Налог на доходы физических лиц, учет и механизм его взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: Изучение организации бухгалтерского учета налога на доходы физических лиц и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
5. Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы налога на доходы физических лиц;
- анализировать организацию бухгалтерского учета и взимания налога на доходы физических лиц на примере ООО «Единство»;
- разработать предложения по совершенствованию учета и взимания налога на доходы физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
1.1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц……...........6
1.2. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на
доходы физических лиц. .…………….………………………….........16
1.3. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным подоходным
налогообложением………………………………………………. …...27
2. УЧЕТ И ВЗИМАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕДИНСТВО»…………………………………...42
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Единство» ……….42
2.2 Плательщики налога на доходы физических лиц……..…………….43
2.3. Объект налогообложения, ставки налога. Налоговая база………...45
2.4. Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты…47
2.5. Доходы, не подлежащие налогообложению ………………………..59
2.6. Способы и порядок уплаты налога на доходы физических лиц …..61
2.7. Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность по НДФЛ
в ООО «Единство»…………………………………………………….66
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………..76
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel…………………………………….........76
3.2. Пути совершенствования взимания НДФЛ,
основные направления развития ……………………………………79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………..86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ДП.doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, развитые западные страны значительно превосходят Россию, как по опыту практического использования налогов, так и по уровню теоретического освоения этого опыта. Так вот, ни в одном серьезном зарубежном издании по экономике и финансам нет попытки, дать сколько-нибудь строгое определение налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях. Это очень любопытное обстоятельство. Самуэльсон и Нордхаус, Макконнелл и Брю, Хейне, Стиглиц, Меккью и др. посвящают десятки страниц налогам, детально анализируют их фискальное значение, принципы обложения и влияние на экономику, но при этом не утруждают себя дефинициями. Они подходят к налогам как очевидному и абсолютно необходимому факту общественной жизни, не нуждающемуся в глубокомысленном оправдании.

По свидетельству Й. Ланга, директора Института налогового права Кельнского университета, без  легального определения налога с  технической точки зрения можно  обойтись при условии урегулирования всех налогов в кодексе налоговых законов. Понятие налога отмирает при институционализации сбора, так что многие налоговые консультанты и служащие в своей практике не занимаются вопросом содержания понятия налога... и вообще обходятся без понятия налога.

Вменение налогу единственной функции - фискальной - позволяет разделить  использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия экономической политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут  находиться в разных плоскостях - фискальной и регулирующей, рассматриваемые в первом случае как внутреннее, вытекающее из природы, объективное, атрибутивное свойство налога и во втором - как внешнее, навязываемое извне, субъективное и меняющееся его качество. Регулирующая роль налога при этом не становится менее значимой, второсортной, алогичной, но двойственность в возможностях и целях применения налога содержит потенциальную противоречивость.

Налог, так же как и  любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если вернуться к аналогии с деньгами, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег - вторична, деньги потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют "способность" быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.

Подобное рассуждение  вполне может быть применено и  к налогам.

Как обязательный платеж налог "по определению" не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания он может проявиться в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, когда, как и на что будет израсходован - все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важными побудительными для плательщика факторами, то есть стимулами. Весь стимулирующий-регулирующий спектр задается конкретными параметрами налоговой системы, которая, разумеется, не может быть отождествлена с налогом как финансовой категорией.

Таким образом, задействование "вторичных" свойств налогов (регулирование) не может противоречить их природе, "первичной" фискальной функции. (Ведь и деньгами, как известно, можно  печку топить, только будет ли эффективным такое их использование?)

Но что значит "противоречить"? В случае с деньгами процесс горения  обеспечивают ведь не деньги, а их бумажная основа. Так же и налог - он всегда имеет реальное оформление в своих  элементах и условиях платежа, контроле, санкциях и т.п., различная комбинация которых создает всю гамму их воздействия. Проблема регулирования в том и состоит, чтобы не топить печь ассигнациями, не применять налоговые коленца, нарушая фискальный смысл отношения, там где можно с большим эффектом обойтись неналоговыми мерами.

Особо недопустима трактовка  налога в качестве максимального  одномоментного изъятия средств. Это  принципиально неверно, ибо время  существования государства не ограничивается никакими календарными, а тем более, налоговыми сроками, и вместе с ним сохраняется постоянная потребность в ресурсах. Следовательно, государство обязано при любой налоговой политике думать о том, что оно будет иметь завтра и всегда. Оно не может подрывать свои собственные корни. Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает постоянное и возрастающее поступление средств. Упрекать фискальную суть налога в том, что она душит производство, уничтожает объект обложения, то есть самое себя, или противопоставлять ей какую-то поощряющую роль - абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в "регулирующих" противовесах!

С другой стороны, фискальное предназначение налогов сочетается с побочным их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги, влияют на многие экономические и социально-политические процессы. Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для развития производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: направления бюджетных расходов (и в не меньшей мере, чем их объем) накладывают отпечаток на реальное налоговое бремя и должны учитываться при разработке налоговой политики.

Использование регулирующих возможностей налогов, широко применялось  на протяжении всего периода реформ. По существу же все разговоры о регулирующем действии налогов сводятся к требованию налоговых льгот. Но если признать вслед за теорией всеобщность и равенство обложения основополагающими налоговыми принципами, то льгота, несомненно, противоречит этим принципам, выступая как нечто чуждое фискальной природе налога. В этом противоречии как раз и трудность, и опасность использования налоговых льгот.

Постоянное и массовое навязывание практике обложения  несвойственных налогам целей регулирования позволило экспертам МВФ так оценить ситуацию: "...в России система налогообложения рассматривается органами государственного управления в принципе как инструмент политики стимулирования той или иной отрасли, сектора, социальной группы и т.д., а не как механизм, призванный получать средства с возможно минимальными искажениями.

Итак, анализ функциональных возможностей налогов приводит к  выводу о двойственной целенаправленности налоговой политики. В одном случае цели предопределяются сущностными  признаками налога и решают задачи внутреннего совершенствования системы обложения, в другом - цели обусловливаются тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы, общей социально-экономической политикой.

Такой уровень понимания  налогов позволяют сделать вывод, что только сознательная и грамотная ставка на фиск в налоговой политике позволит нейтрализовать действие административных, по сути своей, налоговых команд-льгот и даст возможность развиваться производству по экономическим законам и тем самым создаст условия для роста экономики, которому мешают не столько налоги, сколько налоговое регулирование.

Налог на доходы физических лиц  наиболее полно воплощает  в себе принципы налоговой системы, разработанные еще основоположниками  теории меркантилизма, марксизма, маржиналистов, сторонников теории благосостояния, неоклассической теории Дж.М.Кейнса и монетаристов.

У меркантилистов, в частности, Пьер Буагильбер (1646-1714) призывал заменить все косвенные налоги подоходным. Адам Смит (1723-1770) считал, что «всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли», и среди этих доходов наиболее подходящий для налогообложения – налог с капитала и земельная рента застроенных участков. Давид Рикардо (1772-1823) утверждал, что налоги составляют долю правительства в продукте земли и труда и уплачиваются, в конечном счете, с капитала или дохода.

В своей теории К. Маркс (1818-1883) утверждал, что основа появления дохода заключена в прибавочной стоимости, которую создает живой труд, а значит, результаты труда должны принадлежать тем, кто трудится. Налоги же воспринимались как средство угнетения трудящихся. В. Лениным (1870-1924), последовательным учеником и главным проводником идей марксизма, особой критике подвергались косвенные налоги. Практика насаждения жесткой модели государственного управления экономикой при социализме в СССР, где отсутствовала  налоговая система, игнорировалась передовая экономическая мысль, частный интерес, т.е. объективные экономические, психологические факторы процесса производства и распределения,  постепенно привела к искажению не только политической экономии Маркса, но и к крушению всей идеологии марксизма-ленинизма.

Маржиналисты внесли свой вклад в теорию ценообразования на основе теории предельной полезности. Они занимались изучением равновесия на рынке, подключая математический анализ. Так, стоящие у истоков теории маржинализма, У.С. Джевонс (1832-1882) и К. Менгер (1840-1921) провозглашают главный тезис: «Стоимость возникает из предельной полезности, а не из издержек производства». Л.Вальрас (1834-1910) и Д.Б. Кларк (1847-1938) переносят теорию предельной полезности на макроуровень, они проводят анализ национального дохода и бюджета. Основной тезис у них: «Распределение национального дохода между факторами производства должно соответствовать справедливости». Стюарт определяет место  налогов в теории маржиналистов. Выводы маржиналистов о том, что предельная полезность дохода определенного лица снижается по мере роста его дохода, привела Стюарта к тому, что принцип   сокращения полезности дохода позволяет обосновать  целесообразность прогрессивного налогообложения. Он не просто отстаивает, но приводит расчеты необходимого минимума дохода, который не должен облагаться налогом.

(Прообраз современной  шкалы налогообложения).

В теории благосостояния Виксель впервые предпринял попытку  комплексного рассмотрения налогов как способа финансирования. Наиболее важным принципом является то, что необходимо добиваться равенства между стоимостью и ее эквивалентом, т.е. средства, изъятые у населения в виде налогов, должны возвращаться населению в виде услуг. Он был противником налогов на расходы, коими в большей степени являются косвенные налоги, позволяющие имущим классам  уклоняться  от их уплаты. Его последователь Линдаль писал: «В руках государства налоги являются важным средством удовлетворения человеческих потребностей с их помощью можно изменить отношения частной собственности. Налоги являются ценой за государственные услуги». Экономику благосостояния англичанин Пигу рассматривает с точки зрения влияния экономической фискальной и социальной политики на национальный доход и его распределение. Государство должно обеспечить такое положение, чтобы взимаемые налоги были одинаковы для лиц живущих в одинаковых условиях. Он считал, что подоходный налог является дискриминационным, так как подоходным налогом облагаются сбережения, а это влечет за собой  откладывание  удовольствия, жертву. Им разработана система льгот. По-разному должны облагаться доходы, полученные из разных источников. Налог на трудовые доходы должен быть таким, чтобы стимулировать труд.

Основной идеей неоклассической  теории Дж.М.Кейнса (1883-1946), изложенной в начале 20 века в работе « Общая теория занятости, процента и денег», является государственное регулирование экономикой в определенных ситуациях, когда рыночные регуляторы перестают выполнять свою роль. Государство может способствовать соответствию между платежеспособным спросом и объемом производства посредством увеличения или уменьшения государственных расходов, регулирования ссудного процента и через налоговую систему. Изменение нормы процента и налоговой политики могут вызывать перемены склонности к потреблению. Одним из важных условий является зависимость экономического роста от достаточных сбережений только в условиях полной занятости. Если полная занятость отсутствует, то большие сбережения мешают экономическому росту. Поэтому излишние сбережения  необходимо изъять при помощи налогов и направить на инвестиции. Таким образом, в неоклассической теории Кейнса впервые обоснована регулирующая функция налогов за счет прогрессивного налогообложения.

 В рамках неолиберальной  теории монетаризма, как альтернативы  кейнсианству, ярким представителем которой в 50-60 годах 20 века был М.Фридмен, допустима «естественная норма безработицы» за счет постоянного и стабильного роста количества денег  в обращении в размере 3-4 % в год независимо от состояния конъюнктуры, налоги должны быть уменьшены. Существует, согласно Лаферу, зависимость массы собранных налогов в государстве от процентного уровня изъятий полученного дохода через налоговую систему, при которой максимум изъятий находится на уровне 30-40% доходов. С увеличением изъятий прибыли бизнес сворачивается, либо уходит в тень, после чего восстановить даже прежний уровень собранных налогов на основе старой законодательной базы невозможно: кто научился не платить 40%, не заплатит и 10% после простого снижения процентной ставки без дополнительных законодательных ухищрений властей.

Современная теория налогов  предполагает для эффективного функционирования налоговой системы соблюдение следующих основополагающих принципов налогообложения:

    • принципа справедливости, т.е.  всеобщности обложения и равномер-ности распределения между гражданами в зависимости от их дохода;
    • принципа определенности, т.е. сумма, способ и средство платежа должны быть заблаговременно известны налогоплательщику;
    • принципа удобности, т.е. налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен налогоплательщику;
    • принципа экономии, т.е. система налогообложения должна быть наиболее рациональной, иметь минимальные издержки своего функционирования
    • принципа недопущения двойного налогообложения.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц, учет и механизм его взимания