Организация и методика проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение учета и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучение теоретических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению как объекта бухгалтерского учета и аудита;
2.Рассмотрение экономической сущности и нормативной базы расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
3. Анализ цели, задач, информационной базы аудита;
4.Оценка планирования аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
5.Изучение аудиторских процедур по существу и оформления результатов аудита.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………….5
1. Расчёты по социальному страхованию и обеспечению как предмет финансово-хозяйственного контроля…...……………………………………….7
1.1 Экономическое содержание обязательных платежей по социальному страхованию и обеспечению. Цели и задачи финансово-хозяйственного контроля………………………………………..……………………………….....7
1.2 Нормативно – правовое регулирование проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….11
1.3 Общая характеристика системы внутрихозяйственного контроля на ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»……………….…………...……...13
2. Организация и методика проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………...………17
2.1 Планирование и организация проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…17
2.2 Проверка правильности документального оформления расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….25
2.3 Проверка правильности записей в регистры синтетического и аналитического учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………….............…..…29
3. Оформление результатов проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению и направления совершенствования внутрихозяйственного контроля………….…..………………………...………32
3.1 Документальное оформление материалов по аудиту расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…32
3.2 Оценка состояния внутрихозяйственного контроля за расчётами по социальному страхованию и обеспечению и его совершенствование.............35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………...…40

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

- подтверждение  соответствия  финансовых и хозяйственных  операций  действующему налоговому законодательству.

Задачами проверки и уплаты  страховых взносов являются:

- полнота  определения  налоговой базы (выплаты  и иные  вознаграждения, начисляемые  организацией  в пользу физических лиц, с  которыми у организации заключены  договоры: трудовые, гражданско-правовые на выполнение работ, оказание услуг, авторские);

- обоснованность  не включения  в налоговую базу  сумм, не подлежащих  налогообложению;

- обоснованность  применения  налоговых льгот;

- правильность  применения  тарифов и исчисления  страховых взносов;

- своевременность  и правильность  уплаты страховых  взносов;

- наличие  инвентаризации (сверки) расчетов по  страховым  взносам с ФСЗН.

После определения информационного обеспечения аудита расчетов по социальному страхованию устанавливают его способы и приемы, в совокупности составляющие метод аудита. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля (экономический анализ, проверка выполнения принятых решений, арифметическая проверка, формальная проверка и др.)

В завершение рассмотрения данного вопроса, можно прийти к выводу, что социальное страхование является необходимым элементом страхования человека. Поэтому требуется контроль над средствами по социальному страхованию для правомерного и стабильного обеспечения человека денежными средствами в случае заболевания, нетрудоспособности или выхода на пенсию.

 

1.2  Нормативно – правовое регулирование проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению

 

В настоящее время система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь все еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

На данный момент основными законодательными актами, которые регламентируют аудиторскую деятельность, а так же непосредственно вопросы, касающиеся социального страхования и обеспечения, являются:

  1. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от  8 ноября 1994 г. N 3373-XII (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З)

Закон № 109-З определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями. Законом N 369-З закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности [5].

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

Является главным документом, который упорядочивает  контрольную и надзорную  деятельности в РБ. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов. Указ направлен на сокращение числа проверок, упорядочение контрольной и надзорной деятельности в стране, создание системы гибкого контроля [21].

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 9.07.2001 г. N 77 «Об утверждении правил аудиторской деятельности» (с изм. и доп.от 01.12.2010 г.)

Регламентируются требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, правила аудиторской деятельности [11].

  1. Указ №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который 1 сентября 2010 г. подписал Президент Республики Беларусь

С 1 января 2011 г. в Беларуси сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один. Так с принятием Указа №450 отменено лицензирование аудиторской деятельности [22].

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.01.2008 N 7 "О некоторых вопросах аудиторской деятельности" (вместе с "Инструкцией об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора")

Указывается об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности [14].

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 106 «Об утверждении Правил аудиторской деятельности»

Определяются  взаимоотношения аудиторской  организации,  аудитора  - индивидуального предпринимателя и юридического лица,  индивидуального  предпринимателя на стадии подготовки и  заключения договора оказания аудиторских услуг, их права, обязанности и ответственность при проведении аудиторских проверок [12].

  1. Закон Республики Беларусь от 6 января 2000 г. №355-З "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования"

Настоящий Закон определяет условия выплат и основные принципы по государственному социальному страхованию, указывает виды страхования, обязательные взносы и их использование, размеры и тарифы, а так же Порядок разрешения споров по вопросам государственного социального страхования [2].

  1. Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-Зот 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»

В данном законе указываются общие положения о правах граждан на пенсионное обеспечение, видах пенсий, условия назначения пенсий, размеры и права на пенсионное обеспечение, а так же сроки назначения пенсий [3].

  1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 августа 2009 г № 100

Указан порядок перечисления пенсионных сбережений для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовой пенсии за выслугу лет в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста [10].

  1. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. №138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь"

В данном законе указываются размеры обязательных страховых взносов в ФСЗН Министерства социальной защиты Республики Беларусь [4].

Таким образом, в Беларуси аудит выступает как специфическая форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия. Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законами и Постановлениями Республики Беларусь. Так же расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению регламентируются достаточно большим количеством нормативно-правовых актов Республики Беларусь, соблюдение которых является обязательным условием при ведении хозяйственной деятельности предприятия.

 

1.3 Общая характеристика  системы внутрихозяйственного контроля  на ЗАО «Холдинговая компания  «Пинскдрев»

 

Для успешной деятельности предприятия, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Руководство предприятия несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Важным документов предприятия по ведению учёта является учётная политика [Приложение А]. Так же руководством могут разрабатываться рекомендации по проведению внутреннего контроля [Приложение Б].

Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита [20, с.512].

В системе внутреннего контроля ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» задействованы в той или иной степени все сотрудники. Если ориентироваться на финансовую деятельность, то ее курируют следующие структуры: планово-финансовый отдел, бухгалтерия, юридический отдел, контрольно-ревизионный отдел и другие подразделения.

Через бухгалтерию проходят почти все документы предприятия, которые обрабатываются, принимаются к бухгалтерскому учету. Поэтому работников бухгалтерии можно считать исполнителями и контролерами в одном лице, которые участвуют во многих контрольно-ревизионных мероприятиях.

Предварительный контроль проводится до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная осуществляемая учреждением операция. Примером предварительного контроля может служить контроль за соответствием заключаемых учреждением договоров, доведенным объемам лимитов обязательств. На этом этапе, как и на следующем, задействованы многие участники системы внутреннего контроля учреждения, ответственные за совершение той или иной хозяйственной операции.

Текущий контроль начинается там, где заканчивается предварительный. Он осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов учреждения. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины, и принимаются меры по предотвращению нарушений. Регулярный анализ соответствия кассовых расходов фактически производимым расходам является одним из примеров текущих контрольных мероприятий учреждения. Предметом текущего контроля могут быть действия конкретных подразделений и отделов учреждения, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей. Для таких мероприятий может понадобиться отдельная служба (комиссия) по внутреннему контролю предприятия.

Организация внутрихозяйственного текущего контроля законодательными актами возложена на руководителя и главного бухгалтера предприятия. Осуществляется он непрерывно работниками предприятия в соответствии с планом, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководством предприятия. В план текущего внутрихозяйственного контроля, составленного на год, включается контроль трудовой дисциплины и использования рабочего времени работниками, мест хранения денежных и материальных ценностей, документирования хозяйственных операций (табельного учета, складского учета материалов, кассовых операций), проверки продукции в местах ее производства (учета, качества, хранения), норм и нормативов расходования ресурсов, использования оборудования, производственных площадей и др.

Важнейшей формой внутрихозяйственного текущего контроля (аудита) является инвентаризация денежных средств и расчетов. Проверяя выполнение плана проведения инвентаризаций, аудитор устанавливает: правильно ли определен состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и утвержден ли он приказом руководителя предприятия, установлен ли приказом порядок создания рабочих инвентаризационных комиссий и своевременно ли результаты инвентаризации отражают в учете.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности. На этом этапе, как и на предыдущих, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению. Так же необходимо отразить выполнение плана текущего внутрихозяйственного контроля и принятых решений по результатам проведенных проверок, как они влияют на качество хозяйствования. В качестве примера можно привести проверку номенклатуры полученных и оплаченных учреждением товаров (работ, услуг). Без бухгалтерии здесь не обойтись: для анализа нужна полная финансовая информация, а ею обладает ограниченный круг лиц. Таким образом, можно сказать, что бухгалтерия представляет собой основную линию внутреннего контроля «Пискдрев».

Информация о работе Организация и методика проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению