Оценка расходов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом рассмотрении расходов банков и определении путей их оптимизации.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить экономическую сущность, классификацию расходов банка;
– рассмотреть источники формирования расходов банка;
– изучить ценообразование банковских продуктов;
– провести оценку выполнения плана и динамики расходов банка;
– проанализировать сбалансированность доходов и расходов банка;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические аспекты формирования расходов банка
1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка 5
1.2 Источники формирования расходов банка 9
1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов 12
2 Оценка расходов банка
2.1 Оценка выполнения плана и динамики расходов банка 21
2.2 Оценка сбалансированности доходов и расходов банка 29
2.3 Пути оптимизации расходов банка 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_raskhody.docx

— 140.17 Кб (Скачать файл)

Традиционно слабое развитие методов ценовой стратегии в  банковской сфере обуславливается  в первую очередь принятой практикой  установления цен без адекватного  учета структуры расходов. Кроме  того, ценовые стратегии банков редко согласуются с общей стратегией маркетинга, что также является причиной недостаточного использования такого мощного фактора воздействия на рынок, как цена.

Для разработки соответствующей  ценовой стратегии руководство  банка должно, прежде всего, определить цели ценообразования. Вообще они должны быть направлены на достижение банком стратегических целей, стоящих для  него в условиях важного рыночного  сегмента.

Цели ценообразования  не должны рассматриваться как частный, ни с чем не связан показатель, так  как их достижение должно способствовать успешному осуществлению общей  банковской стратегии.

В зависимости от стадии жизненного цикла продукта (услуги) различают следующие стратегии  такого процесса, как ценовая политика:

1. Интенсивный (активный) маркетинг и система цен. Установка  высокого уровня цены и расходования  значительных средств на стимулирование  сбыта обеспечивает значительную  прибыль, а расходы на стимулирование  сбыта позволяют быстро продвинуть  продукт на рынок. Эта стратегия  выгодна, если:

– потребители в большинстве своем не осведомлены о новом продукте;

– для уже информированных клиентов цена не является основным стимулом приобретения;

– необходимо противодействовать конкуренции.

2. Выборочное проникновение  (высочайший уровень цен за  незначимого стимулирования сбыта). Употребляется в вариантах, когда:

– емкость рынка незначительна;

– продукт известен большинству потребителей;

– потребители готовы платить  более высокую стоимость [21, с.46].

Специфика банковского ценообразования  предопределяется особенностями банковского продукта.

Банковский продукт (услуга) — разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

В настоящее время кредитные  учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.

Особенности банковских услуг  состоят в следующем:

– они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;

– оказание банковских услуг  связано с использованием денег  в различных формах и качествах;

– абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;

– купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени [15, с. 112].

Важной чертой продукта банка  является его имидж. Имидж — это  распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных  либо же исключительных характеристиках  продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его  из ряда аналогичных продуктов.

Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:

– имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт;

–качество продукта;

– характеристики аналогичного продукта других банков;

– критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.

Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению  к отмеченным факторам. Он сам, в  свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь  находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов. В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества, экономике, с философией руководства банка, с его миссией, особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами. В рыночной экономике банк существует постольку, поскольку имеется спрос на его товар (услуги). В зависимости от спроса банк вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки уделяют ныне разработке новых банковских продуктов (или их модернизации), так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Без этого на современном рынке просто невозможно [19, с. 394].

Для успешного внедрения  нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим основным положениям:

– самое главное —  любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей;

– продукт должен опираться  на сильные стороны деятельности банка или его подразделения;

– продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений  его конкурентов;

– любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его  руководства;

– разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь упреждающий (стратегический) характер.

Для банка внедрение в  практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу. Но и за короткое время можно, особенно в российских условиях, сделать «большие деньги», а, главное, привлечь к себе новых клиентов, существенно пополнить клиентскую базу.

Банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.

Процесс создания, внедрения  и снятия банковского продукта (услуги) проходит ряд этапов:

– поисковые исследования, выработка идей нового или совершенствование существующего продукта;

– отбор оригинальных идей;

– маркетинговые исследования;

– разработка нового или совершенствование существующего продукта;

– испытание продукта в рыночных условиях и анализ результатов;

– выведение продукта на рынок;

– модернизация продукта или  снятие его с рынка [12, с. 274]

Для банковской сферы процент  за кредит значит то же, что для товарного  мира такие виды цен, как розничные  цены, заработная плата или цена рабочей силы, цена земли [16, с. 420]

Процент за кредит связан со всей системой цен, действующей в  стране. Классифицируем эту систему  по следующим признакам:

– степень свободы или  регулирования цен. В настоящее  время ставка рефинансирования регулируется государством в лице Национального  банка Республики Беларусь, в то время как процент по конкретному  кредитному договору устанавливается  свободно каждым банком;

– характер экономического оборота. Кредит обслуживает все отрасли и сферы народного хозяйства, и заемщиками выступают промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства, строительные, транспортный, торгово-посреднические, торговые организации, а также организации сферы услуг. Иными словами, кредит используют как в производственной, так и в непроизводственной сфере;

– форма организации торговли - продажа свободная и аукционная. На кредитных аукционах процент определяется по принципу аукционных торгов: ставка определяется методом отсечения;

  • срок действия и сезонности и др.

Процент по кредиту — важнейший индикатор, характеризующий направление развития экономической жизни общества. Он отражает состояние денежного рынка и денежного обращения.

Повышение процента говорит  об изменении конъюнктуры, о нарушении  законов денежного обращения, что ведет к росту инфляции и падению покупательной способности денег. Именно поэтому в его регулирование всегда вмешивается государство [20, с. 85].

Понятие «себестоимость продукции» (продукта) в нормативных документах сегодня практически не используется, тем и менее в системе деятельностью любой организации (и кредитной, и некредитной) без этого метода бухгалтерского учета обойтись по-прежнему невозможно. Себестоимость представляет собой неотъемлемую часть механизма ценообразования в кредитных учреждениях, используется для выявления непроизводительных, неэффективных расходов банка, в прогнозировании и бюджетировании, для оценки целесообразности дальнейшего осуществления тех или иных банковских операций, оптимизации ассортимента предоставляемых банком услуг, для оценки качества работы управленческого персонала и т. д.

Себестоимость можно рассчитывать как по укрупненной или всей совокупности активных операций банка, так и по узким их группам и единичным операциям. При укрупненном операционно-стоимостном анализе совокупный коэффициент внутренней стоимости банковских операций (К) рассчитывается по формуле:


                                   (1)

где: R — совокупные расходы банка (по пассивным и активным операциям); — дополнительные доходы, не связанные с основной деятельностью банка, но идущие на частичное покрытие его расходов;

 А — общая сумма актива баланса банка за рассматриваемый период;

 — сумма статей актива, не приносящих доходов.

Приведенный выше коэффициент  является одним из основных обобщающих показателей эффективности произведенных банком расходов, связанных с осуществлением тех или иных банковских услуг, или же показателем эффективности использования банком его ресурсов (поскольку активы, приносящие доход и находящиеся в знаменателе данного показателя, являются по сути эффективно вложенной частью ресурсов). Данный показатель представляет собой минимальную, не приносящую прибыли, стоимость совокупного банковского продукта (т. е. по сути себестоимость), выраженную в относительных единицах измерения.

Расчет внутренней стоимости  банковских операции вполне правомерно считать калькулированием затрат, а при возможности и цен операций.

В соответствии с традиционно  принятой в отечественном бухгалтерском учете методологией определения затрат расходы банка, связанные с осуществлением его активных операций, могут быть разделены на прямые и косвенны Прямые расходы непосредственно относят на осуществление определенной операции или групп операций, в то время как косвенные расходы имеют обще банковский характер и являются по своей сути накладными.

Выделяя прямые и распределяя  косвенные затраты по отдельным  операциям можно определить внутреннюю стоимость отдельных банковских операций.

Средний коэффициент внутренней стоимости отдельных операции банка Kvsi в общем виде можно определить по формуле:

 

                                     (2)


 

где: — прямые банковские расходы на осуществление данного вида операций банка (связанные как с привлечением средств, так и с обслуживанием размещенных);

 — косвенные расходы банка,  связанные с проведением данных  операций приходящиеся на их  долю;

Di — побочные, дополнительные доходы, которые могут быть отнесены к рассматриваемым операциям;

Аi — активы данной группы;

Аz — замороженные активы, приходящиеся на данный круг операций.

 

С методологической точки  зрения указанный коэффициент представляет собой даже не столько себестоимость  операций банка, сколько соответствует  используемому организациями показателю затрат, приходящихся на рубль продукции, поскольку в числителе показателя внутренней стоимости продукта находятся затраты банка (прямые и косвенные), а в знаменателе — объем выпускаемой им продукции (величина работающих активов).

Затраты, включаемые в себестоимость  любой операции, определяются в свою очередь, характеристиками самой операции — ее видом, сроками, способ начисления процентов, иными условиями. 

Расчет внутренней стоимости  кредитных операций может быть произведен и другим способом, суть которого заключается в следующем. Договорной процент по сделке складывается из реальной цены кредитных ресурсов и спрэда (разрыва между процентными ставками, по которым банк привлекает средства и по которым выдает их заемщикам), определяемого каждым банком для себя самостоятельно. При этом для безубыточной деятельности банка договорная цена кредита должна быть не ниже суммы средней реальной стоимости ресурсов и достаточной маржи (Мd). Последняя представляет собой минимальный разрыв в ставках по активным и пассивным операциям, позволяющий банку покрывать общие расходы на функционирование, но не приносящий прибыли, и определяется как:

Информация о работе Оценка расходов банка