Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:29, лекция
Объектами налогового учета являются хозяйственные операции юридических лиц (предприниматели) в течение отчетного налогового периода.
Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение одного отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией контролирующих органов за правильностью, полотой и своевременностью уплаты налогов.
Учет:
- бухгалтерский учет
- финансовый
- управленческий
- налоговый
Бухгалтерский учет - оценка, обобщение результатов хозяйственной деятельности физических (ИП) и юридических лиц.
Термины : актив, пассив, денежные потоки.
Цель бухгалтерского учета: обеспечение аналитиков определенной информацией о фирме или о действиях физического лица - предпринимателя.
Финансовый учет - информация общего значения, описывает финансовые ресурсы, обязательства, действия юридического лица. Этим занимаются финансово-экономические отделы.
Управленческий учет - включает обработку информации, предназначенной для достижения управленческих целей.
Налоговый учет - подготовка налоговых платежей; специализированный раздел бухгалтерского учета, так как налоговые платежи напрямую основаны на финансовой информации, при этом часть информации интерпретируется, приспосабливается для того, чтобы отвечать требованиям НК РФ.
Определяющих аспект налогового учета - это налоговое планирование, то есть предвидение налоговых эффектов от сделок организации.
Объектами налогового учета являются хозяйственные операции юридических лиц (предприниматели) в течение отчетного налогового периода.
Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение одного отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией контролирующих органов за правильностью, полотой и своевременностью уплаты налогов.
Таким образом, цель налогового учета определяется интересами государства (пользователей информацией)
Существует два вида пользователей информацией
- внутренние (администрация организации)
По данным налогового учета внутренние пользователи анализируют расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, материальной помощь - помогает оптимизировать налог на прибыль)
- внешние (прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам)
Налоговые органы на основании данной информации производят оценку правильности формирования налоговых баз, налоговых расчетов и осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет, а также определяют направления налоговой политики организации.
Методы ведения налогового учета:
- введение специальных показателей налогового учета
- установление методики формирования налоговых показателей
- отделение способов ведения налогового учета
- установление специальных форм налогов регистров и других форм налоговой отчетности (декларации, справки, формы)
- вся методологии учета организации или предпринимателя раскрывается в учетной политике, в которой предусматривается определенная глава "Учетная политика организации"
Учетная политики организации - это совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета, а также хозяйственных операций по доходам и расходам с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.
В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются различные аспекты ведения налогового учета:
- организация раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности
- организация налогового учета по видам деятельности
- способы ведения налогового учета
- технология обработки налоговой информации (ручная, машинная, автоматизированная)
- формы аналитический регистров налогового учета, необходимых для ведения
- организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности, а также регистров
Для целей налогообложения учетная политика должна раскрывать следующие вопросы:
- определение налоговой базы по налогу на прибыль
- формирование налоговых обязательств перед бюджетом
- оценка имущества с целью определения выручки от его реализации
- распределение убытков между налоговыми периодами
Налоговый кодекс РФ четко определил способы ведения налогового учета:
- классификация доходов и расходов
- порядок признания доходов и расходов
- методы оценки сырья и материалов
- методы оценки покупных товаров
- методы оценки остатков незавершенного производства (НЗП)
- методы оценки остатков готовой продукции
- метод начисления амортизации
- порядок формирования резервов
- порядок переноса убытков на будущее
- периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль
Глава 25
Данная учетная политика утверждается Приказом руководителя организации. Изменения в учетную политику могут вносится в случае изменения налогового законодательства или способов ведения налогового учета.
За достоверность, своевременность и полноту информации в учетной политике отвечают руководитель и главный бухгалтер.
Глава 25 + глава 21
Варианты учетной политики:
Отражать отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа по учетной политике
Для каждого налога распивать отдельную учетную политику и утвердить из в качестве приложения к приказу "Об учетной политике"
При написании учетной политики необходимо отразить 3 основных момента:
Организационно-технические вопросы
1.1. Организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, отдельное специализированное подразделение, аутсорсинг)
1.2. Разработки системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организации
1.3. Разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров
1.4. Порядок уплаты налогов
1.5. Порядок ведения книг покупок и продаж
1.6. Порядок выставления счетов-фактур, актов выполненных работ и т.д.
2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных (документы должны быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции)
3. Дополнительные разъяснения по вопросам исчисления налогов, когда в законодательстве отсутствуют определенный порядок действий
Обязанность составления учетной политики закреплена в главе 21, 25, 26, 26.4, п. 16 ст. 346 НК РФ.
Упор в налоговой политике при написании делается на налог на прибыль.
Так как законодательство по НДС более либерально, учетная политика по НДС может меняться 1 раз в год.
В учетной политике есть такие элементы, которые не изменяются ни при каких обстоятельствах, например, метод определения количества добытого полезного ископаемого - глава 26, но и он может быть изменен, если в технический проект разработки месторождения изменена технология добычи.
Учетная политика единая для всей организации, а в отношении НДС это правило закреплено п. 12 ст. 167 НК РФ.
Принципы налогового учета очень четко расписаны в главе 25 НК РФ:
Принцип денежного измерения
Принцип имущественной обособленности
Принцип непрерывности деятельности организации
Принцип временной определенности факторов хозяйственной деятельности - принцип начисления (ст. 271, ст. 272)
Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета
Принцип равномерности признания доходов и расходов
Порядок формирования показателей регистров налогового учета
Закрепив учетную политику, положения в учетной политике, мы основываемся на:
Первичных документах
Аналитический регистрах налогового учета
Расчет налоговой базы
Согласно ФЗ N129 "О бухгалтерском учете", первичными документами являются формы, оговоренные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Кроме того имеем право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов, которые в обязательном порядке должны иметь скудеющие реквизиты:
- наименование
- дата составления
- наименование организации, составившей данный документ
- содержание хозяйственной операции
- измерители хозяйственной операции в натурального и денежном выражении
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение данной хозяйственной операции
- подпись
- печать
2. Аналитический регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период, сгруппированные в соответствии с главой 25.
Они накапливает и систематизируют информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.
Данные формы разрабатываются самостоятельно.
Аналитический регистры в обязательном порядке содержат следующие реквизиты:
- наименование регистра
- период, дату составления
- измерители операций в натурального и денежном выражении
- наименование хозяйственной операции
- подпись и расшифровка подписи ответственного за составление регистра
Ответственность за составление несет главный бухгалтер и тот, кто создал регистр.
В случае обнаружения ошибки, исправлять вправе только ответственное за это лицо. Данное исправление оформляется письменно со всеми обоснованиями.
Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции двойной записью.
На основании налоговых регистров формируются сводные регистры по доходам и расходам, а также начисленной амортизации и другим показателям.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
Как определять доходы и расходы
Как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде
Какова сумма остатков расходов (убытков), подлежащих включение в расходы в следующих (будущих) отчетных периодах
Каков размер задолженности перед бюджетом
На практике предусмотрен 51 регистр налогового учета. Сгруппированы из по 5 разделам:
Регистры промежуточных расчетов (16 форм)
Регистры состояния единицы налогового учета (13 форм)
Регистры учета хозяйственных операций (7 форм)
Регистры формирования отчетных данных (12 форм)
Регистры учета целевых средств некоммерческих организаций (3 формы)
Семинар
Государственная регистрация и постановка на учет
Порядок постановки на учет и сняти с учета регулируется статьями 83, 84 НК РФ.
Предпринимательская деятельность без государственной регистрации является незаконной и предусматривает, как уголовную, так и административную ответственность статья 14.1 КоАП и статья 171 УК РФ.
Основные этапы прохождения государственной регистрации для организаций:
Определяет местонахождение юридического лица. Оно может быть по месту жительства учредителей юридического лица, по месту регистрации договора аренды площадей данного юридического лица.
Оплата государственной пошлины на основании реквизитов, предоставленных налоговой инспекции, уполномоченной регистрировать юридических лиц
Заполнение заявления установленной формы о государственной регистрации
Нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении
Разработка устава и регистрации его у нотариуса
Протокол решения о создании юридического лица
Открытие промежуточного лицевого счета в банке
Нотариальное заверение подлинника подписи в карточке установленного образца для банка
Внесение на данный счет уставного капитала
Выписка о внесении уставного капитала от каждого учредителя отдельно
Подача документов в налоговую инспекцию на государственную регистрацию (заявление установленного образца, устав, заветренные нотариусом, решение о создании юридического лица, квитанция об оплате гос.пошлины, выписка о внесении уставного капитала)
Через 5 дней выдается свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о простых внове на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, присваивается ИНН, КПП, ОГРН, ОКПО.
С данными документами обязаны встать на учет в Стат.управлении, ФСС, ПФ. Во всех данных фондах присваивается специализированные номера, по которым в дальнейшем юр.лицо будет отчитываться по налогам и сборам. В фонда юр.лицо должно встать на учет в течении 5 дней с момента гос.регистрации.