Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета основных средств и других активов, разработка предложений по его в совершенствованию, в соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Исследованы теоретические и методические аспекты учета основных средств и других активов.
Дана оценка, сложившейся практики в ООО «Свет» учета основных средств и других активов.
Разработаны предложения по совершенствованию основных средств и других активов.
А вот расхождения
между бухгалтерской и
В пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ установлены особые правила, по которым нужно списывать убыток от продажи основных средств. Его делят на равные части и ежемесячно включают их в прочие расходы. Делают это в течение периода, равного разнице между сроком полезного использования реализованного объекта и тем временем, которое он находился в эксплуатации. В бухгалтерском же учете такого правила нет. Там убыток от продажи основного средства уменьшает прибыль того месяца, в котором реализован данный объект. На это указано в пункте 31 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
А можно ли избежать различий между бухгалтерским и налоговым учетом убытков от продажи основных средств? Пожалуй, единственный выход - это «подогнать» бухгалтерские правила под налоговые. Для этого нужно прописать в учетной политике, что в бухучете убыток от продажи основных средств относится на счет 97 "Расходы будущих периодов", а затем списывается так, как указано в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ [41, с.32].
На правильное и полное оформление всех необходимых документов следует обратить особое внимание, поскольку они являются не только основанием для отражения соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета, но и служат подтверждением совершения хозяйственной операции, которая тем или иным образом должна быть учтена для целей налогообложения.
Как уже было отмечено в учетной политике ООО «Свет» для учета нематериальных активов составляется карточка учета НМА (по форме № НМА-1).
Карточку оформляют в одном экземпляре на каждый объект нематериальных активов.
Карточку заполняет бухгалтер на основании документов об оприходовании объекта нематериальных активов.
Рассмотрим заполнение карточки на примере (Приложение 5).
ООО «Свет» приобрело компьютерную программу «Смета», заплатив 70000 руб. (в том числе НДС - 10678 руб.). Согласно договору исключительное авторское право на эту программу остается у фирмы-разработчика, а «Свет» получил лишь право использовать эту программу для автоматизации своего производственного отдела.
Отразим эти операции бухгалтерскими проводками:
Дебет 002 - 70000 руб. - отражена стоимость программы «Смета», полученного «Свет» в пользование (в условной оценке);
Дебет 97 Кредит 60 - 59322руб. (70000 - 10678) - отражен платеж за право использования программы (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60 - 10678 руб. - учтен НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 10678 руб. - произведен налоговый вычет.
Срок использования программы договором не ограничен, однако ООО «Свет» собирается использовать эту программу в течение 10 лет. Соответствующее распоряжение издал директор «Свет». Ежемесячно бухгалтер будет делать проводку:
Дебет 26 Кредит 97 - 494 руб. (59322 руб. : 10 лет : 12 мес.) - соответствующая часть расходов будущих периодов учтена в расходах отчетного периода (так как в учетной политике оговорено условие линейного способа начисления амортизации нематериальных активов).
По окончании срока
использования программы
Кредит 002 - 70000 руб. - списана стоимость программы «Смета», полученного «Свет» в пользование.
В приложении 5 приведен пример заполнения карточки учета нематериальных активов, в частности на программу по составлению смет объектов строительства.
ООО «Свет» приобрела в сентябре компьютерную программу стоимостью 15 000 руб. (без НДС). При принятии объекта к учету установлены срок его полезного использования - 4 года и линейный метод начисления амортизации. Объект введен в эксплуатацию 7 октября. На счетах бухгалтерского учета производятся следующие записи:
Дебет 08 Кредит 60 – 15 000 рублей - приобретена компьютерная программа
Дебет 04 Кредит 08 – 15 000 рублей – компьютерная программа введена в эксплуатацию
Ежемесячно, начиная с ноября 2005 года в течение срока полезного использования
Дебет 20,25,26 Кредит 05 312,5 Начислена амортизация линейным способом: 15000:48 месяцев)
Отражение на счетах с применением счета 05 «Амортизация нематериальных активов» на условиях отражения этого момента в учетной политике ООО «Свет».
При принятии объекта
нематериального актива к бухгалтерскому
учету организация
На основании акта о списании объекта нематериального актива, утвержденного руководителем организации, объект списывается с учета, о чем делается запись в карточке учета нематериальных активов.
Начисление амортизации по нематериальному активу прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериального актива.
Выбытие нематериальных активов может осуществляться и путем реализации нематериальных активов.
На балансе ООО «Свет» числится нематериальный актив - патент на промышленный образец, приобретенный за плату. Первоначальная стоимость патента составляет 164 640 руб. (без НДС), начисленная амортизация - 98 784 руб. НДС в сумме 29 635,20 руб., уплаченный при приобретении патента, принят к вычету. Срок действия патента на промышленный образец - 10 лет, фактический срок использования нематериального актива составил на момент реализации 6 лет.
ООО «Свет» реализует нематериальный актив другой организации; стоимость уступаемых исключительных прав по договору составляет 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.); оплата производится в безналичной форме (табл.2.5):
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы»;
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
99 «Прибыли и убытки».
Таблица 2.5
Реализация промышленного образца (патента) ООО «Свет»
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
62 |
91-1 |
177 000 |
Отражена стоимость патента по договору уступки |
91-2 |
68 |
27 000 |
Начислен НДС по договору |
05 |
04 |
98 784 |
Списана начисленная амортизация |
Продолжение табл. 2.5 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
91-2 |
04 |
65 856 |
Списана остаточная стоимость патента |
51 |
62-1 |
177 000 |
Получена оплата по договору |
91-9 |
99 |
84 144 |
Выявлен финансовый результат от операции реализации (177 000 рублей – 27 000 рублей – 65 856 рублей) |
Способ выбытия при безвозмездной передаче нематериального актива можно также проследить на примере.
ООО «Свет» безвозмездно передает ООО «КВК» созданную в 2000 году программу для ЭВМ, учтенную в составе нематериальных активов. Первоначальная стоимость программы составляет 18 000 руб., сумма начисленной амортизации - 5550 руб. Рыночная стоимость компьютерной программы на момент передачи - 13 688 руб. (в том числе НДС - 2088 руб.).
Определим постоянную разницу и постоянное налоговое обязательство. Сумма расходов, которые учитываются при формировании бухгалтерской прибыли, превышает сумму расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, на 14 538 руб. (18 000 руб. - 5550 руб. + 2088 руб.).
Это превышение является постоянной разницей; сумма же постоянного налогового обязательства составит 3489 руб. (14 538 руб. х 24%). Эта сумма увеличит налог на прибыль организации и должна быть отражена в бухгалтерском учете по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль (табл. 2.6)
Таблица 2.6
Безвозмездная передача компьютерной программы ООО Свет»
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | ||
05 |
04 |
5 550 |
Списана начисленная амортизация |
91-2 |
04 |
12 450 |
Списана остаточная стоимость выбывшего нематериального актива (18000 – 5550) |
91-2 |
68 |
2 088 |
Начислен НДС по безвозмездной передаче компьютерной программы |
99 |
91-2 |
14 538 |
Списано сальдо прочих доходов и расходов |
99 |
68 |
3 489 |
Отражено постоянное налоговое обязательство |
В целом учет нематериальных активов на предприятии ООО «Свет» складывается правильно, и следует отметить, о расширении роли нематериальных активов на предприятии, что обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и глобализацией финансовых рынков.
Учет нематериальных активов во многом схож с учетом основных средств. Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и списания ее на расходы во многом совпадает.
Учет основных средств и других активов на практике вызывает множество вопросов, как в части налогообложения, так и в части бухгалтерского учета.
Выделяют ряд проблемных моментов в области учета основных средств и других активов:
1. Одним из проблемных
вопросов бухгалтерского учета
основных средств является
Прежде всего, следует отметить, что выбор способа начисления амортизации по основным средствам - это один из элементов учетной политики организации. Напомним, что согласно пункту 16 ПБУ 1/98, изменение учетной политики организации может производиться только в определенных случаях.
Пунктом 18 ПБУ 6/01 устанавливается, что "применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу".
Таким образом, пока существует ранее созданная группа однородных объектов основных средств, способ начисления амортизации по всем основным средствам, входящим в эту группу, должен быть одинаковым.
2. также проблемным вопросом являются расхождения между бухгалтерской и налоговой остаточной стоимостью имущества встречаются часто. Происходит это из-за различий в первоначальной стоимости объектов, в сроках их полезного использования или способах начисления амортизации.
3. в старой редакции
ПБУ 6/01 бухгалтера организации
производили оценку дополнитель
4. проблемным вопросом
учета был вопрос о «недорогих»
5. проблема получения информации о нематериальных активах и представления ее в финансовой отчетности приобрела большое значение. Вопросы различия между бухгалтерским и налоговым учетом нематериальных активов также требуют разрешения.
Сегодня ни одна организация в своей деятельности не может обойтись без основных средств. Компьютер, факс, ксерокс и тому подобное оборудование есть почти у каждого предприятия. В 2006 году порядок учета ОС изменился. Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены серьезные изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Можно предложить ряд решений по выявленным проблемам учета основных средств и нематериальных активов:
1. При начислении амортизации основных средств, исключением из правила является ситуация, при которой группа однородных объектов основных средств временно аннулируется, то есть срок полезного использования всех объектов, входящих в эту группу, истекает, а новые объекты, относящиеся к этой группе еще не приобретены.