Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:55, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов учета косвенных затрат.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
дать описание понятия «затраты» и классифицировать их по признаку включения в себестоимость;
определить основные преимущества и недостатки указанной классификации затрат;
рассмотреть влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции;
описать ведение синтетического и аналитического учета косвенных затрат;
исследовать вопрос управленческого учета хозяйственных операций, связанных с производством и реализацией продукции с заострением внимания на учете и распределении косвенных затрат на примере ООО «Краснодеревщик».
Введение 3
1 Теоретические аспекты управленческого учета косвенных затрат 5
1.1 Понятие затрат и их группировка по способу включения в себестоимость продукции 5
1.2 Преимущества и недостатки классификации затрат на прямые и косвенные 9
1.3 Влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции 12
2 Организация управленческого учета косвенных затрат 17
3 Учет и распределение косвенных расходов на примере предприятия ООО «Краснодеревщик» 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Таким образом, типовые бухгалтерские операции представлены в таблице 1.2.
Таблиц 2.1 Бухгалтерские операции по учету общепроизводственных затрат
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственной операции |
25 |
02 |
Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения |
25 |
10, 43 |
Отпущены материалы, готовая продукция на общепроизводственные нужды |
25 |
60, 76 |
Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общепроизводственных нужд |
25 |
70 |
Начислена заработная плата работникам, занятым обслуживанием производства |
25 |
69 |
Начислен единый социальный налог на выплаты работникам, занятым обслуживанием производства |
Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» ежемесячно.
В конце каждого месяца счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывают и сумму затрат итогом списывают проводкой Дт 20 Кт 25.
Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре расходов. Обычно на предприятиях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументировано принимать решения. С целью получения информации, пригодной для принятия решений, указанную смету обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами. [7; с. 447]
Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:
Для распределения общепроизводственных расходов по видам продукции в разных отраслях применяют разные способы:
Распределение общепроизводственных расходов пропорционально заработной плате применяется достаточно часто. Однако применение этого метода не всегда является достаточно обоснованным. Различные виды вырабатываемой предприятием продукции могут иметь разную трудоемкость и степень механизации производства. Большая часть общепроизводственных расходов при распределении их по заработной плате будет отнесена на более трудоемкую продукцию с более низким уровнем механизации производства, хотя, возможно, это не самый справедливый способ распределения в таком случае.
Сумма общепроизводственных расходов, отнесенная на определенный вид продукции, подлежит распределению между выпущенной готовой продукцией и остатком незавершенного производства.
Наибольшую сложность в составлении расчета представляет определение заработной платы производственных рабочих в незавершенном производстве и в товарном выпуске. Для этого рекомендуется определять количество готовых изделий в незавершенном производстве и суммировать их с количеством выпущенных готовых изделий. После этого определяют сумму заработной платы на одно условное готовое изделие и распределяют фактическую сумму заработной платы и общепроизводственных расходов между готовыми изделиями и незавершенным производством. На предприятиях некоторых отраслей остатки незавершенного производства невелики и относительно стабильны. Поэтому, чтобы не усложнять расчетов, общепроизводственные расходы полностью относят на готовую продукцию, или относят в размере планового процента.
Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др. Таким образом, типовые бухгалтерские операции представлены в таблице 1.3.
Таблиц 2.2 Бухгалтерские операции по учету общехозяйственных затрат
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственной операции |
26 |
02 |
Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения. |
26 |
10 |
Отпущены материалы на общехозяйственные нужды |
26 |
60, 76 |
Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общехозяйственных нужд |
26 |
70 |
Начислена заработная плата управленческому и общехозяйственному персоналу. |
26 |
69 |
Начислен единый социальный налог на выплаты управленческому и общехозяйственному персоналу |
В соответствии с нормативными документами при разработке учетной политики организации могут выбрать один из двух вариантов списания общехозяйственных расходов:
В конечно итоге эти расходы полностью войдут в состав издержек производства организации. Однако порядок списания общехозяйственных расходов прямо на финансовый результат будет приемлемым при условии, что вся продукция, к которой относятся эти расходы, реализована. В противном случае издержки могут значительно снизить прибыль от реализации в отчетном месяце.
Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.
Общехозяйственные расходы в части расходов по управлению подвергаются нормированию и лимитированию со стороны государства для целей налогообложения. Законодательно установлены нормы и нормативы для таких расходов как затраты на командировки, представительские расходы, расходы на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей и т.д.
При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда и заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности они напрямую не связаны с объемом производства, поэтому распределение носит весьма условный характер.
Таким образом, для учета косвенных затрат в бухгалтерском учете используется система счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы по продаже». В течение месяца косвенные расходы накапливаются на указанных счетах, а в конце месяца в соответствии с установленной базой распределения списываются на счета производственных затрат или реализации. Важнейшим принципом выбора способа распределения косвенных затрат является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.
3 УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КРАСНОДЕРЕВЩИК»
Рассмотрим порядок учета косвенных затрат на примере хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период ООО «Краснодеревщик». В состав ООО «Краснодеревщик» входит два цеха – цех №1 (занимается изготовлением шкафов) и цех №2 (изготавливает межкомнатные двери).
Рассмотрим некоторые моменты ведения бухгалтерского учета ООО «Краснодеревщик» в соответствии с ее учетной политикой, принятой в данной организации:
В отчетном периоде совершены хозяйственные операции, которые нашли отражение в журнале хозяйственных операций, представленном в таблице 3.1.
№ |
Содержание хозяйственных операций |
Корреспонди-рующие счета |
Сумма | |
Дебет |
Кредит | |||
1 |
Списаны древесно-стружечные плиты на изготовление шкафов |
20-1 |
10 |
15 000,00 |
2 |
Списаны древесно-стружечные плиты на изготовление дверей |
20-2 |
10 |
10 000,00 |
3 |
Списано стекло на изготовление шкафов |
20-1 |
10 |
3 000,00 |
Продолжение табл. 3.1 | ||||
4 |
Списано стекло на изготовление дверей |
20-2 |
10 |
2 000,00 |
5 |
Списана фурнитура на изготовление шкафов |
20-1 |
10 |
600,00 |
6 |
Списана фурнитура на изготовление дверей |
20-2 |
10 |
400,00 |
7 |
Начислена заработная плата работникам цеха №1 |
20-1 |
70 |
36 000,00 |
8 |
Начислена заработная плата работникам цеха №2 |
20-2 |
70 |
24 000,00 |
9 |
Начислен ЕСН на заработную плату работников цеха №1 |
20-1 |
69 |
9 360,00 |
10 |
Начислен ЕСН на заработную плату работников цеха №2 |
20-2 |
69 |
6 240,00 |
11 |
Начислена амортизация оборудования в цехе № 1 |
20-1 |
02 |
2 400,00 |
12 |
Начислена амортизация оборудования в цехе № 2 |
20-2 |
02 |
1 600,00 |
13 |
Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения |
25 |
02 |
1 300,00 |
14 |
Начислена заработная плата обслуживающему персоналу |
25 |
70 |
12 000,00 |
15 |
Начислен ЕСН на заработную плату обслуживающего персонала |
25 |
69 |
3 120,00 |
16 |
Начислена заработная плата администрации |
26 |
70 |
16 000,00 |
17 |
Начислен ЕСН на заработную плату АУП |
26 |
69 |
4 160,00 |
18 |
Акцептован счет за коммунальные услуги |
25 |
60 |
2 700,00 |
19 |
Акцептован счет за установку компьютера в бухгалтерии |
26 |
60 |
1 700,00 |
20 |
Списаны общепроизводственные расходы на изготовление шкафов |
20-1 |
25 |
11 472,00 |
Продолжение табл. 3.1 | ||||
21 |
Списаны общепроизводственные расходы на изготовление дверей |
20-2 |
25 |
13 116,00 |
22 |
Списаны общехозяйственные расходы на изготовление шкафов |
20-1 |
26 |
7 648,00 |
23 |
Списаны общехозяйственные расходы на изготовление дверей |
20-2 |
26 |
8 744,00 |
24 |
Списана на склад готовая продукция - шкафы (35 изделий) |
43 |
20-1 |
90 948,00 |
25 |
Списана на склад готовая продукция - двери (90 изделий) |
43 |
20-2 |
60 632,00 |
26 |
Реализованы шкафы 30 шт. |
62 |
90-1 |
94 400,00 |
27 |
Реализованы двери 80 шт. |
62 |
90-2 |
64 900,00 |
28 |
Выделен НДС от реализации шкафов |
90-1 |
68 |
14 400,00 |
29 |
Выделен НДС от реализации шкафов |
90-2 |
68 |
9 900,00 |
30 |
Списана себестоимость реализованных шкафов |
90-1 |
20-1 |
77 955,30 |
31 |
Списана себестоимость реализованных дверей |
90-2 |
20-2 |
53 895,20 |
32 |
Определен финансовый результат от реализации шкафов |
99 |
90-1 |
2 044,70 |
33 |
Определен финансовый результат от реализации дверей |
99 |
90-2 |
1 104,80 |
Таблица составлена по расчетам, проведенным лично автором.
Далее определяем сумму прямых затрат на изготовление каждого вида изделий и рассчитываем соотношение прямых затрат по каждому виду изделий как показано в таблице 3.2.
Таблица 3.2 Прямые затраты ООО «Краснодеревщик» на производство продукции в разрезе вида изделия
Статья калькуляции |
Сумма прямых затрат на изготовление | |
шкафов, руб. |
дверей, руб. | |
Материалы |
18 600,00 |
12 400,00 |
Заработная плата |
36 000,00 |
24 000,00 |
Социальный налог |
9 360,00 |
6 240,00 |
Амортизация |
2 400,00 |
1 600,00 |
Итого |
66 360,00(60 %) |
44 240,00(40 %) |
Таблица составлена по расчетам, проведенным лично автором.
Сумма всех прямых затрат на изготовление двух видов изделий составила 66 360,00 + 44 240,00 = 110 600,00 руб. Определим пропорции последующего распределения косвенных затрат:
66 360,00 / 110 600,00 *100% = 60%;
44 240,00 / 110 600,00 / 100% = 40%
На оба вида изделий косвенные расходы будут распределены в пропорции 60 и 40 процентов соответственно.
На практике предприятия часто распределяют косвенные затраты пропорционально заработной плате за производство продукции каждого вида. Определим пропорции распределения косвенных затрат согласно этой базы:
Также возможно распределение пропорционально выручке от реализации по видам продукции. Определим пропорции распределения косвенных затрат.
То есть пропорции распределения косвенных затрат согласно 3 выбранным базам распределения примерно равны, что означает минимальное искажение себестоимости продукции.
Распределение косвенных затрат по видам изделий производится в таблице 3.3
Таблица 3.3 Распределение косвенных затрат по видам изделий