Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение учета и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучение теоретических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению как объекта бухгалтерского учета и аудита;
2.Рассмотрение экономической сущности и нормативной базы расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
3. Анализ цели, задач, информационной базы аудита;
4.Оценка планирования аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
5.Изучение аудиторских процедур по существу и оформления результатов аудита.
Введение. ………………………………………………………………………….5
1. Расчёты по социальному страхованию и обеспечению как предмет финансово-хозяйственного контроля…...……………………………………….7
1.1 Экономическое содержание обязательных платежей по социальному страхованию и обеспечению. Цели и задачи финансово-хозяйственного контроля………………………………………..……………………………….....7
1.2 Нормативно – правовое регулирование проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….11
1.3 Общая характеристика системы внутрихозяйственного контроля на ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»……………….…………...……...13
2. Организация и методика проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………...………17
2.1 Планирование и организация проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…17
2.2 Проверка правильности документального оформления расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….25
2.3 Проверка правильности записей в регистры синтетического и аналитического учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………….............…..…29
3. Оформление результатов проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению и направления совершенствования внутрихозяйственного контроля………….…..………………………...………32
3.1 Документальное оформление материалов по аудиту расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…32
3.2 Оценка состояния внутрихозяйственного контроля за расчётами по социальному страхованию и обеспечению и его совершенствование.............35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………...…40
- подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.
Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:
- полнота определения
налоговой базы (выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые организацией
в пользу физических лиц, с
которыми у организации
- обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;
- обоснованность применения налоговых льгот;
- правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов;
- своевременность и правильность уплаты страховых взносов;
- наличие инвентаризации (сверки) расчетов по страховым взносам с ФСЗН.
После определения информационного обеспечения аудита расчетов по социальному страхованию устанавливают его способы и приемы, в совокупности составляющие метод аудита. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля (экономический анализ, проверка выполнения принятых решений, арифметическая проверка, формальная проверка и др.)
В завершение рассмотрения данного вопроса, можно прийти к выводу, что социальное страхование является необходимым элементом страхования человека. Поэтому требуется контроль над средствами по социальному страхованию для правомерного и стабильного обеспечения человека денежными средствами в случае заболевания, нетрудоспособности или выхода на пенсию.
1.2 Нормативно – правовое регулирование проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению
В настоящее время система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь все еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).
На данный момент основными законодательными актами, которые регламентируют аудиторскую деятельность, а так же непосредственно вопросы, касающиеся социального страхования и обеспечения, являются:
Закон № 109-З определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями. Законом N 369-З закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности [5].
Является главным документом, который упорядочивает контрольную и надзорную деятельности в РБ. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов. Указ направлен на сокращение числа проверок, упорядочение контрольной и надзорной деятельности в стране, создание системы гибкого контроля [21].
Регламентируются требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, правила аудиторской деятельности [11].
С 1 января 2011 г. в Беларуси сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один. Так с принятием Указа №450 отменено лицензирование аудиторской деятельности [22].
Указывается об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности [14].
Определяются взаимоотношения аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя и юридического лица, индивидуального предпринимателя на стадии подготовки и заключения договора оказания аудиторских услуг, их права, обязанности и ответственность при проведении аудиторских проверок [12].
Настоящий Закон определяет условия выплат и основные принципы по государственному социальному страхованию, указывает виды страхования, обязательные взносы и их использование, размеры и тарифы, а так же Порядок разрешения споров по вопросам государственного социального страхования [2].
В данном законе указываются общие положения о правах граждан на пенсионное обеспечение, видах пенсий, условия назначения пенсий, размеры и права на пенсионное обеспечение, а так же сроки назначения пенсий [3].
Указан порядок перечисления пенсионных сбережений для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовой пенсии за выслугу лет в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста [10].
В данном законе указываются размеры обязательных страховых взносов в ФСЗН Министерства социальной защиты Республики Беларусь [4].
Таким образом, в Беларуси аудит выступает как специфическая форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия. Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законами и Постановлениями Республики Беларусь. Так же расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению регламентируются достаточно большим количеством нормативно-правовых актов Республики Беларусь, соблюдение которых является обязательным условием при ведении хозяйственной деятельности предприятия.
1.3 Общая характеристика
системы внутрихозяйственного
Для успешной деятельности предприятия, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Руководство предприятия несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно.
Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Важным документов предприятия по ведению учёта является учётная политика [Приложение А]. Так же руководством могут разрабатываться рекомендации по проведению внутреннего контроля [Приложение Б].
Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита [20, с.512].
В системе внутреннего контроля ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» задействованы в той или иной степени все сотрудники. Если ориентироваться на финансовую деятельность, то ее курируют следующие структуры: планово-финансовый отдел, бухгалтерия, юридический отдел, контрольно-ревизионный отдел и другие подразделения.
Через бухгалтерию проходят почти все документы предприятия, которые обрабатываются, принимаются к бухгалтерскому учету. Поэтому работников бухгалтерии можно считать исполнителями и контролерами в одном лице, которые участвуют во многих контрольно-ревизионных мероприятиях.
Предварительный контроль проводится до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная осуществляемая учреждением операция. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых учреждением договоров, доведенным объемам лимитов обязательств. На этом этапе, как и на следующем, задействованы многие участники системы внутреннего контроля учреждения, ответственные за совершение той или иной хозяйственной операции.
Текущий контроль начинается там, где заканчивается предварительный. Он осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов учреждения. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины, и принимаются меры по предотвращению нарушений. Регулярный анализ соответствия кассовых расходов фактически производимым расходам является одним из примеров текущих контрольных мероприятий учреждения. Предметом текущего контроля могут быть действия конкретных подразделений и отделов учреждения, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей. Для таких мероприятий может понадобиться отдельная служба (комиссия) по внутреннему контролю предприятия.
Организация внутрихозяйственного текущего контроля законодательными актами возложена на руководителя и главного бухгалтера предприятия. Осуществляется он непрерывно работниками предприятия в соответствии с планом, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководством предприятия. В план текущего внутрихозяйственного контроля, составленного на год, включается контроль трудовой дисциплины и использования рабочего времени работниками, мест хранения денежных и материальных ценностей, документирования хозяйственных операций (табельного учета, складского учета материалов, кассовых операций), проверки продукции в местах ее производства (учета, качества, хранения), норм и нормативов расходования ресурсов, использования оборудования, производственных площадей и др.
Важнейшей формой внутрихозяйственного текущего контроля (аудита) является инвентаризация денежных средств и расчетов. Проверяя выполнение плана проведения инвентаризаций, аудитор устанавливает: правильно ли определен состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и утвержден ли он приказом руководителя предприятия, установлен ли приказом порядок создания рабочих инвентаризационных комиссий и своевременно ли результаты инвентаризации отражают в учете.
Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности. На этом этапе, как и на предыдущих, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению. Так же необходимо отразить выполнение плана текущего внутрихозяйственного контроля и принятых решений по результатам проведенных проверок, как они влияют на качество хозяйствования. В качестве примера можно привести проверку номенклатуры полученных и оплаченных учреждением товаров (работ, услуг). Без бухгалтерии здесь не обойтись: для анализа нужна полная финансовая информация, а ею обладает ограниченный круг лиц. Таким образом, можно сказать, что бухгалтерия представляет собой основную линию внутреннего контроля «Пискдрев».