Организация управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов учета косвенных затрат.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
 дать описание понятия «затраты» и классифицировать их по признаку включения в себестоимость;
 определить основные преимущества и недостатки указанной классификации затрат;
 рассмотреть влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции;
 описать ведение синтетического и аналитического учета косвенных затрат;
 исследовать вопрос управленческого учета хозяйственных операций, связанных с производством и реализацией продукции с заострением внимания на учете и распределении косвенных затрат на примере ООО «Краснодеревщик».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты управленческого учета косвенных затрат 5
1.1 Понятие затрат и их группировка по способу включения в себестоимость продукции 5
1.2 Преимущества и недостатки классификации затрат на прямые и косвенные 9
1.3 Влияние распределения косвенных затрат на искажение себестоимости продукции 12
2 Организация управленческого учета косвенных затрат 17
3 Учет и распределение косвенных расходов на примере предприятия ООО «Краснодеревщик» 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

upravlencheskii_uchet_kosvennyh_rashodov.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Таким образом, типовые бухгалтерские операции представлены в таблице 1.2.

Таблиц 2.1 Бухгалтерские операции по учету общепроизводственных затрат

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

25

02

Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения

25

10, 43

Отпущены материалы, готовая продукция на общепроизводственные нужды

25

60, 76

Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общепроизводственных нужд

25

70

Начислена заработная плата работникам, занятым обслуживанием производства

25

69

Начислен единый социальный налог на выплаты работникам, занятым обслуживанием производства


 

Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» ежемесячно.

В конце каждого месяца счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывают и сумму затрат итогом списывают проводкой Дт 20 Кт 25.

Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре расходов. Обычно на предприятиях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументировано принимать решения. С целью получения информации, пригодной для принятия решений, указанную смету обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами. [7; с. 447]

Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

  1. выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носителя затрат (например, продукция, услуга, договор, цех);
  2. выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты;
  3. выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом.

Для распределения общепроизводственных расходов по видам продукции в разных отраслях применяют разные способы:

  • пропорционально количеству часов работы оборудования;
  • пропорционально затратам на обработку изделий (без стоимости материалов, доплат);
  • пропорционально массе или объему выработанной продукции;
  • пропорционально заработной плате производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальным системам). [8; с. 59]

Распределение общепроизводственных расходов пропорционально заработной плате применяется достаточно часто. Однако применение этого метода не всегда является достаточно обоснованным. Различные виды вырабатываемой предприятием продукции могут иметь разную трудоемкость и степень механизации производства. Большая часть общепроизводственных расходов при распределении их по заработной плате будет отнесена на более трудоемкую продукцию с более низким уровнем механизации производства, хотя, возможно, это не самый справедливый способ распределения в таком случае.

Сумма общепроизводственных расходов, отнесенная на определенный вид продукции, подлежит распределению между выпущенной готовой продукцией и остатком незавершенного производства.

Наибольшую сложность в составлении расчета представляет определение заработной платы производственных рабочих в незавершенном производстве и в товарном выпуске. Для этого рекомендуется определять количество готовых изделий в незавершенном производстве и суммировать их с количеством выпущенных готовых изделий. После этого определяют сумму заработной платы на одно условное готовое изделие и распределяют фактическую сумму заработной платы и общепроизводственных расходов между готовыми изделиями и незавершенным производством. На предприятиях некоторых отраслей остатки незавершенного производства невелики и относительно стабильны. Поэтому, чтобы не усложнять расчетов, общепроизводственные расходы полностью относят на готовую продукцию, или относят в размере планового процента.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:

  • административно-управленческие расходы;
  • содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
  • амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы. [3]

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др. Таким образом, типовые бухгалтерские операции представлены в таблице 1.3.

Таблиц 2.2 Бухгалтерские операции по учету общехозяйственных затрат

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

26

02

Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения.

26

10

Отпущены материалы на общехозяйственные нужды

26

60, 76

Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общехозяйственных нужд

26

70

Начислена заработная плата управленческому и общехозяйственному персоналу.

26

69

Начислен единый социальный налог на выплаты управленческому и общехозяйственному персоналу


 

В соответствии с нормативными документами при разработке учетной политики организации могут выбрать один из двух вариантов списания общехозяйственных расходов:

  1. на счета по учету производственных затрат - Дт 20 Кт 26;
  2. на счета по учету реализации - Дт 90 Кт 26.

В конечно итоге эти расходы полностью войдут в состав издержек производства организации. Однако порядок списания общехозяйственных расходов прямо на финансовый результат будет приемлемым при условии, что вся продукция, к которой относятся эти расходы, реализована. В противном случае издержки могут значительно снизить прибыль от реализации в отчетном месяце.

Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

Общехозяйственные расходы  в части расходов по управлению подвергаются нормированию и лимитированию со стороны государства для целей налогообложения. Законодательно установлены нормы и нормативы для таких расходов как затраты на командировки, представительские расходы, расходы на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей и т.д.

При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда и заработная плата основных производственных рабочих, время работы станков, не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. В силу своей сущности они напрямую не связаны с объемом производства, поэтому распределение носит весьма условный характер.

Таким образом, для учета косвенных затрат в бухгалтерском учете используется система счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы по продаже». В течение месяца косвенные расходы накапливаются на указанных счетах, а в конце месяца в соответствии с установленной базой распределения списываются на счета производственных затрат или реализации. Важнейшим принципом выбора способа распределения косвенных затрат является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.

 

 

3 УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КРАСНОДЕРЕВЩИК»

 

Рассмотрим порядок учета косвенных затрат на примере хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период ООО «Краснодеревщик». В состав ООО «Краснодеревщик» входит два цеха – цех №1 (занимается изготовлением шкафов)  и цех №2 (изготавливает межкомнатные двери).

Рассмотрим некоторые моменты ведения бухгалтерского учета ООО «Краснодеревщик» в соответствии с ее учетной политикой, принятой в данной организации:

  • калькулирование себестоимости проводится с полным распределением затрат;
  • производится 2 вида продукции, в связи с этим к счету 20 «Основное производство» открыты 2 субсчета: 20-1 «Шкаф» и 20-2 «Дверь»;
  • для учета общепроизводственных затрат используется одноименный счет 25, для учета общехозяйственных затрат используется одноименный счет 26;
  • общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются исходя из соотношения удельного веса прямых затрат данного изделия в общей совокупности этих расходов.

В отчетном периоде совершены хозяйственные операции, которые нашли отражение в журнале хозяйственных операций, представленном в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Журнал хозяйственных операций ООО «Краснодеревщик»

Содержание хозяйственных операций

Корреспонди-рующие счета

Сумма

Дебет

Кредит

1

Списаны древесно-стружечные плиты на изготовление шкафов

20-1

10

15 000,00

2

Списаны древесно-стружечные плиты на изготовление дверей

20-2

10

10 000,00

3

Списано стекло на изготовление шкафов

20-1

10

3 000,00

Продолжение табл. 3.1

4

Списано стекло на изготовление дверей

20-2

10

2 000,00

5

Списана фурнитура на изготовление шкафов

20-1

10

600,00

6

Списана фурнитура на изготовление дверей

20-2

10

400,00

7

Начислена заработная плата работникам цеха №1

20-1

70

36 000,00

8

Начислена заработная плата работникам цеха №2

20-2

70

24 000,00

9

Начислен ЕСН на заработную плату работников цеха №1

20-1

69

9 360,00

10

Начислен ЕСН на заработную плату работников цеха №2

20-2

69

6 240,00

11

Начислена амортизация оборудования в цехе № 1

20-1

02

2 400,00

12

Начислена амортизация оборудования в цехе № 2

20-2

02

1 600,00

13

Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения

25

02

1 300,00

14

Начислена заработная плата обслуживающему персоналу

25

70

12 000,00

15

Начислен ЕСН на заработную плату обслуживающего персонала

25

69

3 120,00

16

Начислена заработная плата администрации

26

70

16 000,00

17

Начислен ЕСН на заработную плату АУП

26

69

4 160,00

18

Акцептован счет за коммунальные услуги

25

60

2 700,00

19

Акцептован счет за установку компьютера в бухгалтерии

26

60

1 700,00

20

Списаны общепроизводственные расходы на изготовление шкафов

20-1

25

11 472,00

Продолжение табл. 3.1

21

Списаны общепроизводственные расходы на изготовление дверей

20-2

25

13 116,00

22

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление шкафов

20-1

26

7 648,00

23

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление дверей

20-2

26

8 744,00

24

Списана на склад готовая продукция - шкафы (35 изделий)

43

20-1

90 948,00

25

Списана на склад готовая продукция - двери (90 изделий)

43

20-2

60 632,00

26

Реализованы шкафы 30 шт.

62

90-1

94 400,00

27

Реализованы двери 80 шт.

62

90-2

64 900,00

28

Выделен НДС от реализации шкафов

90-1

68

14 400,00

29

Выделен НДС от реализации шкафов

90-2

68

9 900,00

30

Списана себестоимость реализованных шкафов

90-1

20-1

77 955,30

31

Списана себестоимость реализованных дверей

90-2

20-2

53 895,20

32

Определен финансовый результат от реализации шкафов

99

90-1

2 044,70

33

Определен финансовый результат от реализации дверей

99

90-2

1 104,80


Таблица составлена по расчетам, проведенным лично автором.

Далее определяем сумму прямых затрат на изготовление каждого вида изделий и рассчитываем соотношение прямых затрат по каждому виду изделий как показано в таблице 3.2.

 

 

Таблица 3.2 Прямые затраты ООО «Краснодеревщик» на производство продукции в разрезе вида изделия

Статья калькуляции

Сумма прямых затрат на изготовление

шкафов, руб.

дверей, руб.

Материалы

18 600,00

12 400,00

Заработная плата

36 000,00

24 000,00

Социальный налог

9 360,00

6 240,00

Амортизация

2 400,00

1 600,00

Итого

66 360,00(60 %)

44 240,00(40 %)


Таблица составлена по расчетам, проведенным лично автором.

Сумма всех прямых затрат на изготовление двух видов изделий составила 66 360,00 + 44 240,00 = 110 600,00 руб. Определим пропорции последующего распределения косвенных затрат:

66 360,00 / 110 600,00 *100% = 60%;

44 240,00 / 110 600,00 / 100% = 40%

На оба вида изделий косвенные расходы будут распределены в пропорции 60 и 40 процентов соответственно.

На практике предприятия часто распределяют косвенные затраты пропорционально заработной плате за производство продукции каждого вида. Определим пропорции распределения косвенных затрат согласно этой базы:

  • на шкафы – 36 000,00 / (36 000,00 + 24 000,00) *100% = 60%;
  • на двери – 24 000,00 / (36 000,00 + 24 000,00) *100% = 40%.

Также возможно распределение пропорционально выручке от реализации по видам продукции. Определим пропорции распределения косвенных затрат.

  • на шкафы – 80 000,00 / (80 000,00 + 55 000,00) *100% = 59%;
  • на двери – 55 000,00 / (80 000,00 + 55 000,00) *100% = 41%.

То есть пропорции распределения косвенных затрат согласно 3 выбранным базам распределения примерно равны, что означает минимальное искажение себестоимости продукции.

Распределение косвенных затрат по видам изделий производится в таблице 3.3

Таблица 3.3 Распределение косвенных затрат по видам изделий

Информация о работе Организация управленческого учета