Налог на доходы физических лиц, учет и механизм его взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: Изучение организации бухгалтерского учета налога на доходы физических лиц и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
5. Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы налога на доходы физических лиц;
- анализировать организацию бухгалтерского учета и взимания налога на доходы физических лиц на примере ООО «Единство»;
- разработать предложения по совершенствованию учета и взимания налога на доходы физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
1.1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц……...........6
1.2. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на
доходы физических лиц. .…………….………………………….........16
1.3. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным подоходным
налогообложением………………………………………………. …...27
2. УЧЕТ И ВЗИМАНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕДИНСТВО»…………………………………...42
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Единство» ……….42
2.2 Плательщики налога на доходы физических лиц……..…………….43
2.3. Объект налогообложения, ставки налога. Налоговая база………...45
2.4. Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты…47
2.5. Доходы, не подлежащие налогообложению ………………………..59
2.6. Способы и порядок уплаты налога на доходы физических лиц …..61
2.7. Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность по НДФЛ
в ООО «Единство»…………………………………………………….66
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………..76
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel…………………………………….........76
3.2. Пути совершенствования взимания НДФЛ,
основные направления развития ……………………………………79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………..86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ДП.doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим  итогом с начала года с зачетом  удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.7

Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками  не позднее 30 апреля следующего за налоговым  периодом года. В налоговых декларациях  указываются все полученные в налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета.

Понятие «физическое  лицо» как другое название понятия «гражданин» введено Гражданским Кодексом РФ [глава 3].8

К «физическим лицам» в терминах Налогового кодекса РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства (п.2 ст.11). В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

Понятие «налоговый резидент»  закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ изменил понятие «налоговый резидент». Теперь резидентами считаются физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК).

Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются:

  • граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ;
  • иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;
  • иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что они работают в РФ свыше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.

Минфин России письмом  от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225, указал, что доходы иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на территории РФ, подлежат налогообложению по ставке 30%. В случае изменения налогового статуса такого работника необходимо сделать перерасчет сумм НДФЛ по этим доходам с начала календарного года по ставке 13%.

Если иностранец, став налоговым резидентом, продолжит  работать и в следующем году, то он может сразу рассматриваться  в качестве налогового резидента на начало года, а его доходы с января следующего года сразу подлежат налогообложению по ставке 13%.

Если иностранное физическое лицо, временно пребывающее на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и выезжает за пределы России до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года, либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется  по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Уплата налога производится налогоплательщиком по месту его жительства в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы. Вместе с тем по данным фонда «Общественное мнение», 58% россиян считают действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.

 

1.3. История налога на доходы физических лиц в России и сравнительная характеристика налога с зарубежным подоходным налогообложением

 

Впервые в истории  России  подоходный налог (прежнее название налога на доходы физических лиц) был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие  с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы.

Таким образом, закон  о подоходном налоге от 06.04.16 г. так и не вступил в действие.

В годы советской власти в доходах государственного бюджета  страны, включавшего в себя бюджеты  всех уровней власти,  поступления  подоходного налога составляли не более 5-6 процентов. Единственным предназначением этого налога в то время, пожалуй, являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Например, кустарей и ремесленников облагали по ставке в 81%, по гонорарам деятелей науки и искусства облагали по ставке в 69%, против плоских ставок трудящихся, которые в разное время колебались от 8 до 13%.

Основы современного подоходного налогообложения заложены в законе РФ от 07.12.91. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», действовавшим с разными поправками с 01.01.92 г. до принятия части второй налогового кодекса (НК) и подписания ее Президентом РФ  05.08.2000 г. Изложенный в главе 23 НК налог на доходы физических лиц уже за истекшие три года претерпевал существенные изменения, в частности, в обложении доходов в виде дивидендов с имущественных прав (ставка налогообложения изменилась с 35 до 6%). По мере активного строительства налоговой системы современной России возможны и дальнейшие изменения в порядке взимания этого налога.

Этот налог был создан на основе опыта  его взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.

Почти во всех странах  базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который  засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.

В последние годы в  мировой практике налогообложения  происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.

Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных  групп обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две ставки - 15 и 39,6%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.

В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%.

За время действия Закона РФ "О подоходном налоге" была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере  45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.

В странах Европы и  Америки основным вычетом из совокупного  дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом "чистого" дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.

Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксированных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

В мировой практике применяются  и другие вычеты и скидки, связанные  с расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. Например, почти во всех странах предоставляются вычеты, связанные с расходами на детей.

Таким образом, стандартные вычеты в суммах 3000 руб., 500 руб., применяемые в российском налоговом законодательстве, представляют собой не облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная мера, так как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.

Кроме этих вычетов, стандартный  вычет в сумме 1400 руб. в месяц предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся дети, на каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика превысит 280 000 руб., после чего вычет не предоставляется.

Таким образом, в НК РФ заложены  принципы стандартных  вычетов, по сути, но не по размерам, почти  соответствующие мировой практике.

Во многих странах  суммы благотворительных взносов исключаются из налоговой базы. Например, благотворительные взносы исключаются из налоговой базы полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для них установлен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется определенный "потолок" в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские цели в Финляндии и Японии, а в Германии и Греции они предусмотрены в полном объеме. Похожая норма есть и в НК РФ.

Вместе с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян считают действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.

Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату -        35000-40000 долл. выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В России эта сумма достигает 1260 долл. Приведенные данные показывают, что жизненный уровень россиянина на порядок ниже уровня жизни работника семнадцати развитых стран Европы (без стран Восточной Европы). Это и является основной причиной того, что удельный вес налога с доходов физических лиц в доходной части бюджета в 2-3 раза меньше, чем в любой из этих стран (кроме Франции): в целом по странам ОЭСР - 38,3%, Великобритания - 26,7%, Германия - 28,9%.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%,  что много ниже, чем в России - 12-14%.

Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного  периода. Для того чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить  налоговую систему и тем самым  снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц, учет и механизм его взимания