Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:13, реферат
Проблемы заработной платы по актуальности и важности могут соперничать только с проблемами оптовых и розничных цен, а также с разгосударствлением собственности.
Введение
Глава 1. Формы и системы оплаты труда
1.1 Назначение и основное содержание форм оплаты труда
1.2 Системы сдельной оплаты, рациональные условия их применения
1.3 Повременная система оплаты труда
1.4 Бестарифные системы оплаты труда
1.5 Комиссионная форма оплата труда
1.6 Система плавающих окладов
1.7 Современные системы оплаты труда. Диапазонная тарифная система
Глава 2. Анализ системы оплаты труда на примере ОАО "Энергия"
2.1 Техническо-экономическая характеристика предприятия ОАО "Энегрия"
2.2 Анализ организации оплаты труда
Глава 3. Современные формы оплаты труда на предприятии ОАО "Энергия"
3.1 Существующие формы оплаты труда на предприятии
Вывод и предложения
Список используемой литературы
Бенефиты или социальные пособия рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К бенефитам относятся медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.
Разработка
базовой заработной платы (постоянной
части денежного
ü Выделение категорий персонала компании по отношению к основному продукту.
ü Описание и анализ рабочих мест (должностей).
ü Классификация рабочих мест (должностей) по внутрифирменной ценности.
ü Тарификация рабочих мест (должностей) и определение разрядов по оплате.
ü Установление базовых окладов, установление надбавок и доплат - формирование системы постоянной (базовой) заработной платы с учетом результатов анализа рыночной стоимости.
3.2 Рекомендации по организации оплаты труда работников ОАО"Энергия"
На этом этапе необходимо выделить категории персонала, для которых будут разрабатываться разные системы денежного вознаграждения. Обычно выделяют основной персонал, вспомогательный, обслуживающий и управленческий. Выделение на категории проводится по отношению к конечному продукту компании. К основному персоналу относятся сотрудники, непосредственно занятые в процессе производства (для производственных предприятий) или в процессе сбыта (для торговых предприятий, т.е. непосредственное влияющие на конечную продукцию предприятия. Основной персонал является "зарабатывающим", т.е. приносящим выручку предприятию.
Вспомогательный персонал обеспечивает деятельность основного, косвенно участвуя в создании конечного продукта, создавая инструменты и средства труда для основного процесса.
К обслуживающему
персоналу относятся
К управленческому персоналу относятся высший и средний менеджмент предприятия.
Структура и содержание компенсационного пакета и принципы материальной компенсации для различных категорий персонала будет различным, ведь вклад разных категорий в конечный продукт разная и отличия должны быть и в системе вознаграждения.
Описание, анализ и классификация рабочих мест (должностей)
В результате этого этапа работы должно быть получено представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест) и это представление фиксируется в соответствующих документах.
Ниже приводятся основные информационные блоки, на основе которых разрабатываются вопросы, включаемые в соответствующие вопросники для проведения анализа работы:
место работы - подразделение;
название должности;
должность руководителя, работника;
должности персонала, находящегося в непосредственном подчинении у работника;
главная цель работы;
перечень основных задач и обязанностей работника;
основные показатели работы - торговый оборот, размер контролируемых финансовых ресурсов, количество персонала, производительность и т.п.;
сведения об использовании специального оборудования или станков;
информация о необходимости работы с людьми - в или за пределами организации;
особые обстоятельства, такие как неудобные часы работы, командировки, неблагоприятные и опасные условия труда;
требуемое образование и
необходимость обучения;
требуемый опыт - минимальный и желательный;
особые навыки или
Классификация рабочих мест (должностей).
На основе анализа функций рабочих мест и должностей проводится следующий этап - анализ и классификация рабочих мест (должностей) по степени ценности каждого из них для предприятия. Это может быть как простым ранжированием по интуитивно понятным критериям, так и сложной процедурой многокритериального оценивания и присвоения баллов должностям и рабочим местам. В итоге необходимо получить список должностей, которые иерархически упорядочены и отличаются друг от друга масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в достижение целей предприятия, требуемым уровнем квалификации, напряженностью труда.
Простой способ: ранжирование по обобщенному критерию внутрифирменной ценности должности:
Провести иерархическое
Сгруппировать должности по категориям (топ-менеджеры, специалисты, менеджеры, обслуживающий персонал, младший персонал и т.д.);
Осуществить присвоение
Сложный способ: балльная оценка должностей на основе выделенных факторов:
С группой экспертов выделить ключевые факторы оценки должностей (сложность работы, требуемая квалификация, ответственность, напряженность, загруженность и т.д.);
Определить веса факторов оценки;
Разработать матрицу баллов для каждого фактора;
Провести процедуру выставления баллов для каждой должности по каждому фактору оценки;
Провести ранжирование
Определить "вилки" для каждой должности;
Провести присвоение разрядов по оплате для каждой должности.
Классификация рабочих мест (должностей) в компании "Энергия" происходила по методу балльных оценок с использованием факторных точек.
Сначала были получены описания рабочих мест (должностей), разработаны должностные инструкции и положения о подразделениях, затем анализу подверглись описания должностей.
Экспертная группа (основные специалисты и руководители подразделений) выделили ключевые факторы оценки и значимость каждого фактора при оценке должности. В результате выделились следующие факторы:
Таблица 13
Фактор оценки |
Субфактор оценки |
Максимальные баллы |
Всего |
Требуемая квалификация |
Образование |
50 |
200 |
Опыт работы |
150 | ||
Сложность работы |
Умственные усилия |
100 |
150 |
Физические усилия |
50 | ||
Инициативность и самостоятельность |
150 |
150 | |
Ответственность |
Ответственность за работу подчиненных |
100 |
500 |
Ответственность за контакты с клиентами и сторонними организациями |
100 | ||
Материальная ответственность |
200 | ||
Ответственность за жизнь и здоровье других людей |
100 | ||
Максимальная оценка должности |
1000 |
Источник: Техпромфинплан ОАО "Энергия" на 2011 год.
Та же группа экспертов провела оценку всех рабочих мест (должностей) по разработанным ключевым факторам. Оценки экспертов для каждой должности усреднялись, и по усредненному баллу было проведено иерархическое упорядочивание рабочих мест (должностей) от генерального директора до курьера.
Классификация рабочих мест (должностей) завершается присвоением тарифных разрядов для каждой должности. Для обеспечения возможности карьерного роста сотрудника внутри одной должности была предусмотрена вилка разрядов по каждой должности (обычно делают 3-4 ступени). Таким образом, была получена 16-ти разрядная сетка, в которую уместились 7 категорий должностей.
Таблица 14
Категория персонала |
Должности |
Интервал оценочных баллов |
Разряды |
Высшие руководители |
Генеральный директор |
1000 - 800 |
15-16 |
Коммерческий директор |
15-16 | ||
Заместители генерального директора |
Финансовый директор |
799 - 700 |
12-14 |
Зам. по производству |
12-14 | ||
Зам. по персоналу |
12-14 | ||
Зам. по продажам |
12-14 | ||
Средний управленческий персонал |
Начальники отделов |
699 - 500 |
10-12 |
Главный бухгалтер |
10-12 | ||
Зам. начальников отделов |
9-11 | ||
Специалисты |
Юрист |
499 - 300 |
8-10 |
Художник-модельер |
8-10 | ||
Специалист по рекламе |
8-10 | ||
Специалист по маркетингу |
8-10 | ||
Бухгалтер |
7-10 | ||
Экономист |
8-10 | ||
Программист |
8-10 | ||
Менеджеры |
Ведущий менеджер |
299 - 200 |
8-9 |
Старший менеджер |
7-8 | ||
Менеджер |
6-7 | ||
Офис-менеджер |
6-8 | ||
Младший персонал |
Помощник менеджера |
199 - 150 |
3-5 |
Оператор |
3-5 | ||
Обслуживающий персонал |
Водитель-экспедитор |
149 - 100 |
4-6 |
Повар |
2-3 | ||
Курьер |
1 | ||
Уборщица |
1 |
Источник: Техпромфинплан ОАО "Энергия" на 2011 год.
Для каждого
разряда был установлен разрядный
коэффициент. Разрядный коэффициент
необходим для определения
Было введено внутреннее для компании понятие минимальная базовый оклад (МБО). МБО похоже на понятие минимальной заработной платы (МРОТ), принятой в государстве, это также базовая переменная, используемая при расчете базовых окладов сотрудников компании, которая и умножается на разрядные коэффициенты должностей. МБО зависит от экономических показателей компании и может быть индексирован с их учетом, как в сторону понижения, так и в сторону повышения. Такая индексация нужна для быстрого изменения уровня доходов сотрудников - в случаях резких изменения на рынке заработных плат.
МБО был установлен в размере 2000 руб. (цифры условные). Теперь базовый оклад по каждому разряду определяется путем умножения МБО на разрядный коэффициент.
Таблица 15
Тарифный разряд |
Разрядный коэффициент |
Базовый оклад (в руб.) |
16 |
8 |
16000 |
15 |
7 |
14000 |
14 |
6,5 |
13000 |
13 |
6 |
12000 |
12 |
5 |
10000 |
11 |
4 |
8000 |
10 |
3 |
6000 |
9 |
2 |
4000 |
8 |
1,6 |
3200 |
7 |
1,3 |
2600 |
6 |
1 |
2000 |
5 |
0,9 |
1800 |
4 |
0,8 |
1600 |
3 |
0,7 |
1400 |
2 |
0,6 |
1200 |
1 |
0,25 |
500 |
Минимальный базовый оклад |
2000 |
Источник: Техпромфинплан ОАО "Энергия" на 2011 год.
Система надбавок. Для учета индивидуальных особенностей работников и придания определенной гибкости и управляемости компенсационной системы используются надбавки к окладу. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу и начисляются за совместительство и совмещение профессий, за знание и использование в работе иностранного языка, за руководство другими сотрудниками, за общую эффективность в работе и т.д. Надбавки могут быть постоянными и временными (на 3-6 месяцев).
Таким
образом, (базовый оклад) + (надбавки)
составляют базовую заработную плату.
Базовая заработная плата является
ценой должности и некоторых по
Основными принципами построения системы оплаты труда работников ОАО является дифференциация ставок (окладов) в зависимости от уровня образования работников; от сложности труда по типам и видам производств, от стажа и занимаемой должности.
Объективной количественной мерой, которая выступает в качестве измерителя базовой квалификации работника, является время профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы.
Дифференциация ставок заработной
платы и окладов работников и профессорско-
По каждому типу производственных устанавливается пять стажевых групп. Межстажевые соотношения изменяются по мере необходимости и при наличии финансовых ресурсов для привлечения и сохранения квалифицированных кадров той или иной квалификации. Предусмотрен механизм повышения ставок заработной платы (окладов) за почетные звания и квалификационную категорию.
Наряду с общими для всех работников надбавками к ставкам и окладам в предприятии сохраняются надбавки за работу в трудных условиях, предусмотренные законодательством.
Особенностью формирования системы оплаты труда работников ОАО "Энергия" является дифференциация в уровнях оплаты труда работников в зависимости от профессиональной деятельности работников, а также специалистов ОАО "Энергия" с высшим не образованием по разным сферам деятельности в производствах различных типов и видов.
Схемы
должностных окладов
Размеры должностных окладов работников и специалистов с высшим образованием установлены с учетом квалификационной категории, ученой степени, исполнения дополнительных функций, связанных с руководством коллективом структурного подразделения.