Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение направлений совершенствования методики аудита материально-производственных запасов. Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть источники информации для аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть методику аудиторской проверки движения материалов;
- рассмотреть заключительный этап аудиторской проверки, проанализировать возможные ошибки и нарушения;
- определить направление совершенствования учета материальных запасов на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Планирование и организация аудиторской проверки материальных запасов…………………………………………………………………………
1.1 Цели, задачи и источники информации аудита материалов………
1.2 Понимание деятельности аудируемого лица ООО «Стрела»………..
1.3 Планирование аудиторской проверки материально-производственных запасов………………………………………………………………………….
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов …….
2.1 Методика проведения основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов…………………………………….
2.2 Описание аудиторских процедур по существу…………………………
3 Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов
3.1 Оформление отчета и аудиторского заключения аудиторской проверки материалов на ООО «Стрела»……………………………………..
3.2 Рекомендации по совершенствованию использования, учета материалов и автоматизации учетных работ в ООО «Стрела»....................
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Аудит МПЗ .docx

— 103.21 Кб (Скачать файл)

Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом клиента обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.

Информацию для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в ф. №1 «Бухгалтерский баланс» – показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса; ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – разделы 3,9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу.

В соответствии с вышеизложенным, целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению материально-производственных запасов и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Задачи аудита:

- подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

- установление наличия контроля за сохранностью товарно - материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения;

- подтверждение соответствия израсходованных на производство материалов установленным нормам;

-  установление полноты и своевременности оприходования МПЗ;

- контроль за отсутствием искажения данных при отражении на счетах бухгалтерского учета;

- подтверждение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующим нормативным актам.

 

 

1.2 Понимание деятельности аудируемого лица ООО «Стрела»

                    

    ООО «Стрела» находится в городе Бузулуке улица Заречная 21а и является юридическим лицом. Организация имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности быть истцом и ответчиком в суде.

Ведение бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии с приказом «Об учётной политики предприятия на 2012г», который ежегодно издаётся руководителем предприятия.

Основной вид деятельности – выполнение работ по строительству автодорог, техническому перевооружению и содержанию автодорог, благоустройство нефтяных месторождений Оренбургской области, благоустройство сельских населенных пунктов, производство  асфальтобетона и цементобетона, как для собственных нужд, так и для реализации на сторону другим организациям  и населению. Другими видами деятельности является выполнение транспортных услуг предприятиям и населению.  Основные организационно-экономические показатели ООО «Стрела» представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Основные экономические показатели работы ООО «Стрела» 

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное

отклонение

2012 г. к

2010 г. , тыс.руб.

Относительное

отклонение

2012 г. к

2010г., %

Выручка от реализации

продукции, тыс.руб.

4854

 

3463

 

724

-4130

-6,7 раз

Себестоимость работ, тыс.руб.

3805

2484

8026

-4221

-2,1

Валовая прибыль

1049

979

-7302

-8351

-7 раз

Управленческие расходы

907

935

-

-907

-


 

Продолжение таблицы 1

Прибыль от продаж

142

44

-7302

-7444

-51,4 раза

Прочие доходы

-

-

19

-19

-

Прочие расходы

30

34

212

-182

7,1 раза

Чистая прибыль

10

5

-7495

-7505

-749 раз

Среднесписочная численность

23

 

15

 

12

-11

-52

Выработка на 1-го работающего

211,1

 

230,9

 

60,3

-150,8

-3,5 раза


 

Данные отчета о прибылях и убытках свидетельствуют о крайне неустойчивом финансовом положении: значительно сократилась выручка  от реализации продукции в 2012г. в 7 раз с 4854 тыс. руб. до 724 тыс.руб., резко возросла также себестоимость с 3805 тыс.руб. до 8026 тыс.руб., сократилась  соответственно валовая прибыль с 1049 тыс.руб. до убытка в 7302 тыс.руб., сократились  также управленческие расходы , а также прибыль от продаж и чистая прибыль с 10 тыс.руб. до убытка в 7495  тыс.руб.  ООО «Стрела» является плательщиком налога на прибыль. Данные показатели говорят о нестабильном развитии предприятия и кризисном финансовом состоянии.

 

1.3 Планирование аудиторской проверки материально-производственных запасов

 

Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 « Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», предписывает аудитору изучить и оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемой организации.

Изучение этих систем происходит, как правило, путем визуального ознакомления с документами и опросов персонала, принимающего участие в обеспечении функционирования системы бухгалтерского учета, применяемой проверяемым экономическим субъектом. Ознакомиться со всей совокупностью документооборота крупного предприятия невозможно. Обычно применяют выборочную проверку, при этом главное внимание уделяют системе внутреннего контроля. Чем лучше организована система внутреннего контроля, тем меньше может быть риск необнаружения ошибок при выборочной проверке, тем меньше времени потратит аудитор на качественное выполнение своей работы. Однако если проверяемая организация не имеет обособленного отдела внутреннего контроля, то зачастую рядовые работники бухгалтерии не имеют четкого представления о существующем контроле.

Одной из наиболее значимых статей бухгалтерского учета с позиции проведения аудита производственных предприятий являются материалы. Если их удельный вес составляет более 5% актива баланса, то следует очень внимательно отнестись к проверке, так как стоимость материалов занимает существенную часть в себестоимости выпускаемой продукции. Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Кроме того, ошибки, допускаемые в учете, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата, налогооблагаемой прибыли. Поэтому важно выявить все особенности синтетического и аналитического учета материалов на проверяемом предприятии. Необходимо отметить, что аналитическая информация о составе, стоимости, движении материалов, используемых в производстве, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету МПЗ ПБУ 5/01 от 9.06.2001г (ред.25.10.10) № 44н и Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятия учет материалов может вестись двумя способами:

- по фактическим ценам на счете 10 «Материалы»;

- по планово - учетным ценам на счете 10 с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Для обеспечения сохранности материалов с работниками заключаются договоры о материальной ответственности (индивидуальные или коллективные), издаются приказы на материально ответственных лиц предприятия, проводятся инвентаризации./24/

Рассмотрим последовательность действий при тестировании системы бухгалтерского учета по счету 10 «Материалы».

Блок 1. Организация учета материалов на практике сопровождается различными техническими трудностями. Счета посреднических, транспортных компаний могут отставать по времени от даты оприходования материалов, т.е. в момент оприходования эти расходы не могут быть включены в фактическую себестоимость материалов. Расходы по содержанию заготовительно - складского персонала предприятия также подлежат включению в себестоимость заготовленных материалов, но их распределение производится, как правило, по окончании отчетного месяца.

Такой способ формирования фактической себестоимости могут применять предприятия с довольно узкой номенклатурой используемых материалов, небольшим количеством поставок за период. Остальные предприятия, как правило, используют учетную цену, в качестве которой могут выступать цена поставщика, фактическая себестоимость по данным предыдущего месяца, фиксированная цена, утвержденная на определенный промежуток времени. При использовании учетных цен возникают отклонения между ними и фактической себестоимостью заготовления, которая отражается на счете 16. Информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отражаемых по дебету счетов 10 и 16. При такой организации учета материалов используется также вспомогательный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Сумма отклонений, отражаемая на счете 16, списывается в конце отчетного месяца пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство.

Пример. На начало месяца предприятие ООО «Стрела» имеет остаток материалов одного вида по учетным ценам на сумму 50 000 руб., отклонение составляет 7000 руб. За месяц поступило материалов того же вида по учетным ценам на сумму 30 000 руб., отклонение - 6000 руб. В течение отчетного месяца списано материалов в производство по учетным ценам на сумму 60 000 руб.

Расчет отклонений, подлежащих списанию на затраты:

(7000 + 6000)/(50 000 + 30 000) = 0,1625 - сумма отклонения на  единицу материала,

0,1625 х 60000 = 9750 руб. - сумма отклонения, подлежащая  списанию на затраты.

Приступая к проверке материалов, необходимо ознакомиться с учетной политикой предприятия, где должны отражаться вопросы порядка приобретения и заготовления, оценки материалов при их списании на издержки производства и обращения.

Блоки 2, 3. При определении оборотов и сальдо по счету 10 необходимо сравнить текущее сальдо и сальдо за ряд предыдущих отчетных периодов, т.е. выявить изменение сальдо по счету 10 в динамике, рассчитать долю сальдо по счету 10 в активе баланса и также рассмотреть этот показатель в динамике.

Блок 4. В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Блок 5. Путем ознакомления с инвентаризационными описями и сличительными ведомостями проверяют правильность отражения в учете результатов инвентаризации.

Блок 6. В соответствии с п.6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Минфина России от 9.06.2001 № 44н, фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов./24/

Фактическими затратами признаются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально - производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально - производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.

Блок 7. При выбытии материалов их оценка осуществляется одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО).

В приказе об учетной политике для различных наименований материалов могут применяться разные методы оценки.

Согласно п.82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 6.10.2010 № 34н, в случае любого выбытия имущества с баланса организации (кроме списания на себестоимость готовой продукции) убыток или доход относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

Информация о работе Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов