Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:25, дипломная работа
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета, аудита и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра¬щения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Цели и задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа реализации продукции 6
1.2. Нормативно – правовое регулирование учета реализации продукции 14
1.3. Осуществление и порядок учета реализации готовой продукции 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Документальное оформление и учет производства и реализации готовой продукции на предприятии 40
2.3. Учет производства и доходов от продажи готовой продукции 47
2.4. Аудиторская проверка учета и готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 55
3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 73
3.1. Анализ динамики и структуры выпуска и продажи продукции 73
3.2. Анализ конкурентоспособности литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 82
3.3. Пути оптимизации бухгалтерского учета производства и продажи готовой продукции 86
3.4. Резервы увеличения объемов производства и продажи литейной продукции 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
4. Служба охраны записывает
5. Счета - фактуры выписываются по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. № 46 «О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации - поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
Данные платежных поручений ежедневно записываются в ведомости учета реализации продукции №16.
В первом разделе ведомости №16 содержатся данные по счету 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. В этом разделе рассчитывается фактическая себестоимость отгруженной продукции; она сверяется с книгой учета остатков на складах готовой продукции. Учет движения отгруженной продукции ведется во втором разделе ведомости №16. В этом разделе совмещаются синтетический и аналитический учеты отгрузки и продажи продукции и расчетов с покупателями.
Раздел третий «Сводные данные по оплаченным, списанным, неоплаченным и несписанным суммами по предъявленным счетам. Этот раздел служит для контроля оборотов по кредиту счетов 45 и 90 в журнале- ордере №11 и правильности расчета остатка по счету 45 «Товары отгруженные».
Небольшая номенклатура выпускаемой в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» продукции позволяет вести аналитический (сортовой) учет готовой продукции параллельным методом. Так, на складе ведутся карточки количественного учета, а в бухгалтерии - карточки количественно-суммового учета. Записи в карточках склада и бухгалтерии производятся по приходным и расходным первичным документам. По окончании отчетного периода в карточках определяются обороты за месяц и остатки на конец месяца: на складе только по количеству, а в бухгалтерии – в количественном и суммовом выражении. Данные складского учета периодически сверяются с данными бухгалтерии. На основе итоговых данных карточек аналитического учета, ведущихся в бухгалтерии, по окончании месяца составляется сортовая оборотная ведомость. Она составляется в разрезе наименований или номенклатурных номеров изделий. Стоимостные итоговые данные (остатки, приход и расход) сортовой оборотной ведомости соответствуют данными Главной книги по счету 43 «Готовая продукция».
Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость. По окончании отчетного периода в ведомости подсчитывается общее количество каждого вида выпущенной продукции. Путем умножения цены на количество определяется стоимость по учетным ценам выпуска каждого вида изделий, а затем подсчитывается стоимость по учетным ценам всей выпущенной продукции.
Далее в ведомости приводятся данные о фактической производственной себестоимости по видам продукции, которые берутся из аналитического учета основного и вспомогательного производств (ведомости сводного учета издержек производства и калькуляции себестоимости продукции). Затем в накопительной ведомости определяется фактическая себестоимость всей выпущенной и сданной на склад готовой продукции. Фактическая производственная себестоимость выпуска из производства продукции подсчитывается в журнале-ордере N 10 (раздел 2 «Расчет себестоимости товарной продукции»).
Синтетический учет выпуска продукции на ООО «Завод алюминиевого и стального литья» ведется с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», поскольку предприятие использует нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
Рассмотрим пример отражения выпуска продукции на ООО «Завод алюминиевого и стального литья». Литейным цехом сдана готовая продукция на склад по плановой себестоимости на 240 000 руб. при фактических затратах на ее изготовление 230 000 руб. Автопарком предприятия выполнены работы, связанные с доставкой продукции покупателю по плановой себестоимости на 25 000 руб. при фактической себестоимости 30 000 руб. На синтетических счетах это отразится следующим образом (табл. 2.5).
Бухгалтерские записи по выпуску готовой продукции на счетах бухгалтерского учета ООО «Завод алюминиевого и стального литья»
Таблица 2.5
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Отражена фактическая себестоимость готовой продукции |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
20 «Основное производство» |
230 000 |
Отражена фактическая себестоимость работ, выполненных автопарком |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
23 «Вспомогательные производства» |
30 000 |
Оприходована на склад готовая продукция, по плановой себестоимости |
43 «Готовая продукция» |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
240 000 |
Отражена плановая себестоимость работ, выполненных автопарком |
90-2 «Себестоимость продаж» |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
25 000 |
Сторнировано превышение плановой себестоимости выпущенной продукции над фактической (экономия) |
90-2 «Себестоимость продаж» |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (красное сторно) |
10 000 |
Отражено превышение фактической себестоимости работы, выполненной автопарком, над плановой |
90-2 «Себестоимость продаж» |
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» |
5 000 |
Схема учета выпуска продукции по данной операции показана в табл. 2.6
Корреспонденция счетов по учету выпуска продукции в
ООО «Завод алюминиевого и стального литья»
Таблица 2.6
Счет 20 |
Счет 40 |
Счет 43 | |||
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т |
1) 230 000 |
1) 230 000 2) 30 000 |
3) 240 000 4) 25 000 5) - 10 000 6) 5 000 |
3) 240 000 |
||
Счет 23 |
Счет 90 | ||||
Д-т |
К-т |
Оборот |
Оборот |
Д-т |
К-т |
2) 30 000 |
260 000 |
260 000 |
4) 25 000 5) –10 000 6) 5 000 |
Данные синтетического учета выпуска продукции отражаются в соответствующем регистре - журнале-ордере N 10/1 по корреспондирующим счетам и в разделе 3 журнала-ордера N 10. Они берутся из ведомостей сводного учета затрат на производство и накопительной ведомости выпуска продукции.
Выпускаемая из производства продукция оценивается по прямым статьям затрат, т.е. управленческие расходы списываются на счет 90 «Продажи».
Аналитический учет продаж, как и выпуска готовой продукции, ведется в разрезе наименований продукции. По каждому наименованию продукции отражается фактическая производственная себестоимость, управленческие расходы, расходы на продажу, начисленные налоги, поступившая выручка. Аналитический учет ведется в ведомости аналитического учета по счету 90 «Продажи».
Для синтетического учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансовых результатов по основной деятельности ООО «Завод алюминиевого и стального литья» используется синтетический счет 90 «Продажи». К счету 90 «Продажи» открываются субсчета 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»; сведения по каждому субсчету отражаются за каждый отчетный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.
Учет операций по субсчетам счета 90 «Продажи» ведется в ведомости учета по субсчетам счета 90 «Продажи» в бухгалтерии ООО «Завод алюминиевого и стального литья».
К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
В состав расходов на продажу в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» включают: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; на участие в выставках, ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты; прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
- 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;
- 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.
Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации.
Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 90 «Продажи» - Кредит счета 44 «Расходы на продажу»
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
При частичном списании расходов на продажу подлежат списанию (на счет 90) и распределению следующие виды расходов:
- расходы на транспортировку
(между проданным товаром и
остатком товара на конец
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 40 «Выпуск продукции» способом «красное сторно».
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:
- о способах оценки товаров;
- о последствиях изменения способов оценки товаров;
- о стоимости товаров, переданных в залог;
- о величине и движении
резервов под снижение
Сведения о расходах на продажу за отчетный и предыдущие годы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) (ПРИЛОЖЕНИЕ 10-12).
Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) содержит следующие сведения за отчетный и предыдущий периоды о продаже продукции:
- раздел I - о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость продажи товаров, продукции, работ, услуг, расходы на продажу и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);
Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Выручка от продажи ООО «Завод алюминиевого и стального литья» учетной политикой предприятия определена методом отгрузки.
Рассмотрим порядок отражения выручки от продажи готовой продукции на счетах в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» при применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на следующем примере.
В январе 2007 г. была отгружена готовая продукция ООО «Завод алюминиевого и стального литья» по нормативной себестоимости прямых производственных затрат на сумму 250000 руб., по продажным ценам на сумму 450 000 руб. Общехозяйственные расходы за месяц составили 80 000 руб., расходы на продажу – 50000 руб., экономия по выпущенной продукции - 30 000 руб., НДС по проданной продукции - 75 000 руб. Составим бухгалтерские записи по отражению выручки от продаж в табл. 2.7.