Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании истории развития, основных принципов формирования и современное состояние банковской системы РФ.
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные этапы зарождения и развития банковской системы в России;
– дать оценку современному состоянию банковской системы РФ;
– изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и основы информационной базы;
– исследовать деятельность Банка России, как ведущего звена банковской системы;
– проанализировать влияние международных финансовых институтов на формирование российской банковской системы;

Содержание работы

Введение 3
1 Банковская система Российской Федерации: роль, структура и развитие 5
1.1 Основные этапы развития банковской системы Российской Федерации 5
1.2 Современное состояние банковской системы РФ 9
1.3 Основы нормативно-правового регулирования банковской системы и информационной базы 23
2 Деятельность и функции Центрального банка РФ 37
2.1 Центральный банк РФ как проводник денежно-кредитной политики 37
2.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ 46
3 Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России 56
3.1 Возможности отражения мирового опыта развития банковских систем 56
3.2 Основные тенденции в российской банковской системе 64
Заключение 72
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Банковская система России история развития, основные принципы формирования, современное состояние.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

      – Особенности оценки риска потерь по условным обязательствам кредитного характера.

      – Порядок формирования резерва  по условным обязательствам кредитного  характера с учетом предоставленного  обеспечения по сделке.

      – Резерв по срочным сделкам. Особенности формирования резервов под прочие потери.

      – Особенности составления отчетности  по форме 0409155 «Сведения о резервах  на возможные потери».

      Надзорные методы нацелены на  организацию контроля за выполнением  Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

      Надзор за деятельностью кредитных  организаций может осуществляться  в следующих формах:

      – анализ отчетности КБ, регулярно  представляемой в Банк России  в установленном порядке;

      – проверка отдельных направлений  деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

      – проведение внешнего аудита  аудиторской фирмой. Сведения о  фирме и ее аудиторское заключение  представляются в Банк России.

      Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

      Если в результате надзорной  деятельности Банк России выявил  нарушение коммерческим банком  банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

      – взыскать штраф;

      – назначить временную администрацию  для управления проблемным банком;

      – отозвать лицензию на право  осуществления банковской деятельности.

      Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.

      На основе характеристики отечественной  банковской системы и анализа  правового статуса основных субъектов  банковской деятельности, к которым  автор относит Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, автор заключает, что, с одной стороны, деятельность как Банка России, так и кредитных организаций является предметом контроля и надзора со стороны различных контролирующих и надзорных органов государства, с другой стороны, как Банк России, так и кредитные организации являются субъектами контроля и надзора в отношении своих контрагентов (Банк России — в отношении кредитных организаций, а кредитные организации — в отношении своих клиентов). Среди субъектов банковской деятельности Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом как специальный орган государства, создание которого прямо предусмотрено в ст.75 Конституции РФ. Он наделен специальной компетенцией и публично-правовыми функциями по управления банковской системой страны, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

      Исследуя гражданско-правовой статус  Банка России, можно отметить, что  попытки применения к нему  каких-либо организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ, несостоятельны. Банк России не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций. Он обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки ГК РФ.

      Кредитные организации представляют  собой наиболее многочисленную  часть банковской системы. В зависимости  от оснований классификации, можно  выделить различные их виды. Наиболее  характерным признаком их классификации  является перечень разрешенных для осуществления банковских операций (вид лицензии), в соответствии с которым различают банки и небанковские кредитные организации.

      В отличие от контроля надзор  характеризуется отсутствием отношений  подчиненности между надзорными  органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лица лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается. Контроль может быть как государственным, так и негосударственным. Надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. В сфере банковской деятельности понятие контроля применимо в отношениях между отдельными контролирующими органами государства и Банком России (бюджетный, налоговый, таможенный контроль, и др.), а также между кредитными организациями и их клиентами (контроль кредитных организаций за соблюдением финансового законодательства их клиентами). Понятие надзора применимо преимущественно в отношениях между Банком России и кредитными организациями, за некоторыми исключениями (например, антимонопольный контроль и др).

      Анализируя новый порядок государственной  регистрации кредитных организаций, установленный Федеральным законом от 21 марта 2007 года № 31-ФЗ, автор заключает, что постановление Правительства РФ от 17 мая 2007 года № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» в части установления уполномоченного регистрирующего органа в лице МНС России не соответствует статье 51 ГК РФ, согласно которой государственная регистрация юридических лиц осуществляется органами юстиции. Для приведения указанного постановления в соответствие с ГК РФ Правительству РФ предлагается внести в него следующее изменение: в пункте первом данного постановления исключить слова «Министерство Российской Федерации по налогам и сборам», заменив их словами «Министерство юстиции Российской Федерации».

      Для повышения устойчивости банковской  системы можно сделать вывод  о необходимости скорейшего перехода  к международным стандартам бухгалтерского  учета и отчетности в банковской  системе России и внедрение  международно признанных подходов, рекомендованных Базельским Комитетом по банковскому надзору, декларирующих, что главной целью надзора за деятельностью банков являются предотвращение системных кризисов путём постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер, уделяя особое внимание механизмам ранней диагностики.

 

 

 

 

3 Основные тенденции  и перспективы совершенствования  банковской системы России

 

 

3.1 Возможности  отражения мирового опыта развития  банковских систем

 

      Основным направлением работы  российских коммерческих банков, как и банков на Западе, стало применение на практике оптимизационных моделей повышения эффективности (рентабельности) работы банка с учетом его ликвидности. Важнейшей проблемой для банков стал комплексный анализ рисков, с которыми банки постоянно сталкиваются в своей деятельности. В новых экономических условиях неизмеримо возросли требования к качеству банковского менеджмента, что, безусловно, выводит вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации банковских кадров на первый план. В этих условиях нам представляется важным рассматривать вопросы оптимизации деятельности банка как минимум с двух (а точнее разных) точек зрения.

      В последнее десятилетие XX века  в нашей стране были предприняты  меры по децентрализации так называемой «монобанковской» системы, приняты законы о банках и банковской деятельности, привнесены элементы конкуренции в банковскую сферу, заложены основы функционирования новой российской банковской системы, ориентированной на потребности экономики рыночного типа. Череда кризисов в последние годы предопределила необходимость формирования условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе.

      В недавнем прошлом коммерческие  банки занимали особое положение  в экономике западных стран. Государственные органы всегда поддерживали в случае кризиса ликвидности или при угрозе банкротства, чтобы гарантировать стабильность финансово-кредитной системы. При этом финансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммерческих банков, точно определяя, что и как они могут делать, и одновременно предохраняло банки от появления конкурентов. Банки при этом играли традиционную роль посредника между вкладчиками и заемщиками и обеспечивали функционирование платежной системы, относительно мало думая о применении новых методов и технологий.

      Однако конец XX - начало XXI века явились  периодом глубоких и драматических  изменений в банковском деле, многочисленных новшеств в организации, методах управления банками и  формах обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. Эти процессы в различной степени и с разной интенсивностью затронули все страны, включая Россию.

      Подчеркивая значимость происходящих  перемен, эксперты нередко называют  их «финансовой революцией». Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности усложняются, приобретают новые черты. В то же время возникают совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг, не имевшие аналогов в мировой практике и ставшие возможными благодаря сложному сочетанию причин, влияющих на спрос и предложение денежного капитала.

      Важнейшими характеристиками современного  банковского бизнеса в большинстве  стран мира стали [27]:

      - финансовая глобализация;

      - дерегулирование рынка банковских  услуг;

      - усиление конкуренции в банковском деле;

      - компьютеризация, финансовые инновации  и инжиниринг; - возрастание рисков.

      Снижение доходности финансовых  инструментов и начало реструктуризации  операций уже в конце 1999 года  вынудили российские банки увеличить комиссионные доходы. В результате произошло увеличение объема комиссий, полученных российскими банками, в 1,5 раза до 15 млрд. рублей за квартал. Этот уровень российские банки продолжают поддерживать и до сих пор. Отсутствие значимых изменений в структуре комиссионных доходов в 4 квартале 2006 года по сравнению с предыдущим периодом говорит именно об общем увеличении комиссионных выплат, а не о появлении новых комиссионных источников дохода [18].

      Все больший интерес банков  к разным способам получения непроцентных доходов достаточно оправдан и соответствует мировым тенденциям. Уже теперь в отсутствие комиссионных доходов доходы от финансового посредничества, то есть чистый процентный доход и доход от переоценки у многих банков не обеспечивает безубыточного функционирования. В целом по банковской системе России без Сбербанка и проблемных банков прибыль составила 17,7 млрд. рублей, в том числе сальдо полученных и уплаченных комиссий составило 18,0 млрд. рублей.

      По структуре своих доходов  российские банки все больше напоминают своих зарубежных коллег. Теперь все менее заслуженными выглядят упреки в спекулятивном характере операций и доходов банков, более того, отечественные банки уже в полной мере столкнулись с проблемой невозможности существования исключительно за счет процентного спрэда и теперь учатся зарабатывать, оказывая клиентам дополнительные услуги.

      Объективно получать прибыль  банкам становится все труднее, а требования к профессионализму  менеджмента и сотрудников растут. В России впервые складываются условия, когда причиной ухода с рынка банка могут стать не крупные убытки в результате рискованных операций, а невозможность получения дохода от деятельности и постепенное уменьшение капитала. В таких условиях Центральный банк должен уделять больше внимания не только проблемным банкам, но и кредитным организациям с сомнительной стоимостью банковского бизнеса, чтобы не допускать критического ухудшения положения банка. А банкам надо заранее готовиться к дальнейшему снижению рентабельности и создавать новые услуги для клиентов. Время легких денег в банковском бизнесе безвозвратно ушло.

      В глобальном масштабе мировая  банковская система развивается  сегодня в направлении [21]:

      а) унификации, стандартизации национальных  законов о банковской деятельности, приводимых в соответствие с международными стандартами банковского дела;

      б) выработки на международном  уровне в соответствии с Базельским  соглашением единых подходов (стандартов) к оценке (анализу) финансового состояния  коммерческих банков органами банковского надзора;

      в) создания единого органа управления  и регулирования банковской деятельности  в лице Мирового центрального  банка, возможность и необходимость  создания которого обсуждают  эксперты многих стран мира. Прообразом  Мирового центрального банка в настоящее время является Европейский центральный банк (г. Франкфурт-на-Майне), создание которого в 2006 г. было обусловлено активно идущим в Европе процессом интеграции в рамках ЕС.

      Вышеназванные тенденции развития  мировой банковской системы в основном сформировались в последнюю четверть XX в. и действуют сегодня. Но для определения перспектив развития мировой банковской системы важно оценить не только существующие, но и вновь нарождающиеся тенденции, дать их краткую характеристику. Тем более что сегодня эксперты многих стран сходятся во мнении, что XXI век в экономике - это так называемая «новая реальность», характеристиками которой являются революционные преобразования на рынках информатики и телекоммуникаций, с одной стороны, и на финансовых рынках с другой.

      Тенденция к виртуализации мировой  банковской системы

      В XXI веке наблюдается новая тенденция, когда целая отрасль экономики - мировая банковская система - дрейфует  из физического мира в мир  виртуальной реальности.

Информация о работе Основные тенденции и перспективы совершенствования банковской системы России