Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:44, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение учета и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучение теоретических основ расчетов по социальному страхованию и обеспечению как объекта бухгалтерского учета и аудита;
2.Рассмотрение экономической сущности и нормативной базы расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
3. Анализ цели, задач, информационной базы аудита;
4.Оценка планирования аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
5.Изучение аудиторских процедур по существу и оформления результатов аудита.
Введение. ………………………………………………………………………….5
1. Расчёты по социальному страхованию и обеспечению как предмет финансово-хозяйственного контроля…...……………………………………….7
1.1 Экономическое содержание обязательных платежей по социальному страхованию и обеспечению. Цели и задачи финансово-хозяйственного контроля………………………………………..……………………………….....7
1.2 Нормативно – правовое регулирование проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….11
1.3 Общая характеристика системы внутрихозяйственного контроля на ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»……………….…………...……...13
2. Организация и методика проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению …………………………………………...………17
2.1 Планирование и организация проведения аудита расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…17
2.2 Проверка правильности документального оформления расчётов по социальному страхованию и обеспечению…………………………………….25
2.3 Проверка правильности записей в регистры синтетического и аналитического учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению……………………………………………………….............…..…29
3. Оформление результатов проверки расчётов по социальному страхованию и обеспечению и направления совершенствования внутрихозяйственного контроля………….…..………………………...………32
3.1 Документальное оформление материалов по аудиту расчётов по социальному страхованию и обеспечению...……..…………………….…...…32
3.2 Оценка состояния внутрихозяйственного контроля за расчётами по социальному страхованию и обеспечению и его совершенствование.............35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………...…40
Примечание – Источник: собственная разработка
Автоматически происходит составление расчетных ведомостей по каждому структурному подразделению. По данным расчетных ведомостей, бухгалтер делает свод начислений и удержаний также по каждому структурному подразделению и по предприятию в целом. На основании данных сводов формируется свод с отчислениями в ФСЗН.
После выявления нарушений по социальному страхованию и обеспечению в отчёте по зарплате, следует изучить отчёт о средствах ФСЗН за 2010г. [Приложение М], так же сопоставив числовые значения по каждой статье. После сопоставления данных выявлены ошибки (таблица 2.6):
Таблица 2.6 – Нарушения, выявленные в отчёте о средствах ФСЗН
Статья |
Имеющаяся сумма в отчёте по ФСЗН, руб. |
Необходимая сумма по ведомости распределения начислений, руб. |
1 |
2 |
3 |
Пособие по беременности и родам |
3431510 |
6398894 |
Пособия на детей |
6351460 |
6371460 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Ошибки по отдельным пунктам расчётов по социальному страхованию и обеспечению могут быть связаны:
Расхождение сумм по отчётам средств на социальное страхование свидетельствует о нарушении законодательства о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающих детей [8], несоблюдение инструкции по заполнению форм документов [9] и др. Исправления вносятся в виде дополнительных проводок на недостающую сумму. В ФСЗН подаётся исправленная форма. Важно, чтобы отчет за год и данные персонифицированного учёта сошлись.
Так же аудитор проводит проверку расчетов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с «Белгосстрах» [Приложение П], а так же расчётов по профессиональному пенсионному страхованию [Приложение Р]. Отчисления отражаются с нарастающим итогом с начала года, а так же конкретно за изучаемый период, т.е. за 4 квартал. Аудитором ошибки не обнаружены.
Порядок уплаты налогов и сборов определён верно; сроки уплаты соблюдены.
Вывод: сумма страховых взносов напрямую зависит от размера фонда з/п. При исчислении налогов в ФСЗН, в том числе на пенсионное страхование, и в «Белгосстрах» следует опираться на налоговые ставки, установленные законодательством с учётом специфики отрасли. На предприятии ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» все ставки соблюдены, фонд заработной платы определён без ошибок. При распределении затрат по счёту 69 «Социальное страхование и обеспечение» допущены арифметические и технические ошибки в связи с невнимательностью учётных работников или несвоевременного предоставления данных.
2.3 Проверка правильности записей в регистры синтетического и аналитического учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению
Аналитический учёт социальных выплат в Фонд социальной защиты населения производятся организациями по установленным тарифным взносам. Уплата обязательных страховых взносов в Фонд производятся плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании [19, с.162].
Ведение аналитического учета необходимо для учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению. Особое значение имеет правильная организация аналитического учета заработной платы на производстве, именно на которую и начисляются взносы в ФСЗН. Аналитический учет ведут по синтетическим счетам по расчётам с персоналом по оплате труда и расчётам по социальному страхованию и обеспечению.
На предприятии ЗАО «Холдинговая компания«Пинскдрев» при ведении бухгалтерского учета применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, основанный на Типовом плане счетов бухгалтерского учета [Приложение С]. К каждому счету открываются подсчета.
На ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» по счёту 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению открыты следующие субсчета:
69-1 «Расчёты по социальному страхованию».
69-2 «Расчёты по пенсионному обеспечению».
69/1 - на нём учитываются расчёты по социальному страхованию работников организации (34%);
69/2 – на нём отражаются
расчёты по пенсионному
На сумму заработной платы начисляются социальные отчисления в размере 34%.
На счёте 76/2 ведутся «Расчёты по имущественному и личному страхованию» с «Белгосстрах» в размере 0,06% от фонда з/п.
При синтетическом учете затрат на производство продукции осуществляется отражение в учете социальных отчислений в ФСЗН на счетах учета расчётов по социальному страхованию и обеспечению.
Синтетический учет расчётов на ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» ведется на основании журнально-ордерной формы учета с применением средств вычислительной техники. Ведется журнал-ордер №8 [Приложение Т], который предназначен для обобщения всех произведённых налоговых и социальных отчислений и их группировки по направлениям.
После проведения проверки журнала-ордера №8 нарушений по синтетическим и аналитическим регистрам не обнаружено.
Так как при документальной проверке аудитором были обнаружены неверные суммы по расчётам социального страхования, то следует доначислить остатки по счетам (таблица 2.7):
Таблица 2.7 – Исправления по средствам ФСЗН
Содержание операции |
Отражённая сумма, руб. |
Необходимая сумма, руб. |
Исправление | ||
Дт |
Кт |
Сумма, руб. | |||
Больничные листы |
8 861 622 |
10 861 622 |
69/1 |
70 |
2 000 000 |
Пособия на детей |
6 351 460 |
6 371 460 |
69/1 |
70 |
20 000 |
Больничные и пособия к выплате |
28 111 696 |
30 131 976 |
69/1 |
70 |
2 020 280 |
Пособие по беременности |
3 431 510 |
6 398 894 |
69/1 |
70 |
2 967 384 |
Пенсионный взнос 1% |
3 419 084 |
3 713 471 |
69/2 |
70 |
294 387 |
Налог ФСЗН (34%) |
116 282 747 |
115 595 852 |
70 |
69/1 |
686 895 |
Налог Белгосстрах (0,06%) |
2 058 992 |
2 046 870 |
70 |
76/2 |
12 122 |
Примечание: Источник – собственная разработка
Ошибки исправляются путём внесения дополнительных записей или сторнирования ошибочных записей и указания правильной. Так как ошибки по расчётам социального страхования были выявлены в 2011 году за предыдущий квартал 2010 года до утверждения годовой бухгалтерской отчётности, то их исправления отражаются декабрём и учитываются при составлении годовой бухгалтерской отчётности за год.
После внесённых изменений суммы по средствам ФСЗН, указанных в ведомостях и отчёте по заработной плате, сойдутся с данными годовых отчётов и персонифицированного учёта.
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это учет сведений о каждом работнике предприятия в системе Фонда социальной защиты населения Беларуси. Осуществляется персонифицированный учет в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.
На ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» организовано ведение персонифицированного учета в соответствии с действующим законодательством [9]. Конфигурация обеспечивает заполнение следующих форм со сведениями о застрахованных лицах — работниках организации, необходимых для представления в органы ФСЗН: анкетные данные работников – формы ПУ-1 (анкета застрахованного лица), ПУ-2 (сведения о приеме и увольнении) и ПУ-3 (индивидуальные сведения).
Форма ПУ-1 (тип формы - регистрация) заполняется при принятии на работу физического лица, не имеющего страхового свидетельства государственного социального.
Форма ПУ-2 "Сведения о приеме и увольнении" может содержать сведения по нескольким застрахованным лицам и имеет 4 формы: первоначальная регистрация, исходная, корректирующая и отменяющая формы.
Форма ПУ-3 "Индивидуальные сведения" заполняется работодателем по всем физическим лицам, работающим по трудовым договорам или на основе членства (участия), либо по физическим лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, а также физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы. Форма ПУ-3 "Индивидуальные сведения" имеет четыре типа: исходный, корректирующий, отменяющий и назначение пенсии.
Сведения персонифицированного учета накапливаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Документом, подтверждающим тот факт, что для гражданина открыт индивидуальный лицевой счет, является «Свидетельство социального страхования» [15].
Вывод: при проведении аудита важным моментом является изучение полноты и своевременности отражения верных сумм по расчётам социального страхования, а так же верное их отражение по аналитическим и синтетическим регистрам.
ГЛАВА 3
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ РАСЧЁТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ И НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ
3.1 Документальное оформление материалов по аудиту расчётов по социальному страхованию и обеспечению
На заключительном этапе аудита производится оформление результатов аудита социального страхования, включающее анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.
Единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторскими организациями, работающими самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, установлены правилами аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора» утверждённого Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 N 81 (в ред. постановлений Минфина от 24.03.2008 N 41 ) [17].
Аудиторская проверка должна сопровождаться обязательным документированием, отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности. К таким документам относятся:
- аудиторское заключение [Приложение У];
- бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица;
- письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита;
- договор оказания аудиторских услуг [Приложение И];
- акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита [Приложение Ф];
- официальная переписка;
- другие документы по усмотрению аудиторской организации.
Аудиторское заключение - это документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством, и доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Аудиторское заключение по проверке расчётов по социальному страхованию представляет собой выражение ошибок по неправильно исчисленным суммам и ошибкам в регистрах. Так же содержит рекомендации аудитора по их устранению и совершенствованию ведения учёта.
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются общие сведения об аудиторе. В аналитической - сведения об экономическом субъекте, результаты аудиторской проверки финансовой отчетности, факты выявленных в ходе проверки нарушений ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства. В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.