– Особенности оценки риска потерь по
условным обязательствам кредитного характера.
– Порядок формирования резерва
по условным обязательствам кредитного
характера с учетом предоставленного
обеспечения по сделке.
– Резерв по срочным сделкам.
Особенности формирования резервов под
прочие потери.
– Особенности составления отчетности
по форме 0409155 «Сведения о резервах
на возможные потери».
Надзорные методы нацелены на
организацию контроля за выполнением
Банковского законодательства и инструкций
ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных
организаций может осуществляться
в следующих формах:
– анализ отчетности КБ, регулярно
представляемой в Банк России
в установленном порядке;
– проверка отдельных направлений
деятельности или кредитной организации
в целом представителем Банка России –
ревизия на месте;
– проведение внешнего аудита
аудиторской фирмой. Сведения о
фирме и ее аудиторское заключение
представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации
обязаны осуществлять внутренний аудит
и контроль своими силами и публиковать
заверенные аудиторской фирмой балансы
и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной
деятельности Банк России выявил
нарушение коммерческим банком
банковского законодательства или
отдельных нормативов, он имеет право:
– взыскать штраф;
– назначить временную администрацию
для управления проблемным банком;
– отозвать лицензию на право
осуществления банковской деятельности.
Одним из условий обеспечения
устойчивости банковской системы является
комплексный подход к проблеме контроля
и надзора, сочетающий государственный
контроль и надзор за банковской системой
и банковской деятельностью, а также осуществление
контрольно-надзорных полномочий во всех
направлениях контроля и надзора в сфере
банковской деятельности, включая контроль
за созданием кредитных организаций и
лицензированием банковской деятельности,
банковский надзор, валютный контроль,
контроль за соблюдением налогового и
антимонопольного законодательства, борьбу
с отмыванием доходов, полученных преступным
путем, и др.
На основе характеристики отечественной
банковской системы и анализа
правового статуса основных субъектов
банковской деятельности, к которым
автор относит Банк России, кредитные
организации, а также филиалы и представительства
иностранных банков, автор заключает,
что, с одной стороны, деятельность как
Банка России, так и кредитных организаций
является предметом контроля и надзора
со стороны различных контролирующих
и надзорных органов государства, с другой
стороны, как Банк России, так и кредитные
организации являются субъектами контроля
и надзора в отношении своих контрагентов
(Банк России — в отношении кредитных
организаций, а кредитные организации
— в отношении своих клиентов). Среди субъектов
банковской деятельности Банк России
обладает особым конституционно-правовым
статусом как специальный орган государства,
создание которого прямо предусмотрено
в ст.75 Конституции РФ. Он наделен специальной
компетенцией и публично-правовыми функциями
по управления банковской системой страны,
а также по осуществлению контроля и надзора
за деятельностью кредитных организаций.
Исследуя гражданско-правовой статус
Банка России, можно отметить, что
попытки применения к нему
каких-либо организационно-правовых форм,
предусмотренных в ГК РФ, несостоятельны.
Банк России не подпадает под категорию
коммерческих и некоммерческих организаций.
Он обладает уникальной природой, особым
конституционно-правовым статусом, которые
не укладываются в рамки ГК РФ.
Кредитные организации представляют
собой наиболее многочисленную
часть банковской системы. В зависимости
от оснований классификации, можно
выделить различные их виды. Наиболее
характерным признаком их классификации
является перечень разрешенных для
осуществления банковских операций (вид
лицензии), в соответствии с которым различают
банки и небанковские кредитные организации.
В отличие от контроля надзор
характеризуется отсутствием отношений
подчиненности между надзорными
органами и поднадзорными лицами.
Надзор предусматривает право надзорного
органа оценивать деятельность поднадзорного
лица лишь с точки зрения законности, а
не целесообразности. При этом вмешательство
надзорного органа в оперативную, хозяйственную
и иную самостоятельную деятельность
поднадзорного лица не допускается. Контроль
может быть как государственным, так и
негосударственным. Надзор, как правило,
осуществляется исключительно органами
государства. В сфере банковской деятельности
понятие контроля применимо в отношениях
между отдельными контролирующими органами
государства и Банком России (бюджетный,
налоговый, таможенный контроль, и др.),
а также между кредитными организациями
и их клиентами (контроль кредитных организаций
за соблюдением финансового законодательства
их клиентами). Понятие надзора применимо
преимущественно в отношениях между Банком
России и кредитными организациями, за
некоторыми исключениями (например, антимонопольный
контроль и др).
Анализируя новый порядок государственной
регистрации кредитных организаций,
установленный Федеральным законом от
21 марта 2007 года № 31-ФЗ, автор заключает,
что постановление Правительства РФ от
17 мая 2007 года № 319 «Об уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти,
осуществляющем государственную регистрацию
юридических лиц» в части установления
уполномоченного регистрирующего органа
в лице МНС России не соответствует статье
51 ГК РФ, согласно которой государственная
регистрация юридических лиц осуществляется
органами юстиции. Для приведения указанного
постановления в соответствие с ГК РФ
Правительству РФ предлагается внести
в него следующее изменение: в пункте первом
данного постановления исключить слова
«Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам», заменив их словами
«Министерство юстиции Российской Федерации».
Для повышения устойчивости банковской
системы можно сделать вывод
о необходимости скорейшего перехода
к международным стандартам бухгалтерского
учета и отчетности в банковской
системе России и внедрение
международно признанных подходов,
рекомендованных Базельским Комитетом
по банковскому надзору, декларирующих,
что главной целью надзора за деятельностью
банков являются предотвращение системных
кризисов путём постоянного наблюдения
за всеми банками и принятия современных
корректирующих мер, уделяя особое внимание
механизмам ранней диагностики.
3 Основные тенденции
и перспективы совершенствования
банковской системы России
3.1 Возможности
отражения мирового опыта развития
банковских систем
Основным направлением работы
российских коммерческих банков, как и
банков на Западе, стало применение на
практике оптимизационных моделей повышения
эффективности (рентабельности) работы
банка с учетом его ликвидности. Важнейшей
проблемой для банков стал комплексный
анализ рисков, с которыми банки постоянно
сталкиваются в своей деятельности. В
новых экономических условиях неизмеримо
возросли требования к качеству банковского
менеджмента, что, безусловно, выводит
вопросы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации банковских кадров
на первый план. В этих условиях нам представляется
важным рассматривать вопросы оптимизации
деятельности банка как минимум с двух
(а точнее разных) точек зрения.
В последнее десятилетие XX века
в нашей стране были предприняты
меры по децентрализации так называемой
«монобанковской» системы, приняты законы
о банках и банковской деятельности, привнесены
элементы конкуренции в банковскую сферу,
заложены основы функционирования новой
российской банковской системы, ориентированной
на потребности экономики рыночного типа.
Череда кризисов в последние годы предопределила
необходимость формирования условий для
повышения устойчивости банков и развития
конкуренции в банковской системе.
В недавнем прошлом коммерческие
банки занимали особое положение
в экономике западных стран. Государственные
органы всегда поддерживали в случае кризиса
ликвидности или при угрозе банкротства,
чтобы гарантировать стабильность финансово-кредитной
системы. При этом финансовое законодательство
ограничивало сферу деятельности коммерческих
банков, точно определяя, что и как они
могут делать, и одновременно предохраняло
банки от появления конкурентов. Банки
при этом играли традиционную роль посредника
между вкладчиками и заемщиками и обеспечивали
функционирование платежной системы,
относительно мало думая о применении
новых методов и технологий.
Однако конец XX - начало XXI века явились
периодом глубоких и драматических
изменений в банковском деле,
многочисленных новшеств в организации,
методах управления банками и
формах обслуживания корпоративных
и индивидуальных клиентов. Эти процессы
в различной степени и с разной интенсивностью
затронули все страны, включая Россию.
Подчеркивая значимость происходящих
перемен, эксперты нередко называют
их «финансовой революцией». Складывавшиеся
веками приемы и методы банковской деятельности
усложняются, приобретают новые черты.
В то же время возникают совершенно новые,
оригинальные виды операций и услуг, не
имевшие аналогов в мировой практике и
ставшие возможными благодаря сложному
сочетанию причин, влияющих на спрос и
предложение денежного капитала.
Важнейшими характеристиками современного
банковского бизнеса в большинстве
стран мира стали [27]:
- финансовая глобализация;
- дерегулирование рынка банковских
услуг;
- усиление конкуренции в банковском деле;
- компьютеризация, финансовые инновации
и инжиниринг; - возрастание рисков.
Снижение доходности финансовых
инструментов и начало реструктуризации
операций уже в конце 1999 года
вынудили российские банки увеличить
комиссионные доходы. В результате произошло
увеличение объема комиссий, полученных
российскими банками, в 1,5 раза до 15 млрд.
рублей за квартал. Этот уровень российские
банки продолжают поддерживать и до сих
пор. Отсутствие значимых изменений в
структуре комиссионных доходов в 4 квартале
2006 года по сравнению с предыдущим периодом
говорит именно об общем увеличении комиссионных
выплат, а не о появлении новых комиссионных
источников дохода [18].
Все больший интерес банков
к разным способам получения непроцентных
доходов достаточно оправдан и соответствует
мировым тенденциям. Уже теперь в отсутствие
комиссионных доходов доходы от финансового
посредничества, то есть чистый процентный
доход и доход от переоценки у многих банков
не обеспечивает безубыточного функционирования.
В целом по банковской системе России
без Сбербанка и проблемных банков прибыль
составила 17,7 млрд. рублей, в том числе
сальдо полученных и уплаченных комиссий
составило 18,0 млрд. рублей.
По структуре своих доходов
российские банки все больше напоминают
своих зарубежных коллег. Теперь все менее
заслуженными выглядят упреки в спекулятивном
характере операций и доходов банков,
более того, отечественные банки уже в
полной мере столкнулись с проблемой невозможности
существования исключительно за счет
процентного спрэда и теперь учатся зарабатывать,
оказывая клиентам дополнительные услуги.
Объективно получать прибыль
банкам становится все труднее,
а требования к профессионализму
менеджмента и сотрудников растут.
В России впервые складываются условия,
когда причиной ухода с рынка банка могут
стать не крупные убытки в результате
рискованных операций, а невозможность
получения дохода от деятельности и постепенное
уменьшение капитала. В таких условиях
Центральный банк должен уделять больше
внимания не только проблемным банкам,
но и кредитным организациям с сомнительной
стоимостью банковского бизнеса, чтобы
не допускать критического ухудшения
положения банка. А банкам надо заранее
готовиться к дальнейшему снижению рентабельности
и создавать новые услуги для клиентов.
Время легких денег в банковском бизнесе
безвозвратно ушло.
В глобальном масштабе мировая
банковская система развивается
сегодня в направлении [21]:
а) унификации, стандартизации национальных
законов о банковской деятельности,
приводимых в соответствие с международными
стандартами банковского дела;
б) выработки на международном
уровне в соответствии с Базельским
соглашением единых подходов (стандартов)
к оценке (анализу) финансового состояния
коммерческих банков органами банковского
надзора;
в) создания единого органа управления
и регулирования банковской деятельности
в лице Мирового центрального
банка, возможность и необходимость
создания которого обсуждают
эксперты многих стран мира. Прообразом
Мирового центрального банка в настоящее
время является Европейский центральный
банк (г. Франкфурт-на-Майне), создание
которого в 2006 г. было обусловлено активно
идущим в Европе процессом интеграции
в рамках ЕС.
Вышеназванные тенденции развития
мировой банковской системы в основном
сформировались в последнюю четверть
XX в. и действуют сегодня. Но для определения
перспектив развития мировой банковской
системы важно оценить не только существующие,
но и вновь нарождающиеся тенденции, дать
их краткую характеристику. Тем более
что сегодня эксперты многих стран сходятся
во мнении, что XXI век в экономике - это
так называемая «новая реальность», характеристиками
которой являются революционные преобразования
на рынках информатики и телекоммуникаций,
с одной стороны, и на финансовых рынках
с другой.
Тенденция к виртуализации мировой
банковской системы
В XXI веке наблюдается новая тенденция,
когда целая отрасль экономики
- мировая банковская система - дрейфует
из физического мира в мир
виртуальной реальности.