Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:25, дипломная работа
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета, аудита и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра¬щения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Цели и задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа реализации продукции 6
1.2. Нормативно – правовое регулирование учета реализации продукции 14
1.3. Осуществление и порядок учета реализации готовой продукции 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Документальное оформление и учет производства и реализации готовой продукции на предприятии 40
2.3. Учет производства и доходов от продажи готовой продукции 47
2.4. Аудиторская проверка учета и готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 55
3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 73
3.1. Анализ динамики и структуры выпуска и продажи продукции 73
3.2. Анализ конкурентоспособности литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 82
3.3. Пути оптимизации бухгалтерского учета производства и продажи готовой продукции 86
3.4. Резервы увеличения объемов производства и продажи литейной продукции 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Синтетический учет готовой продукции на складе ведется на активном счете 43 «Готовая продукция» Учет готовой продукции в течении месяца ведется по плановой себестоимости.
Ежегодно перед составлением годового баланса по состоянию на 1 ноября, согласно учетной политике в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» проводится инвентаризация готовой продукции. Поэтому при проведении аудита было проверено наличие документов по инвентаризации, правильность оформления инвентаризационных описей. На основании инвентаризационных описей, сличительных ведомостей было проверено, правильность отражения в учете результатов инвентаризации.
В результате аудита выпуска готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» выявлено нарушение принципа своевременности и отражения всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета (п.5 ст.8 ФЗ №129-ФЗ от 21.11.1996 г.). Имеются отдельные отклонения в части соответствия данных складского и бухгалтерского учета готовой продукции.
При проверке полноты отражения в бухгалтерском учете в составе готовой продукции всех первичных документов по выпуску готовой продукции путем сравнения с данными складского журнала учета готовой продукции выявлены следующие несоответствия: в январе 2006 года в учете отражено 443 накладных, а номеров 445. Отсутствуют накладные 443, 444. Накладная № 443 от 31.01.06 г отражена в феврале. Отражена в феврале накладная № 442 от 30.01.2006 г. Накладная № 444 в журнале регистрации готовой продукции отсутствует; в оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место некоторые недочеты по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, в приходном ордере по ф. М-4 без номера от 15 января 2006 года не заполнено наименование организации и нет расшифровки подписи лица, сдавшего продукцию на склад; по некоторым видам продукции в карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции на конец периода.
Вторым этапом аудита учета выпуска и реализации готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» являлся аудит ее реализации. Операции этого цикла играют основную роль в формировании результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта, поэтому их достоверность весьма важна.
Аудит организации бухгалтерского учета отгрузки и продажи готовой продукции было проведено по направлениям: изучение учетной политики; контроль правильности организации учета списания готовой продукции; проверка правомерности распределения расходов на продажу счета 44 «Расходы на продажу» по видам продукции; анализ операций по реализации, в который была включена проверка достоверности отражения сумм фактической себестоимости отгруженной продукции на основании данных аналитического учета и первичных документов складского учета и правильности (своевременности) отражения суммы выручки за отгруженную продукцию на счете 90 «Продажи» на основании первичных документов.
Аудит данного участка бухгалтерского учета в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» проводился по следующей схеме (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Схема аудита учета продажи готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья»
Метод отражения выручки для целей налогообложения определен учетной политикой ООО «Завод алюминиевого и стального литья». Для целей налогообложения выручка отражается в следующем порядке:
- в целях налогообложения НДС по мере отгрузки покупателям продукции, товаров, работ, услуг. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его реализации.
- в целях налогообложения
Управленческие расходы в конце месяца подлежат списанию на счет 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Проданная продукция в течение месяца учитывается в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» по фактической себестоимости.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца собираются расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия. На этом счете отражаются следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
В ходе аудита было проверено:
- правильность включения затрат в состав общехозяйственных расходов;
- правильность ведения
- соответствие записей
На счете 44 «Расходы на продажу» в течение месяца собираются все расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции, где отражаются расходы: на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплату труда продавцам на сельскохозяйственных предприятиях; на рекламу; другие аналогичные по назначению расходы. Накопленные на счете 44 расходы на продажу, списываются в дебет счета 90/2 «Себестоимость продукции». В ходе аудита было проверено: правильность включения затрат в состав расходов на продажу; соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно: правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах ее хранения; правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и ведомости; правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой; соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.
На предприятии ведется аналитический учет поступающей выручки. Выручка учитывается по видам реализации в разрезе покупателей, от которых она поступает. Расхождений между выручкой, отраженной в бухгалтерском учете, и заключенными договорами не выявлено. Однако недостатком также является то, что по ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены.
Далее проводился аудит соответствия данных главной книги бухгалтерской отчетности предприятия (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Схема проверки тождества учетных и отчетных данных по готовой продукции, ее отгрузке и продаже
По результатам аудита данного участка учета продажи готовой продукции нарушений в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» не выявлено.
Целью анализа выпуска и продажи продукции является выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции. В связи с этим можно выделить следующие задачи анализа: оценка степени выполнения плана и динамики выпуска и продажи продукции; изучение ассортимента и структуры продукции; оценка качества произведенной продукции; определение ритмичности работы предприятия; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа выпуска и продажи продукции являются: бизнес – план предприятия, оперативные планы – графики; договора на поставку продукции; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.
Регистры аналитического учета включают:
- приемо-сдаточные накладные; ведомости выпуска готовой продукции; ведомости складского учета готовой продукции;
- накладные на отгрузку
- журнал регистрации
- книга продаж; ведомость № 16 «Отгрузка и реализация продукции»
Регистры синтетического учета: журнал – ордер № 11, книга «Журнал – главная»
Бухгалтерская отчетность:
Статистическая отчетность:
Анализ выпуска и продажи продукции на предприятии проводится финансовыми службами с привлечением специальных служб качества, технических служб (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Анализ необходим исключительно внутренним пользователям, он проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Анализ выпуска и продажи продукции нельзя проводить, не зная технологии. Только осведомленный в этой области экономист может объективно оценить результаты выпуска, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время необходимо отметить, что сама технология выпуска стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований.
Можно выделить следующие методы, которые необходимо использовать для проведения анализа выпуска и продажи продукции:
Литые заготовки для разных отраслей машиностроения - основная продукция ООО «Завод алюминиевого и стального литья».
В производственной программе
предприятия предусмотрены
С 2002г. на предприятии начато
освоение новой продукции - железнодорожного
литья, спрос на которую растет
с каждым годом и в настоящий
момент данный вид продукции
является основным для
Таким образом, для оценки выпуска и продажи вся производимая в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» продукция делится на следующие основные группы: стальное литье; чугунное литье; алюминиевое литье; электрошлакового литье; порошки; слитки стальные.
Анализ выпуска и продажи продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» начнем с изучения динамики выпуска и продажи продукции и расчета темпов роста данных показателей за 2004 – 2006 гг. в натуральном и суммовом выражении.
Динамика выпуска и продаж готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» в натуральном выражении
Таблица 3.1
Вид продукции, группа
|
Ед. изм.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. | ||
Изменение тн.
|
Темп роста, % |
Изменение тн.
|
Темп роста, %
| |||||
Стальное литье |
тн |
42292,7 |
52494,6 |
55921,69 |
10201,9 |
124,12 |
3427,09 |
106,53 |
Чугунное литье |
тн |
8901,9 |
7852,0 |
6403,28 |
-1049,9 |
88,21 |
-1448,72 |
81,55 |
Алюминиевое литье |
тн |
239,1 |
211,2 |
47,78 |
-27,9 |
88,33 |
-163,42 |
22,62 |
ЭШЛ |
тн |
- |
- |
529,03 |
- |
- |
529,03 |
- |
Порошки |
тн |
- |
- |
42,01 |
- |
- |
42,01 |
- |
Слитки стальные |
тн |
5486,8 |
55,5 |
202,56 |
-5431,3 |
1,01 |
147,06 |
в 3,6 раза |
Всего литья |
тн |
56 920,5 |
60 613,3 |
63146,35 |
3692,8 |
106,49 |
2533,05 |
104,18 |