Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании истории развития, основных принципов формирования и современное состояние банковской системы РФ.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные этапы зарождения и развития банковской системы в России;
– дать оценку современному состоянию банковской системы РФ;
– изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и основы информационной базы;
– исследовать деятельность Банка России, как ведущего звена банковской системы;
– проанализировать влияние международных финансовых институтов на формирование российской банковской системы;
Введение 3
1 Банковская система Российской Федерации: роль, структура и развитие 5
1.1 Основные этапы развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2 Современное состояние банковской системы РФ 9
1.3 Основы нормативно-правового регулирования банковской системы и информационной базы 23
2 Деятельность и функции Центрального банка РФ 37
2.1 Центральный банк РФ как проводник денежно-кредитной политики 37
2.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ 46
3 Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России 56
3.1 Возможности отражения мирового опыта развития банковских систем 56
3.2 Основные тенденции в российской банковской системе 64
Заключение 72
Список использованной литературы 74
– Положение Банка России от
14 июля 2008 года № 273-П «О порядке
предоставления Банком России
кредитным организациям
Чтобы участвовать в
– относиться к категории «
– полностью выполнять
– не иметь просроченной
Резервные требования
Операции на открытом рынке
– операции купли-продажи
Валютное регулирование –
В случае недостатка в стране
твердой валюты Центральный
2.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ
Банки и другие кредитные
В совместном заявлении
В зависимости от уровня
В Конституции и федеральных законах Российской Федерации содержатся определенные контрольные полномочия Президента РФ и Государственной Думы (ГД) в отношении Банка России. Отдельные вопросы его деятельности подлежат контролю Счетной палатой РФ, органами прокуратуры, налоговыми и иными контролирующими органами государства в соответствии с их компетенцией и полномочиями.
В свою очередь, контроль и
надзор за деятельностью
По мере развития общества и государства происходит поиск новых форм и методов контроля и надзора, нацеленных на создание в обществе режима законности, в том числе в банковской сфере. В этой связи представляется возможным в качестве самостоятельного направления контроля в сфере банковской деятельности рассматривать контроль кредитных организаций за соблюдением их клиентами финансового законодательства. Находясь в гражданско-правовых отношениях со своими клиентами и совершая по их поручениям расчетные и иные операции, кредитные организации обязаны следить за законностью этих операций с точки зрения соблюдения ими валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др. При этом кредитные организации выступают в роли агентов государства, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по осуществлению контрольных полномочий в отношении своих клиентов.
Таким образом, проблема контроля и надзора в сфере банковской деятельности носит комплексный характер, а ее решение находится в сфере компетенции как органов государства и Банка России, так и самих банков.
Банковские системы многих
В России исторически
Российская банковская система имеет свои особенности. В России, как и в США, банковская система является двухуровневой. Но двухуровневость банковской системы в России и в США имеет вовсе не тождественное содержание. В США под двухуровневой банковской системой понимается двухуровневая система регистрации и регулирования банков: на федеральном уровне (крупнейшие национальные банки) и на уровне штатов (банки штатов). С учетом традиционного представления о двухуровневой банковской системе в США, государственное регулирование банковской деятельности в этой стране осуществляют, помимо федеральных органов, еще и государственные органы на уровне штатов. Для этого созданы банковские департаменты штатов. Таким образом, Федеральная резервная система США представляет собой децентрализованную банковскую систему. Ее верхний уровень образуют Совет управляющих Федеральной резервной системы, 12 федеральных резервных банков, Служба контролера денежного обращения и Федеральная корпорация страхования депозитов [22].
В отличие от США, в России двухуровневость банковской системы предполагает существование верхнего уровня, наделенного государственно-властными полномочиями (Банк России), и нижнего (предпринимательского) уровня банковской системы. Кроме того, с учетом современного федеративного устройства России централизованная банковская система является федеральной, т.е. ее организация, функционирование и государственное управление ею осуществляется на уровне Российской Федерации, а не ее субъектов. Организационные формы и другие характеристики банковской системы РФ регулируются Конституцией РФ, Законом о Банке России, Законом о банках, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи [1]:
– предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
– защищать интересы
– не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
– способствовать повышению
Конкретное содержание
– макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
– социально-экономические
– совершенство
– проводимая Банком России кредитная политика;
– степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
– исторически сложившиеся
Механизм регулирования и
Методы делятся на
Административные методы
Экономические методы
Банк России широко использует
нормативный метод путем
Регулирующие методы
В данном Положении
– Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.
– Перечень факторов риска, на
основании которого выносится
мотивированное суждение о
– Особенности оценки риска потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).
Информация о работе Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России