Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Целью данной работы является определение направлений совершенствования методики аудита материально-производственных запасов. Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть источники информации для аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть методику аудиторской проверки движения материалов;
- рассмотреть заключительный этап аудиторской проверки, проанализировать возможные ошибки и нарушения;
- определить направление совершенствования учета материальных запасов на предприятии.
Введение………………………………………………………………………..
1 Планирование и организация аудиторской проверки материальных запасов…………………………………………………………………………
1.1 Цели, задачи и источники информации аудита материалов………
1.2 Понимание деятельности аудируемого лица ООО «Стрела»………..
1.3 Планирование аудиторской проверки материально-производственных запасов………………………………………………………………………….
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов …….
2.1 Методика проведения основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов…………………………………….
2.2 Описание аудиторских процедур по существу…………………………
3 Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов
3.1 Оформление отчета и аудиторского заключения аудиторской проверки материалов на ООО «Стрела»……………………………………..
3.2 Рекомендации по совершенствованию использования, учета материалов и автоматизации учетных работ в ООО «Стрела»....................
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………
Блоки 8, 9. Материалы, приобретенные специально для дальнейшей перепродажи, должны учитываться на счете 41 «Товары», а их реализация - на счете 90 «Продажа продукции (работ, услуг)». Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки, отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы».
Разработав подобные схемы для всех счетов бухгалтерского учета, представляется целесообразным создать на их основе компьютеризированную систему, используя которую, аудитор сможет значительно сократить время проверки и увеличить ее качество. Бухгалтер, применяющий эту систему в повседневной деятельности, сможет контролировать свою работу, своевременно выявлять все ошибки и неточности в ведении бухгалтерского учета.
В аудиторском процессе очень важным является определение уровня существенности. Федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» определено, что существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
Предварительное суждение может включать оценки того, что является важным для разделов баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, взятых по отдельности и для финансовых отчетов в целом. Одна из целей предварительного суждения о существенности - сфокусировать внимание аудитора на более значительных пунктах финансового отчета при определении стратегии аудиторской проверки.
Таблица 2 - Расчет уровня существенности
по данным бухгалтерской отчетности ООО
«Стрела»
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности |
Уровень, % |
Расчетное значение для нахождения уровня существенности |
Чистая прибыль предприятия
|
-7495 |
5 |
-374,75 |
Объем продаж, нетто |
724 |
2 |
14,48 |
Валюта баланса |
922 |
2 |
18,44 |
Собственный капитал |
10 |
10 |
1,0 |
Общие затраты предприятия |
8238 |
2 |
164,76 |
При оценке достоверности бухгалтерской отчетности, выполняя аудиторские процедуры по существу, аудитор может обнаружить искажения, к ним применяется критерий «существенность». Искажение считается существенным, если оно может привести к ошибочным решениям, сделанным на основании искажений информации. Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь не может на ее основе делать правильные выводы и принимать экономические решения.
На основании данных бухгалтерской отчетности составим таблицу 2 базовых показателей и их доли, и рассчитаем уровень существенности по данной отчетности ООО «Стрела».
Поскольку предприятие в 2012г. сработало с убытком, показатель убытка исключим из расчета уровня существенности.
Для расчета единого уровня существенности находим среднюю величину числовых значений, записанных в граве 4.
(14,48+18,44+1+164,76)/4 = 198,68/4 = 49,67 тыс. руб.
Далее исключим значения, сильно отклоняющиеся в большую и меньшую стороны от среднего значения. В нашем примере это значения - 1 и 164,76
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(164,76 - 49,67): 49,67 х 100% =231,7 %.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(49,67 - 1): 49,67 х 100% =98%.
На базе оставшихся показателей рассчитываем среднюю величину:
(14,48 + 18,44): 2 = 16,46 тыс. руб.
Для удобства дальнейшей работы среднее значение округлим до 19 тыс. руб.
(19-16,46) /16,46 х 100% = 15,43%
Таким образом, величина 19 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности, так как после округления это значение не превышает 20%.
При формировании задания на проверку отдельного раздела учета: материалов в ООО «Стрела», определен уровень существенности, которым руководствовался проверяющий для оценки существенности обнаруженных ошибок и искажений при материально-производственных запасов в размере 19 тыс.руб., который указан в программе аудиторской поверки операций МПЗ (Приложение В).
Аудиторский риск представляет собой вероятность принятия неверного решения аудиторской организацией, т.е. риск того, что аудитор может оказаться не в состоянии выразить достоверное мнение о финансовой отчетности. Степень риска - это вероятность потерь, а также размер возможного ущерба.
Оценка аудиторского риска менеджментом аудиторской организации представляет собой важнейшую задачу, так как степень риска напрямую связана с качеством аудиторской проверки.
Практически все предлагаемые специалистами в области аудита методики не позволяют дать точной оценки ввиду трудоемкости расчетов или затруднений при получении необходимой информации. Наиболее простой является модель, в которой аудиторский риск (АР) представлен в виде произведения его составляющих - неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения:
Ар = Вр * Кр * Пр ,
где : Ар — аудиторский риск;
- Вр — неотъемлемый риск;
- Кр — контрольный риск (риск средств контроля);
- Пр — риск необнаружения (процедурный риск).
Неотъемлемый риск (Вр) означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций). Неотъемлемый, или внутрихозяйственный, риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
Риск средств контроля (Кр) означает, что существенная ошибка, которая может возникнуть в бухгалтерском учете, не будет своевременно предотвращена или обнаружена системой внутреннего контроля. Риск средств контроля - это функция эффективности внутренней структуры управления экономического субъекта.
Риск необнаружения (Пр) - риск того, что ошибки в бухгалтерском учете не будут обнаружены аналитическими процедурами аудитором. Риск необнаружения характеризует качество работы аудиторской фирмы вне связи с неотъемлемым риском, риском средств контроля и в предположении самого низкого уровня существенности (т.е. в предположении, что выявляться должны все ошибки). С помощью этого показателя оценивается степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Заметим, что надежность средств контроля и риск средств контроля представляют собой взаимодополняющие категории:
- высокой
надежности соответствует
- средней
надежности соответствует
- низкой
надежности соответствует
Неотъемлемый риск и риск средств контроля отличаются от риска необнаружения тем, что они существуют независимо от проверки финансовой отчетности, являются функциями клиента и окружающей его среды.
Подставляя имеющиеся данные по каждому риску в формулу для определения аудиторского риска, вычислим значения АР. Например, для экономического субъекта ООО «Стрела» получим:
АР = НР х РСК х РН = 0,67х 0,35 х 0,2 = 0,047 или 4,7% или 5%.
Данный показатель приемлемый аудиторский риск внесен в план и программу аудиторской проверки ООО «Стрела» (приложение Г).
Выразим риск необнаружения (РН).
При этом аудитор рассчитывает риск необнаружения:
РН=0,05/(0,2*0,7)=0,36%
В данной ситуации аудитор определил риск необнаружения 36%.
Планирование аудиторской проверки производится в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утвержденным Постановлением № 696, и внутрифирменным стандартом «Планирование аудита».
Целью планирования является обеспечение качества и эффективности аудиторской проверки в возможно более короткие сроки.
На этапе планирования аудиторской организации необходимо:
- установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;
- подготовить перечень аудиторских процедур и определить методику их применения;
- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для применения выборочных методов контроля.
Планирование аудиторской проверки позволяет:
- уделить необходимое внимание важным областям аудита;
- выявить потенциальные проблемы;
- оптимизировать затраты;
- обеспечить надлежащее качество проверки.
Информация для планирования аудита может быть получена от клиента на основании запроса, который направляется от имени руководства аудиторской организации в адрес руководства клиента и содержит перечень необходимых для планирования аудиторской проверки документов. Запрос подписывается: в момент представления клиенту - руководителем аудиторской организации (или уполномоченным лицом), в момент возврата запроса аудитору - главным бухгалтером предприятия-клиента.
При первом знакомстве с клиентом информация об особенностях его деятельности, применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля документируется в бланке «Лист предварительного планирования аудита». При последующем общении с клиентом в целях планирования заполняется рабочий документ «Данные для планирования аудита». Эти рабочие документы заполняются специалистом, направленным на предварительное ознакомление с потенциальным клиентом, по итогам бесед с руководителем, главным бухгалтером, просмотра документов и т.д. В бланки вписывается полученная информация или выбирается один из предложенных вариантов с пометкой в соответствующей ячейке.
Если клиент отказывается сообщить какую-либо точную информацию (например, из соображений коммерческой тайны), то допускается запись ориентировочного значения или пометка «Сообщить отказались».
К рабочим документам по планированию могут быть приложены копии документов клиента (бухгалтерская отчетность, схема организационной структуры бухгалтерии, рекламные материалы и т.п.).
Заполненные бланки передаются руководителю аудиторской организации (руководителю департамента аудита) и используются для проведения переговоров и принятия решения о заключении договора. На их основе решается вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению и др.) для консультаций по отдельным сложным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки.
После предварительных переговоров и перед заключением договора в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2004г ред.22.12.2011г № 532) и внутрифирменным стандартом «Согласование условий проведения аудита» оформляется письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором клиенту и подписываемый руководством клиента в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Если аудиторские проверки данного клиента повторяются на протяжении нескольких лет, то аудиторская организация может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита.
По окончании преддоговорной работы в случае согласования условий с клиентом заключается договор на проведение аудиторской проверки. Этот договор составляется юристом аудиторской организации на основе типового договора с учетом всех ранее принятых решений. Титульный лист экземпляра аудиторской организации визируется юристом этой организации и руководителем департамента аудита, экземпляр клиента - юристом аудируемого лица. Руководители аудиторской организации и аудируемого лица подписывают каждый лист договора и скрепляют его печатями в установленном порядке.
Договор целесообразно заключать именно на этапе предварительного планирования, так как оформление отношений с клиентом на более позднем этапе (после составления общего плана и программы проверки) или до предварительного изучения его деятельности увеличивает предпринимательский риск аудитора. После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.
Если проведение аудита признано невозможным, то в адрес клиента отсылается отказ от его проведения, а вся рабочая документация, полученная на преддоговорном этапе, передается в архив.
Информация о работе Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов