Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются следующие:
1. Рассмотреть состав денежных доходов предприятия ОАО «Гомельторгмаш», их формирование, распределение и использование;
2. Проанализировать состав, структуру и динамику денежных доходов предприятия;
3.Сделать анализ формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия;
4. Выявить недостатки механизма формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………...........3

Теоретические аспекты денежных доходов предприятия…………….
1.1 Сущность и классификация денежных доходов предприятия……..
1.2 Формирование денежных доходов и их планирование………………...
1.3 Механизм распределения и использования денежных доходов на предприятии……………

Формирование, распределение и использование денежных доходов в РУП «Гомельторгмаш»………………………………
Выручка как основной источник дохода предприятия, ее состав и оценка факторов роста ……..……
Планирование выручки от реализации продукции, необходимой для обеспечения безубыточной работы предприятия………….
Анализ денежных потоков РУП «Гомельторгмаш»……………………

3 Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия……………………35
3.1 Направления роста денежных доходов РУП «Гомельторгмаш»……
3.2 Совершенствование формирования и распределения доходов предприятия…
Заключение………………..…………………………………………..…………..48

Список использованных источников………………….……………….………..50

Файлы: 1 файл

KURSACh_5_KURS.doc

— 834.00 Кб (Скачать файл)

 

Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.

 

Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции; организационно- технические условия вынуждают предприятие изменить цены; конкуренты изменяют цены; нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.

 

Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.

 

Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но влияет на них.

 

При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:

 

 учетную, так как служит  средством учета выручки от  реализации продукции, затрат на  производство и реализацию продукции, эффективности производства;

 

 стимулирующую, так как  высокие цены стимулируют выпуск  конкретной продукции;

 

 распределительную, так  как отклонение цены на продукцию  данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;

 

 регулирующую, т.е. учитывается  спрос и предложение на конкретную  продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.

 

Основную часть выручки предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

 

Выручка от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

 

объема реализации продукции (VРП);

 

ее структуры (УДi);

 

себестоимости (Сi);

 

уровня среднереализационных цен (Цi).

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму выручки. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению выручки. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы выручки.

 

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму выручки. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма выручки возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма выручки уменьшится.

 

Себестоимость продукции и выручка находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы выручки и наоборот.

 

Изменение уровня среднереализационных цен и величина выручки находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма выручки возрастает и наоборот.

 

Расчет влияния этих факторов на сумму выручки можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 2.9.

 

План по сумме выручки от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 13960 грн.(192960 - 179000), или на 7,8%.

 

Если сравнить сумму выручки плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

 

П (vрп, уд) = 182780 - 179000 = +3780 грн.(2.1)

 

Таблица 2.9 Исходные данные для факторного анализа выручки от реализации продукции, грн.

 

Показатель 

План 

План, пересчитанный на фактический объем продаж 

Факт 

 

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 

952500 

966000 

999350 

 

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 

773500 

783220 

806390 

 

Прибыль от реализации продукции (П) 

179000 

182780 

192% 

 

 

 

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 грн. : 159000 грн. * 100-100 = -0,88%) и результат разделить на 100:

 

Пvрп = 179000 * (-0,88%) / 100 = -1580 грн.(2.2)

 

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

 

Пуд = 3780 - (-1580) = + 5360 грн. (2.3)

 

Влияние изменения полной себестоимости на сумму выручки устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

 

Пс = 783220 - 806390 = -23170 грн. (2.4)

 

Изменение суммы выручки за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

 

Пц = 999350 - 966000 = +33350 грн. (2.5)

 

 Эти же результаты  можно получить и способом  цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2.10).

 

Сначала нужно найти сумму выручки при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

 

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

(VРПфi) 1576000

 

%РП = ______________ = __________ * 100 = 99,12 %(2.6)

 

(VРПплi) 1590000

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 177420 грн.(179000 * 99,12%/100).

 

Затем следует определить сумму выручки от реализации при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условного дохода вычесть условную сумму затрат:

 

(VРПфi * Цплi) - (VРПфi * Сплi). (2.7)

 

Прибыль при таких условиях составит 182780 грн. (966000-783220).

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

(VРПфi * Цфi) - (VРПфi * Сплi). (2.8)

 

Сумма прибыли в данном случае получится 216130 грн. (999350-783220).

 

По данным табл. 2.10 можно установить, как изменилась сумма выручки от реализации за счет каждого фактора.

 

Таблица 2.10 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

 

Показатель 

Условия расчета 

Порядок расчета 

Сумма прибыли, грн. 

 

объем реализации 

структура товарной продукции 

цена 

себестоимость   

 

План 

План 

План 

План 

План 

ВРпл - ПСпл 

179000 

 

Усл1 

Факт 

План 

План 

План 

Ппл * Крп 

177420 

 

Показатель 

Условия расчета 

Порядок расчета 

Сумма прибыли, грн. 

 

объем реализации 

структура товарной продукции 

цена 

себестоимость   

 

Усл2 

Факт 

Факт 

План 

План 

ВРусл - Псусл 

182780 

 

УслЗ 

Факт 

Факт 

Факт 

План 

ВРф - Псусл 

216130 

 

Факт 

Факт 

Факт 

Факт 

Факт 

ВРф - ПСф 

192960 

 

 

 

Изменение суммы выручки от реализации за счет:

 

объема реализации продукции

 

 Пvрп = Пусл1 - Ппл = 177420 - 179000 = -1580 грн. (2.9)

 

структуры товарной продукции

 

Пстр = Пусл2 - Пусл1 = 182780 - 177420 = +5360 грн. (2.10)

 

средних цен реализации

 

Пцен = ПуслЗ - Пусл2 = 216130 - 182780 = +33350 грн. (2.11)

 

себестоимости реализованной продукции

 

Пс = Пф-Пусл3 = 192960 - 216130 = -23170 грн. (2.12)

 

Итого +13960 грн.

 

Результаты расчетов показывают, что план выручки от реализации перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы выручки от реализации на 5360 грн., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма выручки от реализации уменьшилась на 23170 грн., и за счет сокращения объема продаж -- на 1580 грн.

 

Влияние структурного фактора на изменение суммы выручки от реализации (табл. 2.11) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

 

(УДфi - УДплi) * П1пл

 

Пудi = {________________________________} * VРПобщ.ф(2.13)

 

100

 

где П1пл, -- сумма выручки от реализации на единицу продукции;

 

VРПобщ.ф -- фактический общий  объем реализованной продукции  в условно-натуральном выражении;

 

УДi -- удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.

 

Таблица 2.11 Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму выручки от ее реализации

 

Вид продукции 

Объем

 

реализации в условно-натуральном измерении, туб 

Структура товарной продукции, % 

Плановая выручки от реализации на 1 ед. грн. 

Изменение

 

выручки от реализации в среднем на 1 ед. грн. 

 

план 

факт 

план 

факт 

+,-   

 

A

 

B

 

C

 

57000 56000 27000 19000 

48500 53000 30500 25600 

35,85 35,22 16,98 11,95 

30,77 33,63 19,35 16,25 

-5,08

 

-1,59 +2,37 +4,30 

10

 

10

 

13

 

16,26 

-5,08

 

-1,59

 

+3,08

 

+6,99 

 

Всего 

159000 

157600 

100,00 

100,00 

-- 

11,2 

+3,40 

 

 

 

В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 грн.., а сумма выручки от реализации - на 536 грн. (3,4 грн.* 157500 ед.), что соответствует предыдущим расчетам.

 

ЗАО ТМ «Змиевска овощная фабрика» один из лидеров по производству продуктов питания в Харьковской области.

 

За первое полугодие 2009 года выращенный и реализовано 4968,6 т. ранних овощей, что составляет 71% выполнений производственной программы года. Во втором культурообороте ожидается еще получить 862,6 т. Урожайность огурца на точечном орошении составляет 28-31 кг из квадратного метра, а на участках передовых овощеводов до 38 кг/ кв.м. Объем производства в сравнении с первым полугодием 2009 года увеличился на 6,5%, средняя заработная плата - на 39,6%. Организационная структура предприятия представляет собой классический пример линейно функциональной структуры.

 

Анализ финансовой устойчивости за 2008 год показывает, что коэффициент финансовой автономии превышает норму, это дает возможность констатировать факт наличия собственных средств для покрытия расходов, этот же факт подтверждает коэффициент задолженности который составляет 0,22 на конец периода. Анализ прибыльности предприятия в 2008 году показывает, что в частности чистая рентабельность (убыточность) собственного капитала уменьшилась до 9% по отношению к началу года. Рентабельность операционной деятельности наоборот увеличилась до 16%, а вот чистая рентабельность наоборот упала на 2% и составляет 7%, это очень низкий показатель, учитывая тот факт, что ЗАО ТМ «Змиевска овощная фабрика» в 2008 году перешла на полный цикл производства - непрерывное производство целый год.

 

Анализ деловой активности предприятия в 2009 году дает возможность сделать выводы об улучшении или перспективах улучшения финансовой ситуации на предприятии, поскольку оборотность дебиторской задолженности и оборотность кредиторской задолженности выросли до 7,9 и 21,23 соответственно.

 

Результаты факторного анализа выручки от реализации продукции на предприятии показывают, что план выручки от реализации перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы выручки от реализации на 5360 грн., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма выручки от реализации уменьшилась на 23170 грн., и за счет сокращения объема продаж -- на 1580 грн.

Раздел 3. Совершенствование процессов формирования и распределения выручки от реализации в условиях ЗАО ТМ «Змиевская овощная фабрика»

3.1 Методы повышения объема  выручки

Резервы увеличения суммы выручки и рентабельности связанные с направлениями ведения хозяйства предприятия, для руководителей и соответствующих специалистов (менеджеров), важным является детальное значение масштабов действия, форм контроля и использования наиболее существенных внутренних и внешних факторов эффективности, на разных уровнях управления деятельностью предприятия.

Информация о работе Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия