Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании истории развития, основных принципов формирования и современное состояние банковской системы РФ.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные этапы зарождения и развития банковской системы в России;
– дать оценку современному состоянию банковской системы РФ;
– изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и основы информационной базы;
– исследовать деятельность Банка России, как ведущего звена банковской системы;
– проанализировать влияние международных финансовых институтов на формирование российской банковской системы;

Содержание работы

Введение 3
1 Банковская система Российской Федерации: роль, структура и развитие 5
1.1 Основные этапы развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2 Современное состояние банковской системы РФ 9
1.3 Основы нормативно-правового регулирования банковской системы и информационной базы 23
2 Деятельность и функции Центрального банка РФ 37
2.1 Центральный банк РФ как проводник денежно-кредитной политики 37
2.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ 46
3 Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России 56
3.1 Возможности отражения мирового опыта развития банковских систем 56
3.2 Основные тенденции в российской банковской системе 64
Заключение 72
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Банковская система России история развития, основные принципы формирования, современное состояние.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

      – Положение Банка России от 14 июля 2008 года № 273-П «О порядке  предоставления Банком России  кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным  договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

      Чтобы участвовать в рефинансировании  банку необходимо заключить с  Банком России Генеральный кредитный  договор. С региональными банками  кредитный договор от имени  Банка России заключает территориальное  учреждение ЦБ РФ по месту ведения корреспондентского счета банка. Помимо формальных юридических и организационных требований потенциальный заемщик Банка России должен удовлетворять нескольким экономическим критериям:

      – относиться к категории «финансово  стабильные кредитные организации» в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2006 № 766-У;

      – полностью выполнять резервные  требования,

      – не иметь просроченной задолженности  перед Банком России.

      Резервные требования используются  в качестве инструмента регулирования  масштабов кредитно-расчетных операций  банков и контроля за состоянием денежной массы, служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций [19].

      Операции на открытом рынке  – операции купли-продажи Банком  России государственных ценных  бумаг прежде всего у коммерческих  банков, приводящие к изменению  объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.).

      Валютное регулирование – осуществляется  путем проведения валютных интервенций  Банка России, т.е. купли-продажи  иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

      В случае недостатка в стране  твердой валюты Центральный Банк  может ввести ограничения на  ее покупку и продажу – валютный  контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

 

 

 

 

 

2.2 Банковское  регулирование и надзор как  основная функция ЦБ РФ

 

      Банки и другие кредитные организации  играют чрезвычайно важную роль  в экономической жизни общества. Обеспечение стабильности банковской системы представляет значительный интерес для общества и является одной из важных функций государства, осуществление которой связано с решением задач укрепления правопорядка в сфере банковской деятельности. Одним из условий их решения является осуществление контроля и надзора в сфере банковской деятельности. О необходимости усиления банковского надзора говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию 18 апреля 2006 года. Свое выступление на XII-м съезде Ассоциации российских банков 24 апреля 2006 года Председатель Банка России С.М.Игнатьев начал с важнейшей для российской банковской системы проблемы укрепления банковского надзора. Он отметил, что повышение эффективности банковского надзора должно стать одним из главных приоритетов работы Банка России на ближайшие месяцы.

      В совместном заявлении Правительства  РФ и Банка России от 30 декабря 2007 года «О Стратегии развития  банковского сектора Российской  Федерации» отмечается, что наряду  с проблемами банковского надзора в настоящее время являются актуальными такие вопросы, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др. Представляется, что в этом документе обозначены основные направления контрольной и надзорной деятельности в банковской сфере на современном этапе в зависимости от ее содержания [28].

      В зависимости от уровня контролирующих  субъектов в сфере банковской  деятельности можно различать такие направления, как государственный контроль за деятельностью Банка России. а также деятельность Банка России по контролю и надзору за кредитными организациями.

      В Конституции и федеральных  законах Российской Федерации  содержатся определенные контрольные полномочия Президента РФ и Государственной Думы (ГД) в отношении Банка России. Отдельные вопросы его деятельности подлежат контролю Счетной палатой РФ, органами прокуратуры, налоговыми и иными контролирующими органами государства в соответствии с их компетенцией и полномочиями.

      В свою очередь, контроль и  надзор за деятельностью кредитных  организаций осуществляет Банк  России путем непрерывного анализа  и сопоставления экономических  показателей их деятельности  на основе ежемесячных отчетов, а также инспектирования и проведения проверок соблюдения ими законодательства РФ и нормативных актов Банка России. Кроме того, они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке согласно ст.7 Закона об аудиторской деятельности.

      По мере развития общества и государства происходит поиск новых форм и методов контроля и надзора, нацеленных на создание в обществе режима законности, в том числе в банковской сфере. В этой связи представляется возможным в качестве самостоятельного направления контроля в сфере банковской деятельности рассматривать контроль кредитных организаций за соблюдением их клиентами финансового законодательства. Находясь в гражданско-правовых отношениях со своими клиентами и совершая по их поручениям расчетные и иные операции, кредитные организации обязаны следить за законностью этих операций с точки зрения соблюдения ими валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др. При этом кредитные организации выступают в роли агентов государства, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по осуществлению контрольных полномочий в отношении своих клиентов.

      Таким образом, проблема контроля и надзора в сфере банковской деятельности носит комплексный характер, а ее решение находится в сфере компетенции как органов государства и Банка России, так и самих банков.

      Банковские системы многих стран  мира являются двухуровневыми. Нижний (или первый) уровень составляют коммерческие банки и иные кредитные организации, а верхний (или второй) уровень — банковские центры, сформированные в разных странах по-разному. В европейских странах верхний уровень чаще всего представлен национальными или центральными банками этих стран и контрольно-надзорными ведомствами. Например, в Германии верхний уровень банковской системы представлен Немецким федеральным банком и Федеральным ведомством надзора за кредитным делом. Во Франции на этом уровне действуют Банк Франции, Банковская комиссия, Комитет по кредитным учреждениям и Комитет по банковской регламентации. Банковские системы и Германии, и Франции являются примером централизованной кредитно-банковской системы.

      В России исторически сложилась  и законодательно закреплена централизованная банковская система. Как отмечает В. Смит, наиболее упрощенное определение централизованной системы представляет собой систему, в рамках которой единственный банк обладает полной или частичной монополией на осуществление эмиссионной деятельности. Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты [28].

      Российская банковская система  имеет свои особенности. В России, как и в США, банковская система является двухуровневой. Но двухуровневость банковской системы в России и в США имеет вовсе не тождественное содержание. В США под двухуровневой банковской системой понимается двухуровневая система регистрации и регулирования банков: на федеральном уровне (крупнейшие национальные банки) и на уровне штатов (банки штатов). С учетом традиционного представления о двухуровневой банковской системе в США, государственное регулирование банковской деятельности в этой стране осуществляют, помимо федеральных органов, еще и государственные органы на уровне штатов. Для этого созданы банковские департаменты штатов. Таким образом, Федеральная резервная система США представляет собой децентрализованную банковскую систему. Ее верхний уровень образуют Совет управляющих Федеральной резервной системы, 12 федеральных резервных банков, Служба контролера денежного обращения и Федеральная корпорация страхования депозитов [22].

      В отличие от США, в России  двухуровневость банковской системы предполагает существование верхнего уровня, наделенного государственно-властными полномочиями (Банк России), и нижнего (предпринимательского) уровня банковской системы. Кроме того, с учетом современного федеративного устройства России централизованная банковская система является федеральной, т.е. ее организация, функционирование и государственное управление ею осуществляется на уровне Российской Федерации, а не ее субъектов. Организационные формы и другие характеристики банковской системы РФ регулируются Конституцией РФ, Законом о Банке России, Законом о банках, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

      Исходя из этой цели, Банк России  должен решать следующие задачи [1]:

      – предупреждать возможность  возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

      – защищать интересы вкладчиков  и кредиторов;

      – не допускать монополизации  финансового капитала, поддерживать  здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

      – способствовать повышению эффективности  банковского дела, росту профессионализма  и добросовестности банковских  работников.

      Конкретное содержание банковского  регулирования и надзора формируется  под воздействием ряда факторов:

      – макроэкономическая ситуация  в стране, состояние банковской  системы;

      – социально-экономические приоритеты  развития общества;

      – совершенство законодательной  базы;

      – проводимая Банком России  кредитная политика;

      – степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

      – исторически сложившиеся особенности  организации банковского надзора  в стране.

      Механизм регулирования и надзора  представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

      Методы делятся на административные  и экономические, регулирующие и  надзорные [19].

      Административные методы включают  лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты, разрешения на  проведение операций и отдельных направлений деятельности банков.

      Экономические методы оказывают  в основном косвенное воздействие  на деятельность банков. Выделяют  три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

      Банк России широко использует  нормативный метод путем издания  специальных инструкций и организации  контроля за их исполнением.

      Регулирующие методы направлены  на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Методы направлены на оказание помощи банкам в введении финансовой отчетности, составлении документов и принятии оперативных решений. Например, изменение порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. (Новая редакция Положения Банка России № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»). Особенности формирования резервов на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон в соответствии с ЦБР № 1584-У от 22.06.06 г.

      В данном Положении рассматриваются  такие вопросы, как:

      – Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.

      – Перечень факторов риска, на  основании которого выносится  мотивированное суждение о необходимой  к созданию величине резерва.

      – Особенности оценки риска  потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).

Информация о работе Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России