Организация управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов учета косвенных затрат.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
 дать описание понятия «затраты» и классифицировать их по признаку включения в себестоимость;
 определить основные преимущества и недостатки указанной классификации затрат;
 рассмотреть влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции;
 описать ведение синтетического и аналитического учета косвенных затрат;
 исследовать вопрос управленческого учета хозяйственных операций, связанных с производством и реализацией продукции с заострением внимания на учете и распределении косвенных затрат на примере ООО «Краснодеревщик».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты управленческого учета косвенных затрат 5
1.1 Понятие затрат и их группировка по способу включения в себестоимость продукции 5
1.2 Преимущества и недостатки классификации затрат на прямые и косвенные 9
1.3 Влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции 12
2 Организация управленческого учета косвенных затрат 17
3 Учет и распределение косвенных расходов на примере предприятия ООО «Краснодеревщик» 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

upravlencheskii_uchet_kosvennyh_rashodov.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Основные преимущества данной системы:

  • возможность рассчитать себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;
  • применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;
  • возможность рассчитать полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;
  • широкая сфера применения;
  • возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

Усложнение организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняет структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.

К основным недостаткам можно отнести следующие:

  • субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;
  • неоднозначность отнесения затрат к одной группе;
  • невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями. [12; с. 100]

Таким образом можно сопоставить полные себестоимости одинаковых товаров разных производителей, но качественный анализ структуры себестоимости провести будет невозможно, а именно, невозможно оценить влияние организационной структуры предприятия, доли постоянных затрат на величину себестоимости.

Наиболее эффективно применение системы на предприятиях малых и средних размеров, а также предприятиях, производящих один или несколько видов продуктов. На более крупных предприятиях, а также на предприятиях со значительной номенклатурой выпускаемой продукции эффективнее применять систему учета полных затрат в комбинации с другими системами учета.

Одновременно, распределение затрат методом полного поглощения более обосновано с теоретической точки зрения, однако менее удобно с точки зрения практических вопросов, стоящих перед предприятием.

 

 

    1. ВЛИЯНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ИСКАЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Искажение себестоимости – один из наиболее частых аргументов, который приводится при критике традиционных систем учета. Причина искажений заключается в том, что используемая база распределения затрат не соответствует реальным причинно-следственным связям между затратами и конечными объектами. Анализ искажений построим на анализе каждой базы распределения в отдельности. Итак, это:

    • количество единиц продукции;
    • количество часов труда основных рабочих (стоимость их труда);
    • количество часов работы оборудования;
    • стоимость основных материалов;
    • основные затраты.

Конечно же, искажения происходят по определенным причинам и чаще всего ими являются характеристики продуктов. Приведем примеры характеристик продуктов, которые чаще всего порождают искажения (завышения и занижения) себестоимости отдельных продуктов:

  • сложность продуктов при сборке;
  • количество комплектующих или видов материалов;
  • объемы выпуска продуктов;
  • размер продуктов и стоимость материалов;
  • размеры партии и заказов.

Для начала рассмотрим, как искажается себестоимость продуктов, которые различаются по сложности сборки и количеству комплектующих и видов материалов. Если в традиционной системе расчета себестоимости используется база количества единиц продукции – тогда делается предположение, что каждая единица продукции содержит одинаковое количество косвенных расходов. Однако более сложные продукты требуют больше инженерных затрат, а также больше затрат на операции по сборке. Продукты, для которых требуется больше комплектующих или видов материалов, соответственно больше используют труд отдела закупок. Себестоимость более сложных продуктов приравнивается к себестоимости менее сложных, хотя более сложные потребляют большее количество ресурсов предприятия. Таким образом, себестоимость более сложных продуктов занижается, а менее сложных – завышается. Далее, если система расчета использует в качестве базы распределения труд основных рабочих или время работы оборудования – то нельзя сделать прямого вывода относительно искажений различающихся по сложности сборки продуктах. Однако при использовании этой базы все равно искажается себестоимость продуктов, различающихся по количеству комплектующих и видов материалов по вышеназванным причинам. Далее, если система расчета использует в качестве базы распределения стоимость материалов или стоимость основных затрат – тогда предполагается, что и сложные и простые продукты имеют одинаковое соотношение затрат на материалы к остальным затратам, в т.ч. косвенным. Опять же это не так. Использую аналогичные доводы, можем сделать вывод, что себестоимость более сложных продуктов занижена, а более простых – завышена.

Теперь рассмотрим искажения себестоимости продуктов, отличающихся по стоимости материалов. Явные искажения себестоимости проявятся, если традиционная система будет использовать в качестве базы распределения затрат стоимость материалов или величину основных затрат. Тогда расчет осуществляется исходя из предположения, что косвенные затраты содержатся в каждом продукте пропорционально затратам на материалы или на материалы плюс труд. Однако это не так. Например, недорогие в отношении материалов продукты могут требовать больших затрат при разработке или проверке качества. Получается, что продукты с большей стоимостью материалов притягивают на себя еще большее количество косвенных затрат и их себестоимость завышается.

Рассмотрим искажения себестоимости продуктов, отличающихся по размеру партии при изготовлении или величины заказа. Очевидно, что производство партии или изготовление заказа требует определенных, и возможно значительных, затрат на наладку оборудования, закупку партии комплектующих, возможно, определенные инженерные работы. В реальности продукты в более мелких партиях при прочих равных всегда дороже аналогичных продуктов в крупных партиях, потому что несут больший груз общих по отношению к производимой партии издержек. При использовании любой из распространенных баз распределения в традиционной системе (количество единиц продукции, труд основных рабочих, часы оборудования, стоимость материалов, основные затраты) – продукция мелких и крупных партий будет стоить одинаково. Таким образом, себестоимость продукции в мелких партиях занижается, а в крупных партиях - завышается.

И, наконец, рассмотрим искажения себестоимости, связанные с объемом производимой продукции. Объем производимой продукции можно измерять как в стоимостном, так и в количественном выражении. Искажения проявляются по причине того, что каждый продукт требует затрат по разработке, закупкам сырья, проверке качества и других сопутствующих внутрифирменных услуг, и эти затраты находятся в минимальной зависимости от объема продукции. Продукты с большим объемом выпуска при условном распределении склонны перетягивать на себя большее количество косвенных расходов, а продукты с меньшими объемами – меньшее. Таким образом, себестоимость продуктов с большим объемами производства в традиционных системах завышается, а с небольшими – занижается.

Обобщим наличие искажений себестоимости при различных комбинациях характеристик продуктов и баз распределения в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 Сводная таблица искажений себестоимости

Фактор

Продукт

Количество единиц продукции

Труд основных рабочих

Часы работы оборудования

Стоимость материалов

Основные затраты

Сложность

Сложный продукт

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение

Стоимость материалов

Не материалоемкий

Нет однозначных искажений

Нет однозначных искажений

Нет однозначных искажений

Занижение

Занижение

Размер партии

Продукт в небольшой партии

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение

Объем

Продукт с низким объемом производства

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение

Занижение


Как мы видим из данных таблицы 1.1, условное распределение затрат, используемое в традиционных системах, не может позволить точным образом рассчитать себестоимость на предприятии с большим числом бизнес-процессов. Условное распределение в традиционных системах предполагает, что косвенные затраты (в т.ч. затраты на маркетинг, разработку и тестирование продуктов, контроль качества и другое) содержатся в себестоимости продукции в той же пропорции, что и труд основных рабочих или затраты на материалы. Очевидно, что для различных продуктов, производимых на одном предприятии, соотношение косвенных затрат с прямыми основными в структуре себестоимости может быть разным. Чем больше величина таких различий в структуре себестоимости продукции на предприятии – тем сильнее искажается себестоимость данной продукции при расчете ее традиционным методом.

Рассмотрим возможные последствия применения менеджментом неверной информации о себестоимости.

Во-первых, это неправильное установление продажных цен на продукцию предприятия. Установление меньшей цены вследствие заниженной себестоимости уменьшит потенциальную прибыль от производства и реализации данного продукта. А в крайнем случае – вообще приведет к убыточному производству. Установление завышенных цен на продукт с реально более низкой себестоимостью может привести к потере доли рынка и объемов продаж.

Во-вторых, возможно принятие решения о прекращении производства прибыльной продукции, основываясь на информации о завышенной себестоимости и соответственно, отрицательной динамики рентабельности.

В-третьих, возможно производство неприбыльных продуктов и занятие неприбыльными видами деятельности.

Использование традиционных систем расчета себестоимости может привести к искажениям информации о затратах на производство продукции, а значит к ошибкам при принятии управленческих решений.

Таким образом, в настоящее время, когда предприятия выпускают широкий ассортимент продукции, затраты на труд основных работников представляют только небольшую часть общих расходов, - накладные расходы являются очень значительными. В этих условиях упрощенные способы распределения накладных расходов на основе все более снижающейся базы труда основных работников не могут быть оправданы, особенно теперь, когда затраты на обработку информации больше не являются препятствием для внедрения более современных систем учета затрат. Более того, интенсивная глобальная конкуренция сделала ошибки в результате неправильных решений на основе недостаточной информации более вероятными и дорогостоящими. За эти годы возросла альтернативная стоимость плохой системы информации и снизились расходы на ведение более современных систем учета затрат, а также вырос спрос на более точные данные по себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  УЧЕТА КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ

 

При калькулировании фактической себестоимости продукции особое место занимает вопрос отнесения на себестоимость тех или иных косвенных затрат. Известно, что всякое косвенное распределение затрат приводит к неточности в определении себестоимости, поэтому при организации учета необходимо так организовать их распределение и аналитику, чтобы минимизировать удельный вес данных затрат. Кроме того, при грамотном подходе к решению этого вопроса организация может извлечь значительную выгоду с точки зрения, как налогообложения, так и оперативного учета. И наоборот, пренебрежение вопросами внедрения эффективных систем распределения косвенных затрат нередко приводит к тому, что возникают существенные диспропорции в производственной программе, структуре продаж и ценовой политике организации, а это, в свою очередь, влечет за собой ухудшение финансовых результатов ее деятельности.

Известно, что прямые затраты (основные материалы, заработная плата производственных рабочих, ЕСН) на основе первичных документов простым и относительно точным расчетом можно отнести на затраты определенного вида продукции (работ, услуг).

Косвенные затраты (содержание аппарата управления и обслуживающего персонала, освещение, отопление, работа машин и оборудования, аренда помещений, водоснабжение, текущий ремонт и т.д.) невозможно непосредственно отнести на единственный результирующий объект затрат. Их включают в затраты отдельных видов продукции (работ, услуг) после определения общей суммы по окончании отчетного периода (например, месяца) путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой организации.

Для учета косвенных затрат используется система счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы по продаже», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки».

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:

  • по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
  • амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
  • расходы по страхованию указанного имущества;
  • расходы на отопление, освещение и содержание помещений;
  • арендная плата за помещения, машины, оборудование и др.;
  • оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;
  • другие аналогичные по назначению расходы. [3]

Информация о работе Организация управленческого учета