Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель работы состоит в теоретическом рассмотрении расходов банков и определении путей их оптимизации.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить экономическую сущность, классификацию расходов банка;
– рассмотреть источники формирования расходов банка;
– изучить ценообразование банковских продуктов;
– провести оценку выполнения плана и динамики расходов банка;
– проанализировать сбалансированность доходов и расходов банка;
ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические аспекты формирования расходов банка
1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка 5
1.2 Источники формирования расходов банка 9
1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов 12
2 Оценка расходов банка
2.1 Оценка выполнения плана и динамики расходов банка 21
2.2 Оценка сбалансированности доходов и расходов банка 29
2.3 Пути оптимизации расходов банка 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
6. Расходы на содержание персонала:
– расходы на содержание персонала (заработная плата, премии, расходы по подготовке кадров, компенсации, прочие расходы);
– социально-бытовые расходы (финансирование других социальных нужд)
– несвоевременное и неправильное списание средств со счетов владельцев и зачисление сумм, причитающихся владельцам счетов;
– неправильное направление (перевод) средств, списанных со счетов владельцев;
– нарушение очередности платежа;
– несвоевременное сообщение налоговым органам об открытии счетов клиентам;
– нарушение кредитных и депозитных договоров;
– нарушение расчетов с бюджетом;
– другие нарушения.
– отчисления в фонды и резервы;
– комиссия уплаченная (по кассовым, расчетным, гарантийным операциям, по операциям инкассации и др.);
– другие операционные расходы;
– другие произведенные расходы [20, с.67].
Таким образом, расходы банка представляют собой затраты денежных средств банка на выполнение различных операций банка и обеспечение его функционирования.
Расходы банка классифицируются по видам издержек, по месту возникновения и по объектам.
В расходах банка выделяют три укрупненных группы издержек: затраты на выплату процентов, непроцентные расходы и резервы для компенсации потерь по ссудам; либо две группы: процентные и непроцентные расходы. В свою очередь непроцентные расходы состоят из части общебанковских операционных издержек, расходов по обеспечению функционирования банка и прочих расходов.
1.2 Источники формирования расходов банка
Источниками формирования расходов банка являются следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:
1. Расходы, связанные с
осуществлением
– начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счетам «лоро» банков-корреспондентов, срочным вкладам и депозитам, а также по межбанковским кредитам;
– расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;
– расходы по операциям с ценными бумагами;
– расходы по операциям с драгоценными металлами;
– расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;
– операционные расходы.
2. Расходы, связанные с
обеспечением хозяйственной
– амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;
– арендная плата по основным средствам;
– эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;
– канцелярские расходы.
3. Расходы, создающие условия
для проведения банковских
– расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
– расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсимильной и спутниковой связью;
– расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, дорожных чеков и др.);
– расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек, других носителей банковской информации;
– расходы по подписке на специальные издания;
– суммы платы за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников.
4. Расходы, связанные с имиджем банка:
– представительские расходы;
– расходы на рекламу;
– командировочные расходы;
– оплата маркетинговых, консультационных, информационных услуг;
– оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь;
– отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг).
5. Расходы на содержание
аппарата управления, по оплате
труда работников банка и
6. Налоги, включаемые в
соответствии с
Следует отметить, что ряд
перечисленных статей включается в
расходы в соответствии со сметами,
которые должны утверждаться ежегодно
правлением или советом банка
в пределах установленных законодательно
норм. В качестве примера можно
привести представительские расходы,
расходы на рекламу, командировочные
расходы, связанные с банковской
деятельностью, выплаты компенсаций
за использование работниками
На счетах процентных расходов учитываются все процентные платежи, являющиеся результатом задолженности по счетам первого, третьего и четвертого классов. Сумма процентных расходов складывается из процентов, уплаченных в течение определенного периода с учетом суммы накопленных процентов по состоянию на его конец (сравните с практикой учета материальных затрат в других отраслях народного хозяйства республики».
Основное влияние на процентные расходы оказывает состояние финансового рынка, характер государственного регулирования банковской деятельности, порядок налогообложения, темп инфляции, тип банка и др. В том числе, на макроуровне на сумму процентных расходов значимо влияют уровень резервных требований и учетная политика центрального банка, на микроуровне — размер средних остатков привлеченных депозитов и размер средней процентной ставки по депозитам [10, с.31].
Контроль процентных расходов банка осуществляется посредством анализа составляющих элементов: процентов, выплаченных за привлеченные кредиты банков, за привлеченные средства юридических и физических лиц и т. п. Более глубоко изучаются расходы, которые связаны с ростом операционных рисков [17, с.361].
Комиссионные расходы банков включают затраты, понесенные в течение определенного периода с учетом сумм накопленных платежей по состоянию на его конец: комиссионные расходы по операциям с Национальным банком Республики Беларусь, с другими банками, клиентами; комиссионные расходы по операциям с ценными бумагами, на валютном рынке и рынке драгоценных металлов, проводимым за счет самого банка; прочие комиссионные расходы. Размер суммы понесенных комиссионных затрат зависит от степени развития операций, развитости филиальной сети банка [18, с.46].
Прочие банковские расходы (потери) состоят из потерь по сделкам с ценными бумагами, прочих расходов по операциям на валютном рынке и рынке драгоценных металлов. Эти убытки могут касаться активов, пассивов, забалансовых операций, номинированных в иностранной валюте. В зависимости от объема и эффективности операций на фондовом и валютном рынках складывается сумма потерь банка от их проведения. Также в эту группу издержек входят расходы на консультационные услуги аудиторские расходы; расходы по инкассации наличных денег и др. [17, с. 362].
1.3 Себестоимость
операций банка и
Процесс установления цен на банковские услуги включает в себя следующие последовательные этапы:
– определение целей ценовой политики;
– анализ спроса;
– оценка затрат или анализ процентных и непроцентных расходов;
– выбор метода определения цен;
– формирование общей стратегии банковского ценообразования [15, с.254].
Ценовая политика банка — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада.
В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию: она согласует интересы банка и клиентов [13, с.219].
Процесс разработки ценовой стратегии банка состоит из нескольких этапов.
Для каждого банка первостепенной является задача получения максимальной прибыли. Однако в условиях конкуренции и изменения конъюнктуры рынка данная задача может быть сформулирована по-другому, например получение максимальной прибыли при удержании лидерства на рынке. В данном случае банк преследует цель — становление максимально возможных цен на свои продукты при условии удержания лидирующего положения в определенном рыночном сегменте, которое практически исключало бы возможность конкуренции и позволяло бы длительное время работать с достаточной прибылью.
2. Анализ факторов, влияющих на цену, как внутренних, так и внешних.
К внутренним факторам (зависящим от самого банка) относятся затраты на оказание услуг, качество банковских продуктов (уникальность, индивидуальность, мобильность и т. п.), быстрота и качество обслуживания, выбор рыночных сегментов, имидж банка, наличие дополнительных услуг, жизненный цикл данного банковского продукта.
К внешним факторам относятся уровень реального и прогнозируемого спроса на данный вид банковского продукта в данных рыночных сегментах и его эластичность, наличие ресурсов, уровень инфляции, наличие конкуренции, цены конкурентов на аналогичные услуги, аспекты регулирования банковской деятельности со стороны государства. Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием этих факторов. Факторы внешней среды неподконтрольны банкам и должны рассматриваться с точки зрения необходимости учета их влияния при разработке стратегии развития банка.
3. Определение методов ценообразования.
Существует несколько основных методов определения цен на банковские услуги в практике стран с развитой рыночной экономикой. Среди них можно выделить:
– установление цены путем суммирования затрат на оказание данной услуги и необходимой прибыли;
– расчет цены на основе расчета безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
– определение цены на основании оценок потребительских качеств данного банковского продукта и т. д. [4, с.357].
Актуальность вопросов раскрывающих методы ценообразования в деятельности банка на современном этапе экономического развития страны, когда государственное регулирование этой сферы очень остро реагирует на изменения, связывается с такими факторами:
– ценообразование становится одной из главных проблем рыночной экономики, выступая в роли ее гибкого инструмента;
– ориентация на целевую направленность организации, ориентированной на маркетинг;
– наличие проблем, связанных со свободным установлением цен (критерии и порядок образования цены в рыночных условиях, порядок регулирования ценообразования со стороны государственных органов, политика цен вообще и т.д.);
– в ценовой конкуренции — постепенное снижение значимости методов в условиях глобализации финансовых рынков, на фоне того явления, что большинство малых и средних банков не имеют достаточного объема финансовых ресурсов, чтобы активно использовать методы неценовой конкуренции.
Специфика цены как инструмента реализации маркетинговой стратегии заключается в том, что она принадлежат к группе контролируемых факторов, и является основным показателем, определяющим прибыль, в то время как другие элементы комплекса маркетинга определяют затраты.
Несмотря на указанные
выше ценовые ограничения в
– рынки банковских услуг характеризуются относительно небольшим количеством продавцов — финансово-кредитных институтов и значительным количеством покупателей банковских услуг — юридических и физических лиц;
большинство цен на банковские услуги не определяется заранее, а устанавливается по договоренности (исключение — некоторые виды цен на услуги населению, публикуемых в рекламных объявлениях);
– для рынков банковских услуг характерно наличие разнообразных потребительских предпочтений (территориальных, личных), снижающие чувствительность клиентов к ценовым изменениям.