Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение направлений совершенствования методики аудита материально-производственных запасов. Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть источники информации для аудита материально-производственных запасов;
- рассмотреть методику аудиторской проверки движения материалов;
- рассмотреть заключительный этап аудиторской проверки, проанализировать возможные ошибки и нарушения;
- определить направление совершенствования учета материальных запасов на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Планирование и организация аудиторской проверки материальных запасов…………………………………………………………………………
1.1 Цели, задачи и источники информации аудита материалов………
1.2 Понимание деятельности аудируемого лица ООО «Стрела»………..
1.3 Планирование аудиторской проверки материально-производственных запасов………………………………………………………………………….
2 Аудиторская проверка материально-производственных запасов …….
2.1 Методика проведения основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов…………………………………….
2.2 Описание аудиторских процедур по существу…………………………
3 Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов
3.1 Оформление отчета и аудиторского заключения аудиторской проверки материалов на ООО «Стрела»……………………………………..
3.2 Рекомендации по совершенствованию использования, учета материалов и автоматизации учетных работ в ООО «Стрела»....................
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Аудит МПЗ .docx

— 103.21 Кб (Скачать файл)

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом и заключения договора на аудиторские услуги аудиторская организация приступает к следующим этапам планирования в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита» и внутрифирменным стандартом «Планирование аудита».

Рабочая группа формируется из сотрудников аудиторской организации и привлеченных лиц. В состав группы целесообразно включать квалифицированных аттестованных аудиторов, назначаемых ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторов-ассистентов, которые, как правило, не имеют аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, необходимо учитывать:

- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);

- предполагаемые сроки работы группы;

- количественный состав группы;

- должностной уровень членов группы;

- преемственность персонала группы;

- квалификационный уровень членов группы.

Все члены рабочей группы должны заполнить форму «Независимость аудитора», согласно которой руководством аудиторской организации оценивается независимость аудитора и возможность его участия в данной проверке. Состав рабочей группы утверждается приказом руководителя аудиторской организации.

 

 

Таблица 3 -Общий план аудита наличия и движения материальных ценностей

Планируемые виды работ        

Период   
проведения

Исполнители

1. Проверка операций по поступлению  

   материально-производственных  запасов              

10.01.2011г.

Ивашов И.И.  
Сидоренко Л.И.

2. Проверка аналитического движения      материально-производственных запасов на складах предприятия        

11.01.2011г.

Ивашов И.И.  
Сидоренко Л.И.

3.Проверка учета использования учета    материально-производственных запасов,

Списания недостач, потерь и хищений   

12.01.2011г.

Ивашов И.И.  
Сидоренко Л.И.

4. Проверка сводного учета    материально-производственных запасов   

13.01.2011г.

Ивашов И.И.  
Сидоренко Л.И.

5 Проведение анализа использования  материально-производственных запасов

14.01.2011г.

 

 

 Перед  началом проверки руководитель  аудиторской проверки должен:

- подробно  проинформировать членов группы  о результатах полученной предварительной  информации, целях аудита, программе  и графике проверки;

- ознакомить  членов группы с возможными  сложностями, которые могут повлиять  на характер, объем и время  проверки;

- определить  перечень необходимых для аудита  внутрифирменных форм (из пакета  имеющихся в распоряжении аудиторской  организации);

- распределить  обязанности между членами группы  и закрепить за каждым исполнителем  конкретный раздел программы  проведения аудиторской проверки.

Копия приказа о формировании рабочей группы и заполненные членами группы формы «Независимость аудитора» подшиваются в «Дело клиента».

Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (разд.5, 6), предусматривает подготовку общего плана и программы аудита. В общем плане указывают виды работ и сроки проведения аудита, в программе - виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, период их проведения, исполнителей, рабочие документы. Содержание общего плана и программа аудита приведены в таблице 3 и приложении В.

2 Аудиторская проверка операций  по движению материально-производственных  запасов

 

2.1 Методика проведения  основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов

Прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету материально-производственных запасов (МПЗ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на следующее:

- как учитываются материальные  ценности — по фактической  себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

- какой метод используется для  списания материальных ценностей на затраты производства;

- какой метод применяется для  учета движения материальных ценностей на складах.

Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета материально-производственных запасов, приведены в таблице 4

Таблица 4- Варианты учета МПЗ в соответствии с учетной политикой

Элементы учетной политики

предприятия

Вариант выбора

Форма бухгалтерского учета

Упрощенная Мемориально-ордерная

Журнально- ордерная

Автоматизированная

Способ оценки материалов

при отпуске в производство и

 ином выбытии

1 по себестоимости каждой единицы

 Запасов

2 по средней себестоимости

3 По себестоимости первых по 

времени закупок (ФИФО)

Приобретение  материальных

 ценностей

1 С использованием счетов 15,16,10

2   С использованием счета 10

Оценка материалов в текущем

учете

По фактической себестоимости


 

Уточнив соответствие положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

- учет поступления материальных  ценностей;

- аналитический учет движения  материальных ценностей на складах  предприятия;

-учет использования материальных  ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;

- сводный учет материальных  ценностей;

- анализ использования материальных  ресурсов.

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.

Так, для уточнения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно использовать наблюдение (обычно процесса проведения инвентаризации). В ходе аудиторской проверки аудиторы могут в необходимых случаях сами провести инвентаризацию.

Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их значением, отраженным в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.

Отражение в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальность остатков на счетах учета МПЗ проверяют с помощью процедуры подтверждения.

Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению МПЗ проводят путем использования процедуры инспектирования.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета МПЗ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Для уточнения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования МПЗ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется процедура инспектирования./15/

Операции, отраженные в первичных документах, в журналах-ордерах, ведомостях, главной книге, бухгалтерской отчетности, проверяются с помощью инспектирования. Особое внимание здесь следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в разные периоды, данных отчета о движении материально-производственных запасов с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.

Проверяя учет поступления материалов, прежде всего, уточняют, какой вариант применяет проверяемый субъект: с использованием счетов 15 и 16 или без него. Далее контролируют правильность оформления первичных документов на поступление материалов, их оценку, ведение аналитического учета (по номенклатурным номерам, артикулам и др.). Одновременно устанавливают, как был выделен НДС, отнесен на счет 19 и списан в дальнейшем на счет 68 субсчет НДС.

Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути). По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартера), поступивших безвозмездно и др.

При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Важно ознакомиться с организацией складского учета материалов и как ведется контроль операций, выполняемых на складе, со стороны бухгалтерии. Предприятия применяют преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей в размере номенклатурных номеров по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль — операция весьма трудоемкая.

Третий метод — наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персональных компьютеров (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.

Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО).

Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая. Второй метод (оценка по средней себестоимости) наиболее распространен. При его применении важно правильно устанавливать средние цены. Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.

Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожара) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Списание сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами и отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера ф. № 10, ведомостей ф. № 10, 11, 10с, 14, 15с и главной книги.

Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части их отражения в балансе.

При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.

Анализ использования материальных ресурсов нацелен на выявление соответствия запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др./15/

В качестве путей рационализации учета производственных запасов можно предложить: использование ПК; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.

Описания использованных аудиторских процедур и их результатов предусмотрены Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (п.2.1.6). Составление описания аудиторских процедур представлено на примере аудита сохранности и учета материально - производственных запасов, описанных в Приложения Г.

Для сокращения сроков аудиторской проверки и повышения ее эффективности можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально - ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (Приложение Д).

В ходе выполнения аудиторских процедур аудитор по каждому разделу проверки составляет специальную таблицу (рабочий документ аудитора), в которой отражается соответствие данных бухгалтерских операций содержанию хозяйственных операций. Фрагмент рабочего документа представлен в Приложении Е. Рабочие документы аудитора используются при составление аудиторского отчета.

 

2.2 Описание аудиторских процедур  по  существу

 

Аудит использования материально-производственных запасов (МПЗ) рекомендуется начинать с установления мест их хранения и определения круга материально ответственных лиц.

Информация о работе Обобщение результатов аудита материально-производственных запасов