Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета основных средств и других активов, разработка предложений по его в совершенствованию, в соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Исследованы теоретические и методические аспекты учета основных средств и других активов.
Дана оценка, сложившейся практики в ООО «Свет» учета основных средств и других активов.
Разработаны предложения по совершенствованию основных средств и других активов.
Основные средства предприятия - это денежная оценка средств труда, отражающих в балансе предприятия.
В настоящее время в бухгалтерском учете активы являются основными средствами, если они используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование на срок более 12 месяцев, их не планируют перепродавать и они способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.
К основным фондам относятся материальные ценности, используемые в качестве средств труда в течение срока, превышающего 12 месяцев.
Стоимость средств, инвестированных
в основные фонды, в процессе их использования
совершает непрерывный
Согласно п.4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для
использования в течение
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить
организации экономические
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
-контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
-контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
-исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
-контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
-точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту [29, c.106].
В новых Методических указаниях сохранено прежнее определение инвентарного объекта как единицы бухгалтерского учета основных средств. При этом в тексте указаний приведены актуальные примеры инвентарных объектов основных средств, учитывающие специфику разных отраслей хозяйства (по автомобильному транспорту, морскому и речному флоту, гражданской авиации).
Учет инвентарных объектов основных средств должен осуществляться с использованием инвентарных карточек либо по унифицированной ф. N ОС-6, либо по форме, разработанной самой организацией. Организации, имеющие небольшое количество объектов основных средств, по-прежнему могут вести их пообъектный учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений по их видам и местам нахождения.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которая включает в себя все затраты на приобретение, сооружение, изготовление основных средств (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Первоначальная стоимость отражается и в инвентарной карточке учёта, которая составляется на основании акта. Инвентарная карточка заводится на каждый объект основных фондов отдельно, и для удобства группируется по шифрам. Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приема-передачи, техпаспортов и др.). Ведется также опись инвентарных карточек по учету основных средств с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости основных средств суммы начисленной амортизации. По остаточной стоимости объекты основных средств отражаются в бухгалтерском балансе [38].
Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» содержит формы первичных документов, необходимые для правильного оформления операций с основными средствами.
Учет основных средств ведется на основании следующих первичных документов:
-Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
-Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);
-Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;
-Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
-Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
-Инвентарная карточка учета объектов основных средств и др. [5].
Планом счетов для учета основных средств предусмотрен счет 01 «Основные средства».
Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении (табл.1.2).
Таблица 1.2
Структура счета 01 «Основные средства»
Дебет (Дт) |
Кредит (Кт) |
1. Сальдо – остаток основных средств на начало периода |
|
2. Поступления основных средств по первоначальной стоимости |
3. Выбытие основных средств по первоначальной стоимости |
4. Сальдо – остаток основных
средств на конец периода (1+2- |
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.
Аналитический учет основных средств по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам, а также по их видам, местам нахождения и другим признакам, необходимым для составления бухгалтерской отчетности [6].
Если основное средство изначально
предназначено для
Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» (табл.1.3).
Таблица 1.3
Структура счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дебет (Дт) |
Кредит (Кт) |
1. Сальдо – стоимость |
|
2. Стоимость строительных, монтажных, буровых работ, оборудования, прочие затраты по кап.вложениям |
3. Списание стоимости введенных в действие основных средств |
4. Сальдо – стоимость |
Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».
Поступление основных средств может производиться по следующим направлениям:
1. путем приобретения, изготовления и сооружения – по сумме фактических затрат на их приобретение, которые установлены п.8 ПБУ 6/01
2. в качестве вклада в уставный капитал
3. Приобретение по
договорам, предусматривающим
4. По договору дарения (безвозмездно) [46, с.101].
Таблица 1.4
Бухгалтерские проводки по приобретению основных средств
Содержание хозяйственной |
Основание /первичные документы |
Отражение в учете | |
Дт счета |
Кт счета | ||
Отражено поступление объекта |
Товарная накладная |
08 |
60 |
Отражен НДС по приобретенному основному средству |
Товарная накладная, счет-фактура |
19 |
60 |
Отражены услуги сторонних организаций,
связанные с приобретением |
Акт приема-сдачи выполненных |
08 |
60, 76 |
Отражен НДС на основании первичных документов и счета-фактуры |
Счет-фактура |
19 |
60, 76 |
Отражены собственные затраты организации, связанные с приобретением объекта и доведением его до пригодного к использованию состояния |
Заказ-наряд, табель учета рабочего времени и расчет заработной платы и др. |
08 |
10, 23, 69, 70 … |
Невозмещаемый НДС списан на увеличение суммы фактических затрат на приобретение объекта |
Бухгалтерская справка |
08 |
19 |
Объект основных средств принят к учету |
Акт о приеме-передаче (ф. ОС-1) |
01 |
08 |
Перечислены денежные средства |
Платежное поручение |
60, 76 |
51 |
Предъявлен к возмещению из бюджета НДС |
Счет-фактура |
68 |
19 |
В ходе эксплуатации, да и просто со временем основные средства изнашиваются и теряют свою первоначальную стоимость. Это обесценение могло бы быть отражено по кредиту счета 01 «Основные средства», но тогда сальдо по счету не будет соответствовать оценке первоначальной стоимости этого имущества.
Она нужна как минимум для двух целей:
Поэтому из счета
01 «Основные средства» как бы
«вынесен кредит» в виде
Амортизацию по каждому объекту основных средств необходимо начислять только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».
Если оборудование полностью амортизировано, но организация продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю, то есть на балансе организации такое оборудование числится по нулевой стоимости. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.
Начисление амортизации в учете отражают по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов):
Дебет 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 97) Кредит 02
- начислена амортизация основных средств.
Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, что требует определенных затрат.
Расходы на ремонт учитываются при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли (ст.260 НК РФ).
Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства (например, увеличение его мощности, срока службы и т.п.).
Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение их первоначальной стоимости (табл.1.5) [42, с.211].
Таблица 1.5
Бухгалтерские проводки по учету ремонта, модернизации и реконструкции основных средств
Документальное оформление |
Наименование операции |
Дебет |
Кредит | |
Осуществление ремонта, реконструкции подрядным способом | ||||
Акт приемки-сдачи выполненных работ |
Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги по ремонту, реконструкции, модернизации основных средств |
08 |
60, 76 | |
Счет-фактура |
Отражены суммы НДС по работам, выполненным подрядным способом |
19 |
60, 76 | |
Бухгалтерская справка |
Списана сумма НДС, по работам связанным с реконструкцией, модернизацией объекта |
08 |
19 | |
Выписка банка по расчетному счету |
Произведена оплата подрядчикам за выполненную работу |
60 |
51 | |
Акт формы ОС-3. Бухгалтерская справка-расчет |
Стоимость объекта основных средств увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации |
01 |
08 | |
Осуществление ремонта, реконструкции хозяйственным способом | ||||
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражена сумма затрат по реконструкции,
модернизации основных средств выполненных
собственным ремонтным |
08 |
23 | |
Акт формы ОС-3 |
Стоимость основного средства увеличена на сумму расходов по реконструкции, модернизации |
01 |
08 |