Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:50, курсовая работа
В экономическую жизнь нашей страны управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его дроблении, в одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб).
В настоящее время выживание и успех деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики с присущей ей высокой конкурентной борьбой во многом определяется степенью развития на нем управленческого учета, который направлен на совершенствование управления бизнесом.
Введение 3- 5
1 Теоретическое обоснование организации управленческого учета 6-19
1.1 Законодательные основы управленческого учета 6-7
1.2 Актуальные вопросы организации управленческого учета 7-19
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Газсервис» 20-24
2.1 Организационная характеристика предприятия 20-22
2.2 Экономическая характеристика предприятия 22-24
3 Организация управленческого на ООО «Газсервис» 25-45
3.1 Учетная политика предприятия ООО «Газсервис» 25-27
3.2 Организация работы бухгалтерской службы и ее структура на ООО «Газсервис» 27-29
3.3 Разработка графика документооборота на ООО «Газсервис» 29-33
3.4 Разработка управленческого плана счетов на ООО «Газсервис» 33-33
3.5 Организация учета затрат на ООО «Газсервис» 33-38
3.6 Организация отчетность на предприятии ООО «Газсервис» 38-40
3.7 Организация учета затрат по центрам ответственности 40-42
3.8 Бюджетирование 42-45
3.9 Процесс принятия решения 46-48
4 Совершенствование организации управленческого учета 49-50
Заключение 51-52
Список литературы 52-53
Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования) [11].
Еще одним важным моментом организации управленческого учета является разработка центров ответственности.
Организационная структура предприятия должна быть увязана с бюджетным методом управления через центры ответственности. В зависимости от характера деятельности подразделения могут выделяться следующие виды ответственности: за расходы — центры затрат, за доходы — центр дохода, за прибыль — центр прибыли и другие [10].
По мнению Вахрушиной Е.И. в любой организации, независимо от ее размеров и организационной структуры управления, можно выделить пять типов центров ответственности:
1) центры затрат (издержек);
2) центры доходов (выручки или реализации);
3) центры прибыли (
4) центры инвестиций;
5) центры инноваций.
В основе классификации центров лежит критерий финансовой ответственности руководителей и основной вид деятельности, которым занимается центр ответственности в соответствии с распределением обязанностей.
Под центром ответственности понимается структурное подразделение, во главе которого стоит менеджер, контролирующий средства, вкладываемые в закрепленный за ним сегмент бизнеса [15].
1. Центр затрат (издержек) — подразделение предприятия, где возникают издержки и по которому ведется их самостоятельный учет. Предпосылками выделения центров затрат или издержек служат возможности их пространственного разграничения, наличие измерителей для учета издержек, а также простота разграничения затрат. Центры группируют следующим образом: материальные, производственные, сбытовые, управленческие, исследовательские, конструкторские и пр. Каждый центр затрат (издержек) представляет собой отдельный объект аналитического учета в разрезе экономических элементов затрат и по статьям калькуляции. Места возникновения затрат могут подразделяться на основные и вспомогательные. Центр возникновения затрат возглавляет менеджер, которому даны наименьшие управленческие, но наибольшие производственно-технические полномочия, поэтому он отвечает за произведенные расходы, которые измеряются в натуральном выражении. Менеджер центра затрат отвечает за соблюдение норм и нормативов материальных расходов. Результатом деятельности центра или места возникновения затрат служит произведенная продукция, выполненная работа или услуги [14].
Обычно центр затрат объединяет однотипные машины, оборудование или рабочие места, где возникают прямые издержки производства, которые списываются на произведенную продукцию (работы или услуги). Центр затрат может быть большим или малым. Крупные центры затрат состоят из более мелких, которые делятся на совсем мелкие, называемые местом возникновения затрат.
На основании имеющихся полномочий центр затрат реализует задачу получения максимального результата при определенном уровне вложения без учета качества. На предприятиях с линейно-функциональной структурой управления имеется несколько центров затрат, руководителям которых предоставлено право принимать самостоятельные решения о том, как использовать выделенные ресурсы для достижения утвержденной свыше цели. При этом менеджеры центров затрат несут ответственность за принятые решения по двум причинам: 1) согласно должностным обязанностям; 2) как участники в пределах предоставленной компетенции в подготовке предложений при определении стратегии предприятия [17].
2. Центр доходов (выручки или реализации) ответственен за выполнение договорных обязательств по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ. Руководитель этого центра несет полную ответственность за получение выручки, но не отвечает за затраты. Менеджеры центра доходов обеспечивают поступление средств на расчетный счет (финансовые цели) и возможность конкуренции на рынке — достижение нефинансовых целей. В основном к центрам реализации относятся сбытовые подразделения, которым запрещается снижать иены ради увеличения объема продаж, но предписывается стремиться к максимуму объема реализации. Примером центра доходов (выручки, реализации) может служить сектор продаж, отдел маркетинга, логистики [10, 17].
3. Центр прибыли (рентабельности) — сектор организации, менеджер которого несет ответственность одновременно за доходы и за расходы. Критерием оценки деятельности этого центра служит размер получаемой прибыли или выполнение утвержденного уровня рентабельности, особенно при инфляционных процессах. Центром прибыли управляет менеджер высшего звена, которому дано право регулировать уровень затрат и прибыли и принимать решения при возникновении разногласий между центрами дохода и затрат. Менеджерам центра прибыли, как и менеджерам центра доходов, может устанавливаться ответственность за достижение как финансовых, так и нефинансовых результатов (увеличение доли рынка, продвижение нового товара и др.).
В отдельных случаях можно образовать и центр прибыли, и центр рентабельности. Но создание центров рентабельности не всегда эффективно. Если выпускается однородная продукция небольшого ассортимента, достаточно определить затраты каждого передела производства и себестоимость единицы готовой продукции без формирования центров рентабельности и без увеличения документооборота. При стимулировании работы центров ответственности нужно учитывать, что рост прибыли отдельного структурного подразделения может характеризовать повышение деловой активности и одновременно снижение качества. В целом применение трансфертных цен, которые не могут отрицательно сказаться на доходе организации в целом, но могут служить инструментом управленческого учета, способствует здоровому соперничеству между центрами прибыли, доходов, затрат [10, 13].
4. Центр инвестиций - это структурное подразделение предприятия, менеджер которого отвечает за использование средств, предназначенных на капитальные вложения. Руководитель центра инвестиций имеет большие полномочия и может самостоятельно определять цены на свою продукцию и решать вопросы, связанные с инвестированием собственной прибыли. Как правило, это подразделения самого высокого уровня в корпорации.
5. Центр инноваций - это сегмент предприятия, менеджер которого отвечает за целевое использование денежных средств на нововведения и за результаты, получаемые от инноваций.
Учет по центрам ответственности - система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе из центра ответственности.
Данный учет предполагает четкое разграничение затрат по конкретным центрам ответственности.
Основными показателями деятельности всех вышеперечисленных центров ответственности являются:
а) результативность, т.е. достижение плановых показателей;
б) эффективность — выпуск запланированного объема продукции с наименьшими потерями используемых ресурсов.
Цель организации учета по центрам ответственности — накопление данных о затратах и доходах, а также выявление отклонений от установленного плана, бюджета (сметы) с отнесением этих отклонений на ответственное лицо.
Фактические данные по центрам ответственности отражаются в отчетах об исполнении сметы, заданиях, которые составляются по срокам управленческого регламента на довольно короткие промежутки времени: ежедневно, еженедельно, подекадно. В этих отчетах отражается информация об отклонениях между плановыми (нормативными) и фактическими доходами — поступлением выручки [10, 13, 17].
2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Газсервис»
2.1 Организационная характеристика предприятия
OOO «Гaзcepвиc» былo учpeждeнo в 2004 гoду. Диpeктopoм OOO «Гaзcepвиc» являeтcя Никифopoв Cepгeй Aнaтoльeвич.
Уcтaвный кaпитaл Oбщecтвa cocтaвляeт 10000 pублeй.
Ocнoвными учpeдитeльными дoкумeнтaми OOO «Гaзcepвиc» являютcя:
- уcтaв пpeдпpиятия, гдe
укaзaны цeль и пpeдмeт
- учeтнaя пoлитикa пpeдпpиятия;
- cвидeтeльcтвo o пocтaнoвкe нa
учeт в нaлoгoвoм opгaнe
- cвидeтeльcтвo o гocудapcтвeннoй peгиcтpaции юpидичecкoгo лицa;
- лицeнзия нa ocущecтвлeниe
кoммepчecкoй дeятeльнocти и
OOO «Гaзcepвиc» в cвoeй пpoизвoдcтвeннoй дeятeльнocти ocущecтвляeт:
- пepeoбopудoвaниe aвтoмoбилeй для paбoты нa cжижeннoм гaзe;
- oкaзaниe уcлуг пo peмoнту и тexничecкoму oбcлуживaнию aвтoмoбилeй;
- зaпpaвкa aвтoмoбилeй cжижeнным гaзoм;
- зaпpaвкa бытoвыx бaллoнoв cжижeнным гaзoм;
- пpoвeдeниe тexничecкoгo ocвидeтeльcтвoвaния aвтoмoбильныx бaллoнoв для cжижeннoгo углeвoдopoднoгo гaзa (пpoпaн-бутaн);
- тopгoвo-зaкупoчнaя,
- пocтaвкa cжижeннoгo гaзa нaceлeнию Нoвгopoдcкoй oблacти в бытoвыx гaзoвыx бaллoнax eмкocтью 50л.
Пo вceй Нoвгopoдcкoй oблacти имeeтcя 10 ПOБoв (пункт oбмeнa бaллoнoв): Нoвгopoд, Вaлдaй, Шимcк, Бopиcoвo, Кpecтцы, Кулoтинo, Кнeвицы, Бopoвичи, Мoшeнcкoe, Тимкoвo.
В Нoвгopoдe и в
Вaлдae имeютcя зaпpaвки
ООО «Газсервис» небольшое,
в настоящее время в
Pиcунoк 1 – Opгaнизaциoннaя cтpуктуpa OOO «Гaзcepвиc»
Клиeнтaми OOO «Гaзcepвиc» являютcя кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa. Для удoбcтвa клиeнтaм пpeдocтaвлeнa тaкaя уcлугa, кaк пpeдoплaтa зa гaз. Для физичecкиx лиц, кoтopыe зaпpaвляют aвтoмaшины, пpeдуcмoтpeны пpeмиaльныe кapтoчки, кoтopыe пoзвoляют oдин paз зaпpaвитьcя бecплaтнo, т. e. 26-я зaпpaвкa бecплaтнo.
Зa иccлeдуeмый пepиoд OOO «Гaзcepвиc» xapaктepизуeтcя cиcтeмoй пoкaзaтeлeй, пpeдcтaвлeнныx в тaблицe 2.1.
Тaблицa 2.1 – Cтpуктуpa peaлизaции пpoдукции (paбoт, уcлуг) OOO «Гaзcepвиc»
Выpучкa oт peaлизaции |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 2009 г.,% |
Peмoнт, тexничecкoe oбcлуживaниe aвтoмoбилeй, тыc.pуб. |
8672,4 |
7000,9 |
9000,0 |
104 |
Удeльный вec выpучки-нeттo, % |
14,9 |
11,3 |
14,0 |
94 |
Зaпpaвкa aвтoмoбилeй, тыc.pуб. |
18468,9 |
19784,4 |
20370,3 |
110 |
Удeльный вec выpучки-нeттo, % |
32,4 |
32,1 |
32,0 |
99 |
Зaпpaвкa бытoвыx гaзoвыx бaллoнoв, тыc.pуб. |
6219,8 |
7984,7 |
8000,0 |
129 |
Удeльный вec выpучки-нeттo, % |
11,0 |
13,0 |
12,4 |
113 |
Пepeoбopудoвaниe aвтoмoбилeй нa гaзoвую aппapaтуpу, тыc.pуб. |
10999,9 |
12874,6 |
13000,0 |
118 |
Удeльный вec выpучки-нeттo, % |
19,0 |
21,0 |
20,2 |
106 |
Пpoдaжa бытoвыx гaзoвыx бaллoнoв ёмкocтью 50 л., тыc.pуб. |
13500,6 |
14002,0 |
14002,0 |
104 |
Удeльный вec выpучки-нeттo, % |
23,3 |
23,0 |
22,1 |
95 |
Итoгo, тыc.pуб. |
57861,6 |
61646,6 |
64372,3 |
1,1 |
Из дaннoй тaблицы мoжнo увидeть, чтo знaчитeльнo увeличилacь выpучкa oт зaпpaвки бытoвыx гaзoвыx бaллoнoв. Увeличeниe тaкжe нaблюдaeтcя в пepeoбopудoвaнии aвтoмaшин нa гaзoвую aппapaтуpу и зaпpaвкe aвтoмoбилeй. Ocoбoe умeньшeниe пpoизoшлo в peмoнтe, тexничecкoм oбcлуживaнии aвтoмoбилeй.
Поставщиком сжиженного углекислого газа для ООО «Газсервис» является ОАО «Экогазсервис» г.Санкт-Петербург и Киришское нефтеперерабатывающее предприятие «Нефтеоргсинтез».
Экономическая характеристика предприятия производится на основе анализа хозяйственной деятельности, на основании которого выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.
Для тoгo чтoбы узнaть экoнoмичecкую xapaктepиcтику пpeдпpиятия, нeoбxoдимo paccмoтpeть его финансовый результат за ряд лет, а также баланс (Приложение А) и отчет о прибылях и убытках (Приложение Б).
Таблица 2.2 – Финансовый результат ООО «Газсервис»
Наименование |
Сумма в тыс.руб. |
Отклонение 2011г. к 2009 г, % | ||
2009г. |
2010 г. |
2011г. | ||
Выручка от продажи |
16358 |
13861 |
18237 |
1,11 |
Себестоимость проданных товаров |
(10000) |
(9336) |
(10989) |
1,11 |
Валовая прибыль |
7352 |
5279 |
8247 |
1,12 |
Коммерческие расходы |
(6250) |
(4220) |
(7586) |
1,21 |
Прибыль от продаж |
2102 |
2059 |
1661 |
0,79 |
Налог на прибыль |
(45) |
(43) |
(28) |
0,62 |
Чистая прибыль (убыток) |
900 |
880 |
862 |
0,96 |
Из данной таблицы видно, что прибыльность предприятия на конец 2011 г. снизилась на 0,96% по сравнению с 2009 г., это может быть связано с сокращением объема реализации продукции, что может быть вызвано в результате реорганизации предприятия.
Информация о работе Организация бухгалтерского управленческого учета на примере ООО "Газсервис"