Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета основных средств и других активов, разработка предложений по его в совершенствованию, в соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Исследованы теоретические и методические аспекты учета основных средств и других активов.
Дана оценка, сложившейся практики в ООО «Свет» учета основных средств и других активов.
Разработаны предложения по совершенствованию основных средств и других активов.
ООО «Свет» для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств заполняет следующие документы:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1);
- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);
- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).
На основании предыдущего примера заполняем и форму ОС-1 (приложение 2).
Очень часто объекты основных средств перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения в другое. Для оформления и учета таких перемещений применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы №ОС-2 (Приложение 3).
Списание пришедших
в негодность объектов основных средств
также оформляется
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4) (Приложение 4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).
Акты составляются в двух экземплярах,
подписываются членами
Теперь приведу примеры бухгалтерских операций по учету основных средств, осуществляемых в ООО «Свет».
Так как ООО «Свет» решило построить собственными силами гаражное помещение.
Затраты по строительству составили:
- заработная плата работников строительного подразделения – 700000 руб.;
-единый социальный налог – 182000 руб.;
- амортизация основных средств, использованных при строительстве – 250000 руб.;
- услуги сторонних организаций по строительству гаражного помещения – 260000 руб., в том числе НДС 18% 39661 руб.;
- расходы на государственную регистрацию – 500 руб., в том числе НДС 18% - 76 руб.
По завершению строительства,
помещение введено в
В бухгалтерском учете производятся следующие
записи (табл. 2.1):
Таблица 2.1
Создание гаражного помещения ООО «Свет»
Содержание хозяйственной операции |
Основание / первичные документы |
Отражение в учете |
Сумма | |
Дт счета |
Кт счета | |||
Отражена стоимость материалов,
приобретенных для |
Накладная, приходный ордер |
10 |
60 |
732203 |
Отражена сумма НДС по материалам |
Счет-фактура |
19 |
60 |
131797 |
Материалы использованы в строительстве |
Требование-накладная |
08 |
10 |
732203 |
Услуги сторонних строительных организаций в сумме без НДС |
ф. КС-2, счет-фактура |
08 |
60 |
220339 |
Отражена сумма НДС по строительным работам сторонних организаций |
Счет-фактура |
19 |
60 |
39661 |
Отражено погашение |
Платежное поручение |
60 |
51 |
1124000 |
Начислена заработная плата работникам строительного подразделения |
Заказ-наряд, расчетная ведомость |
08 |
70 |
700000 |
Начислен ЕСН |
Бухгалтерская справка |
08 |
69 |
182000 |
Начислена амортизация по основным средствам, использованным в процессе строительства |
Ведомость начисления амортизации |
08 |
02 |
250000 |
Отражен НДС, подлежащий внесению в бюджет |
Бухгалтерская справка |
19 |
68 |
387854 |
Произведена плата за государственную регистрацию |
Платежное поручение |
76 08 |
51 76 |
500 |
В марте 2005 г. перечислена в бюджет сумма НДС, подлежащая уплате |
Платежное поручение |
68 |
51 |
344124 |
Документы на регистрацию прав собственности переданы в апреле 2005 г. Законченное строительством гаражное помещение введено в эксплуатацию |
Акт о приеме-передаче ос-новных сред-ств (ф. ОС-1) |
01 |
08 |
2256424 |
Предъявлена в мае 2006 г. к вычету сумма НДС по СМР, выполненным хозспособом |
Бухгалтерская справка |
68 |
19 |
172666 |
Предъявлена в мае 2004 г. к вычету
сумма НДС по приобретенным материалам
и работам сторонних |
Счет-фактура |
68 |
19 |
171458 |
Таким образом, был рассмотрен учет строительства гаражного помещения ООО «Свет» выполненным собственными силами.
Еще один пример, когда основные средства в ООО «Свет» поступили в качестве вклада в уставный капитал. Одним из учредителей ООО «Свет» является ЗАО «Юкос». В качестве вклада в уставный капитал «Свет» «Юкос», по согласованию с другими учредителями, передал технологическое оборудование. Согласованная стоимость этого оборудования, подтвержденная независимым оценщиком, составила 25 000 руб. Расходы по доставке оборудования составили 1 200 руб. (в том числе НДС - 183 руб.). Оборудование готово к использованию, поэтому расходы на монтаж не предусмотрены (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Внесение в качестве вклада в уставный капитал ООО «Свет»
Содержание хозяйственной операции |
Отражение в учете |
Сумма | |
Дт счета |
Кт счета | ||
Отражена задолженность ЗАО «Юкос» по вкладу в уставный капитал ООО «Свет» |
75-1 |
80 |
25000 |
получено оборудование в счет вклада в уставный капитал |
08 |
75-1 |
25000 |
отражена сумма транспортных расходов (без НДС) по доставке оборудования в организацию (1200-183) |
08 |
60 |
1017 |
отражена сумма НДС по транспортным расходам (на основании счета-фактуры транспортной организации) |
19 |
60 |
183 |
оборудование введено в |
01 |
08 |
26017 |
оплачен счет транспортной организации |
60 |
51 |
1200 |
произведен налоговый вычет. |
68 |
19 |
183 |
При проведении проверок поступления основных средств на предприятии, следует уделять внимание таким вопросам, как:
1. Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов основных средств, при этом проверяется учетная политика предприятия и по результатам проверок делают выводы. Следует отметить, что применяемые методы в области учета основных средств в ООО «Свет» соответствуют положениям учетной политики
2. Проверка соответствия
отчетных показателей (ф. №
1 и № 5)
соответствующим показателям в Главной
книге, регистрам
синтетического и аналитического учета,
при этом проверке подлежат квартальный,
полугодовой и годовой балансы, форма
№ 5,
приложение к балансу, формы ОС - №
6.
3.Проверка правильности определения первоначальной
стоимости основных средств, при этом
проверке подлежат акты приемки -
передачи, счета - фактуры, накладные,
и, исходя из этого, следует, что первоначальная
стоимость основных средств соответствует
составу данной стоимости в ПБУ 6/01
4 Проверка источников
поступления основных средств,
проверяют накладные и счета-
соответствуют источникам в счетах –
фактурах
5. Проверка правильности оформления приобретенных основных средств, проверяются акты приемки, акты оприходования основных средств, и установлено, что поступающие основные средства в соответствии с нормативными актами оформляются актами приемки -передачи
6. Немаловажное значение имеет и проверка правильности выделения НДС при приобретении основного средства, и проверяют нормативные документы, счета- фактуры, данные по счетам 19 и 68, и по результатам можно отметить, что НДС в финансовых документах выделяется отдельной строкой
7. Проверка правильности оформления документов
при различных вариантах поступления
основных средств, проверяют нормативные
документы, акты, учредительный договор,
и проверка учетных
регистров показала отсутствие документов,
составляемых при поступлении основных
средств от различных источников
8 Проверка правильности
Единственным недочетом в
Так как ООО «Свет» в учетной политике зафиксировало способ начисления амортизации – линейный, рассмотрим на примере формирование суммы амортизации.
Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.
ООО «Свет» приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка - 120 000 руб. Срок полезного использования - 5 лет.
При использовании линейного
Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100%. Годовая норма амортизации составит 20% (100% / 5). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24 000 руб. (120 000 руб. x 20%).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2 000 руб. (24 000 руб. x 12 мес.).
Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер ООО «Свет» будет делать проводку:
Дебет 20 Кредит 02
- 2000 руб. - начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В марте 2005 года организация продает за 38 350 рублей (в том числе НДС 5 850 рублей) станок. Первоначальная стоимость станка составляет 90 000 рублей. Срок полезного использования станка – 6 лет, фактический срок эксплуатации – 4 года, сумма начисленной амортизации – 60 000 рублей. Транспортные расходы по доставке оборудования покупателю составили 1 888 рублей, включая НДС. Доставка была произведена силами сторонней организации. Согласно учетной политике организации ООО «Свет» обязанность по уплате НДС возникает по мере отгрузки, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются по методу начисления (табл. 2.3).
Для отражения операций в бухгалтерском учете ООО «Свет» будем использовать следующие наименования субсчетов:
01-1 «Основные средства в организации»;
01-2 «Выбытие основных средств»;
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы».
Таблица 2.3
Реализация станка ООО «Свет»
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операций | |
Дебет |
Кредит | ||
76 |
91-1 |
39 000 |
Отражена задолженность |
91-2 |
68 |
6 500 |
Начислен НДС по реализации станка |
01-2 |
01-1 |
90000 |
Отражено выбытие станка |
02 |
01-2 |
60 000 |
Списана начисленная сумма амортизации |
91-2 |
01-2 |
30 000 |
Списана остаточная стоимость проданного станка (90000 – 60000) |
91-2 |
60 |
1 600 |
Списаны транспортные расходы по доставке станка покупателю |
19 |
60 |
320 |
Отражена сумма НДС, подлежащая уплате транспортной организации |
51 |
76 |
39 000 |
Погашена задолженность |
При безвозмездной передаче
объекта основных средств бухгалтерия
предприятия выполняет
ООО «Свет» передает по договору дарения компьютер, используемый в управленческих целях, директору. Стоимость компьютера составляет 18 480 рублей. При принятии компьютера к учету установлен срок его полезного использования 4 года. В целях бухгалтерского учета амортизация начисляется линейным способом. Сумма накопленной амортизации на момент передачи компьютера составляет 6 160 рублей (табл.2.4)
Таблица 2.4
Безвозмездная передача компьютера ООО «Свет»
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операций | |
Дебет |
Кредит | ||
02 |
01 |
6 160 |
Списана сумма начисленной амортизации |
91-2 |
01 |
12 320 |
Списана остаточная стоимость переданного компьютера |
91-2 |
68 |
2 218 |
Начислен НДС (12 320 рублей х 18%) |
99 |
91-2 |
14 538 |
Списан убыток от безвозмездного выбытия компьютера (12 320 рублей + 2 218 рублей) |
Убыток от безвозмездной передачи объекта основных средств налогооблагаемую прибыль организации не уменьшает (п.16 ст.270 НК РФ) [22, c. 76].
В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами согласно пункту 11 ПБУ 10/99.
Следует отметить, что выбытие основных средств на предприятии осуществляется верно, и в соответствии с законодательством. Однако у большинства Российских бухгалтеров нередко возникают проблемы и вопросы в области выбытия основных средств.
Когда фирма продает
свои основные средства, бухгалтер
зачастую сталкивается с различиями
между бухгалтерским и
Первый - бухгалтерская остаточная стоимость реализованного объекта не совпадает с его налоговой стоимостью. А второй случай - основное средство продано с убытком. Прибыль от продажи основного средства - это разница между полученной выручкой и остаточной стоимостью реализованного объекта. Бухгалтерская выручка обычно совпадает с данными налогового учета.