их балансовой стоимости. В этом случае налогоплательщикам следует расчетным путем определять сумму налога, не отнесенную на расчеты с бюджетом к моменту продажи. При этом в бюджет вносится сумма НДС, исчисленная как разница между суммой НДС, полученной при реализации ОС (НА), и суммой НДС, не отнесенной на расчеты с бюджетом к моменту продажи. При этом Минфин РФ рекомендует производить расчет суммы НДС, не отнесенной на расчеты с бюджетом к моменту продажи ОС (НА), в следующем порядке (см. письма Минфина РФ от 11.01.2000 № 04-03-11, от 18.02.2000 № 04-03-10):

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики