Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:25, дипломная работа
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета, аудита и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра¬щения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Цели и задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа реализации продукции 6
1.2. Нормативно – правовое регулирование учета реализации продукции 14
1.3. Осуществление и порядок учета реализации готовой продукции 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Документальное оформление и учет производства и реализации готовой продукции на предприятии 40
2.3. Учет производства и доходов от продажи готовой продукции 47
2.4. Аудиторская проверка учета и готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 55
3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 73
3.1. Анализ динамики и структуры выпуска и продажи продукции 73
3.2. Анализ конкурентоспособности литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 82
3.3. Пути оптимизации бухгалтерского учета производства и продажи готовой продукции 86
3.4. Резервы увеличения объемов производства и продажи литейной продукции 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Таким образом, в целом наблюдается хоть и незначительная, но устойчивая динамика роста объемов производства и продажи продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья». Так за 2005 г. объем продаж увеличился на 3692,8 тн. или 106,5 %, за 2006 г. темп роста объемов продаж составил 104,2 % или 2533,05 тн., при этом значительный рот по производству и продаже готовой продукции за 2006 г. наблюдается по группе «слитки стальные», темп роста которой за 2006 г. составил 3,6 раза по отношению к объемам 2005 г.
Графически динамика объема продаж ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг. в натуральном выражении представлен на рис. 3.1.
Далее рассмотрим структуру объема продаж ООО «Завод алюминиевого и стального литья» по видам производимой и проданной продукции за 2004 – 2006 гг.
Структура объемов продаж по видам и группам продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг.
Таблица 3.2
Показатели |
Кол – во, тн. |
Удельный вес, % |
Изменение в удельном весе, % | |||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Стальное литье |
42292,7 |
52494,6 |
55921,69 |
74,30 |
86,61 |
88,56 |
12,30 |
1,95 |
Чугунное литье |
8901,9 |
7852,0 |
6403,28 |
15,64 |
12,95 |
10,14 |
-2,68 |
-2,81 |
Алюминиевое литье |
239,1 |
211,2 |
47,78 |
0,42 |
0,35 |
0,08 |
-0,07 |
-0,27 |
ЭШЛ |
- |
- |
529,03 |
- |
- |
0,84 |
- |
0,84 |
Порошки |
- |
- |
42,01 |
- |
- |
0,07 |
- |
0,06 |
Слитки стальные |
5486,8 |
55,5 |
202,56 |
9,64 |
0,09 |
0,32 |
-9,55 |
0,23 |
Всего литья |
56 920,5 |
60 613,3 |
63146,35 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Таким образом, наибольший удельный вес в структуре объемов продаж ООО «Завод алюминиевого и стального литья» составило стальное литье – 74,3%, 86,6% и 88,6% за 2004 – 2006 гг. соответственно, при этом за 2005 г. удельный вес показателя увеличился на 12,3 % и на 2,0 % за 2006 г.
За 2004 и 2005 гг. в общей структуре объемов производства и продажи продукции нет таких групп продукции как электрошлаковое литье и порошки, что объясняется тем, что освоение данных направлений производства начато только с 25006 г, при этом удельный вес в сумме объемов продаж составил 0,86 % и 0,07 % соответственно.
Продукция чугунного литья в общей структуре готовой продукции предприятия за 2004 – 2006 гг. составляет 15,6%, 12,95 и 10,1% соответственно.
Графически структура объемов производства и продажи готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг. представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Динамика объема продаж готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг. в натуральном выражении, тн.
Объем реализованной продукции в стоимостном выражении (тыс. руб.) по видам продукции представлен в табл. 3.3.
Динамика продажи готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» в стоимостном выражении за 2004 – 2006 гг.
Таблица 3.3
Вид продукции, группа
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. | ||
Изменение тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
Изменение тыс. руб.
|
Темп роста, %
| ||||
Объем реализации - всего, в т.ч. |
2 004 903 |
2 619 593 |
3 073 948 |
614 690 |
130,66 |
454 355 |
117,34 |
- готовой продукции собственного |
1 548 065 |
2 047 156 |
2 283 818 |
499 091 |
132,24 |
236 662 |
111,56 |
из них: - литье для пром. тракторов |
219 052 |
238 417 |
285 068 |
19 365 |
108,84 |
46 651 |
119,57 |
- литье для ж/д вагонов |
1 068 734 |
1 543 298 |
1 751 158 |
474 564 |
144,40 |
207 860 |
113,47 |
- слитки стальные |
45 097 |
1894 |
1811 |
-43 203 |
4,20 |
-83 |
95,62 |
- прочие договорные поставки |
126 823 |
146 554 |
125 879 |
19 731 |
115,56 |
-20 675 |
85,89 |
- прочая продукция (нелитейная) |
88 360 |
1 169 934 |
119 902 |
1 081 574 |
в 13,2 раза |
- 1 050 032 |
10,25 |
- товаров |
- |
- |
30 618 |
- |
- |
30 618 |
- |
Рост объемов продаж в суммовом выражении за 2005 г. по отношению к 2004 г. составил 30,7% или 614 690 тыс. руб., за 2006 г. темп роста объемов продаж составил 17,34% или 454 355 тыс. руб. Значительное повышение выручки от продажи продукции предприятия за 2005 г. обуславливается увеличением отпускных цен предприятия и значительным объемом производства.
Графически динамика объемов реализации продукции предприятия представлена на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Динамика объема продаж готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг. в стоимостном выражении, тыс. руб.
Таким образом, за период 2004 – 2006 гг. наблюдается значительная тенденция роста объемов продаж готовой продукции предприятия, что характеризует сбытовую политику предприятия как достаточно эффективную.
Оценка рентабельности продаж готовой продукции
ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг.
Таблица 3.4
Вид продукции, группа
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Изменение, (+,-) | |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. | ||||
Выручка от продажи готовой продукции, тыс. руб. |
1 548 065 |
2 047 156 |
2 283 818 |
809044 |
499091 |
Себестоимость готовой продукции, тыс. руб. |
1 362 349 |
1 781 216 |
2 048 174 |
418867 |
266958 |
Прибыль от продажи готовой продукции, тыс. руб. |
185 716 |
265 940 |
235 644 |
80224 |
-30296 |
Рентабельность продаж, % |
13,63 |
14,93 |
11,51 |
1,30 |
-3,43 |
Дадим оценку рентабельности продажи продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2006 – 2007 гг. Как свидетельствуют показатели табл. 3.4 за 2005 г. наблюдается увеличение рентабельности литейной продукции предприятия на 1,3%, однако за 2006 г. рентабельность продукции снизилась на 3,4%, снижение рентабельности продукции обусловлено тем, что за 2006 г. произошло снижение прибыли от ее продажи. В целом рентабельность продаж за 2006 г. имеет положительное значение и составляет 11,5%.
На рис. 3.5. графически представлена динамика рентабельности продажи литейной продукции предприятия за 2004 – 2006 гг.
Рис. 3.5. Динамика рентабельности продажи готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 – 2006 гг., %
Далее дадим оценку ритмичности выпуска и продажи литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2004 - 2006 гг. Анализ ритмичности продажи продукции представлен по кварталам года в табл. 3.5.
Ритмичность продажи продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья»
за 2004 – 2006 гг.
Таблица 3.5
Квартал |
Объем продажи литейной продукции, тыс. руб. |
Выполнение объема продажи продукции, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | |||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. к 2004 г. |
2006 г. к 2005 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Первый |
261 712 |
415 698 |
570 118 |
1,59 |
1,37 |
16,9 |
20,3 |
25,0 |
Второй |
389 510 |
496 210 |
610 212 |
1,27 |
1,23 |
25,2 |
24,2 |
26,7 |
Третий |
415 745 |
632 118 |
598 420 |
1,52 |
0,95 |
26,9 |
30,9 |
26,2 |
Четвертый |
481 098 |
503 130 |
505 068 |
1,05 |
1,00 |
31,1 |
24,6 |
22,1 |
Итого: |
1 548 065 |
2 047 156 |
2 283 818 |
1,32 |
1,12 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Из табл. 3.5 видно, что удельный вес фактически реализованной продукции в первом квартале 2006 г. составил 25,0%, что выше показателя 2005 г. на 4,37%. Во втором квартале фактический удельный вес составил 26,7%, что больше показателя 2005 г. на 2,5%, в третьем квартале 2006 г. фактический удельный вес продаж равен 26,2% и ниже показателя 2005 г. на 4,7%, за четвертый квартал 2006 г. удельный вес показателя продаж ниже уровня 2005 г. на 2,5% и составил 22,1%.
Таким образом, доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности по кварталам 2006 г. составила: 20,3%, 24,2%, 30,9% и 24,6%.
Рассчитаем коэффициенты ритмичности, вариации и аритмичности:
Критм. = 20,3 + 24,2 + 30,9 + 24,6 = 100 %
Квар. =
То есть продажа продукции по кварталам за 2006 г. в среднем отклоняется от 2005 г. на 6,2 %.
Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитывается как сумма положительных и отрицательных отклонений в продажах продукции от плана за каждый день (неделю, декаду, квартал). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2006 г. он равен:
Карит. = 0,37 + 0,23 + 0,095 + 0 + 0,12 = 0,82
Таким образом, за 2006 г. наблюдается положительная динамика продажи литейной продукции по отношению к 2005 г., т.е. коэффициент аритмичности продажи литейной продукции составил 0,82.
На продажу готовой продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» предприятия оказывает влияние емкость рынка литья, спрос и существующие на данном рынке продукции конкуренты.
Емкость рынка определяется потребностью рынка в производимой предприятием продукции. К основным конкурентам ООО «Завод алюминиевого и стального литья» на рынке литья являются четыре основных российских завода – изготовителя:
1) ФГУПО ПО «Уралвагонзавод» г. Нижний Тагил – является ведущим вагоностроительным предприятием. Мощность по выпуску полувагонов составляет 25 тыс. вагонов. Рамы и балки изготавливаются в цехах с процессом литья в песчано-глинистые формы. Выплавка металла осуществляется в мартеновских печах. Выпускаемую продукцию литья используют в собственном производстве для строительства новых вагонов.
2) Бежицкий сталелитейный завод – осуществляет выплавку металлов, при этом технология выпуска отстает от передовых.
3) Кременчугский СЛЗ - оснащен современными формовочно - заливочными машинами, выплавка стали производится в электродуговых печах. Проектная мощность по выпуску стального литья – 90 тыс. тонн. Возможности по выпуску продукции значительные.