Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

Содержание работы

1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.

Файлы: 1 файл

бухучёт лекции.docx

— 801.53 Кб (Скачать файл)

 

Ликвидация объектов в связи  со стихийным бедствием. Стоимость  нематериальных активов использование  которых прекращено для целей  производства продукции (04 счет). Для  учета расходов и доходов от выбытия и реализации нематериальных активов используется 91 счет (прочие доходы и расходы). Доходы и расходы по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы с 91 счета списываются на финансовый результат предприятия. При реализации нематериальных активов основанием для записи на счета является счет выписываемый покупателю и акт приемки-передачи объекта нематериальных активов. В акте указываются аналогичные в счете наименование объекта, его характеристики, цена реализации (остаточная стоимость или договорная стоимость и сумма) и сумма НДС.

 

1.На сумму накопленных амортизационных  отчислений Д05  К04

2.На величину остаточной стоимости  Д91.1  К04

3.На сумму счета предъявленного  покупателю Д62  К91.1

4.На суму оплаты счета поставщика  Д51  К62

5.На сумму НДС причитающуюся  бюджеты  Д91.2  К68

 

Нематериальные активы, предоставленные организации-правообладателя в пользование организации-пользователю при сохранении первой исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не списываются. Они подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете по организации правообладателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9 «Учет производственных запасов».

1.Понятие классификация и оценка  матер запасов.

2.Способы оценки материалов  списанных на производство.

3.Учет поступления материалов.

4.Учет отпуска материалов на  производства.

5.Учет материалов на складе  и в бухгалтерии.

6.Синтетический и аналитический  учет материалов.

 

1.ПОНЯТИЕ  КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА МАТЕР  ЗАПАСОВ.

 

Правильная организация учетов материалов требует научно обоснованной классификации, оценки их и выбора единицы  учета.

 

Классифицируются материалы  по 2 направлениям:

1.Экономическая классификация, которая соответствует названиям 11-ти субсчетов 10 счета.

2.Техническая классификация в  соответствии с которой материалы подразделяются на группы, подгруппы, сорта и т.д.

 

Обе классификации используются и  в синтетическом и аналитическом  учете материалов. Они так же лежат  в основе составления  статистического  учета об остатках поступлений и  расходе сырья и материалов форма  №1-СН.

 

Для учета материалов используется 10,11, 14, 15, 16 синтетические счета. Кроме  этого используются  2 забалансовых счета 002(товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение) и 003 (материалы принятые в переработку)

У предприятий малого бизнеса только 10 счет.

 

На синтетический счетах материалы  отражаются либо по фактической себестоимости  их приобретения либо по учетной стоимости. В балансе материалы отражаются по фактической себестоимости.

 

Учетная стоимость отражается в  расчетных документах поставщика. Фактическая  себестоимость приобретения.

Фактическая себестоимость - это:

1. затраты на приобретение материалов.

2.Оплата процентов за приобретение  материалов в кредит предоставленных  поставщиком.

3.Наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организация.

4.Стоимость услуг товарных бирж.

5.Таможенные пошлины.

6.Транспортно-заготовительные расходы.

 

Сумма отклонения фактической себестоимости  от учетной стоимости отражается с использованием 16 счета (отклонения в стоимости материалов).

Д16  К60

Д15  К16

Д10  К15

 

 

 

 

 

 

2.СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ СПИСАННЫХ  НА ПРОИЗВОДСТВО.

 

МСФО предлагает 3 способа:

1.По средней взвешенной  себестоимости. ( В течении отчетного периода материалы списываются на производство по учетной стоимости.  В конце отчетного периода списывается соответствующая доли отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости.)

 

2.ФИФО по себестоимости  первых по времени закупок.

Правило применения:

Себестоимость первой партии материалов на  приход себестоимость первой партии на расход. Это означает что не зависимо от того какая партия материалов отпущена в производство. Сначала списываются материалы по себестоимости первой партии, затем второй и далее в порядке очередности пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

 

3.ЛИФО по себестоимости  последних по времени закупок.

Правило применения:

Себестоимость первой партии на приход себестоимость последней партии на расход. Это значит что сначала списываются материалы по себестоимости по первой партии, затем по предыдущей и т.д. пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

 

Показатели

Количество материалов

Цена за единицу

Сумма

1.

Остаток материалов на 01.11.09.

20

10

200

2.

Поступили материалы:

     

1 партия

30

10

300

2партия

20

12

240

3партия

40

15

600

Итого:

90

Х

1140

3.1

Израсходовано материалов по методу ФИФО:

     

1партия

50

10

500

2партия

20

12

240

3партия

30

15

450

Итого:

100

Х

1190

3.2

По методу ЛИФО:

     

1партия

40

15

600

2партия

20

12

240

3партия

40

10

400

Итого:

100

Х

1240

4.

Остаток выбытия на 01.12.09.

     

По методу ФИФО

10

15

150

По методу ЛИФО

10

10

100


 

Методы ФИФО и ЛИФО позволяют  организовать аналитический учет материалов не по видам а по партиям.

СрγСн+П-Ок

 

 

Выбор способа списаний на производство зависит от того где они…

 

Метод ФИФО наиболее приемлем при  составлении баланса т.к. стоимость  материалов на конец отчетного периода  наиболее близка к текущим ценам  и более реально представляет активы предприятия.

 

Метод ЛИФО целесообразен при составлении отчета о прибылях и убытках т.к. он лучше сопосталет доходы от реализации продукции с их себестоимостью.

 

3.УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ  МАТЕРИАЛОВ.

 

Материалы на предприятие  могут приобретаться:

1.Упоставщиков.

2.Подотчетными лицами в торговой  сети, на рынках, у частных лиц.

3.От ликвидации основных средств.

4.Излишки обнаруженные в результате  инвентаризации.

 

Каждый случай поступления материалов должен быть документально оформлен. На материалы поступающие от поставщика выписываются расчетные документы (платежное поручение, требование платежного поручения, товарно-транспортная накладная, счет фактура и т.д.) в этих документах кроме учетной стоимости отдельной строкой выделяют сумму НДС.

 

При приобретении материалов на рынке  у частных лиц обязательно  составляется приемный акт. Во избежание  злоупотреблений в акте указывается  перечень приобретенных материалов, их количество, цена и сумма. Кроме  этого фиксируются паспортные данные продавца и номер лицензии. Акт подписывают продавец, покупатель, подотчетное лицо или работник склада. После того как акт подписан на акте пишется резолюция бухгалтеру принять на учет материальные ценности. При отсутствии количественных и качественных расхождений по приобретенному материалы составляется приходный орден.

 

Нестандартные случаи поступления  материалов:

1.Когда материальные ценности  поступили но расчетных документов  нет (неотфактурованные поставки).

2.Материал отсутствует, а документы присутствуют (материалы в пути).

 

Все первичные документы по приобретению материалов а именно приходные ордера, накладные, акты о приемке материалов и т.д. используются для составления ведомости по приобретению материалов за отчетный период. По итогам данной ведомости бухгалтер делает записи на счетах синтетического учета.

 

 

Журнал регистрации хозяйственных  операций.

Содержание операции

Сумма

Корреспондирующие счета

Показатели, формирующиеся на счетах

Д

К

1

2

3

4

5

6

1

Поступили материалы:

а) от поставщиков.

95450

10

60

Материалы на складе +

Кредиторская задолженность поставщикам +

б) через подотчетных лиц.

2000

10

71

 

в) поступили материалы оплаченные наличными.

1500

10

50

 

г) возвращены из цехов

300

10

20

 

д)Как излишки в цехах 

выявленные при инвентаризации.

200

10

25

 
 

Е) от ремонта основных средст

100

10

23

 

От ликвидации основных средств

200

10

91

 

Поступили материалы от безвозмездной  передачи.

250

10

98

 

Итого: получено материалов по учетным  ценам

100.000

     

2.

Учтены  ТЗР оказанные:

1.Сторонними организациями.

4.550

10

60

 
 

2.Учтены транспортно отчетными лицами.

120

10

71

 
 

3.Оплаченные наличными.

150

10

50

 
 

3.Собственным транспортом.

180

10

23

 
 

Итого ТЗР за месяц

5.000

     

 

В результате отображения  на синтетических счетах 1-ой и 2-ой операции по дебету 10 счета сформирован показатель фактической себестоимости материалов равный 105.000.

 

4.УЧЕТ ОТПУСКА  МАТЕРИАЛОВ НА ПРОИЗВОДСТВА.

 

Материалы со склада отпускаются на различные цели: на изготовление продукции, во вспомогательное производство, на содержание цехового и общефирменного оборудования, на содержанное помещений, на упаковку готовой продукции и на различные непроизводственные нужды.

 

Выбор документа для оформления отпуска материалов зависит от того как часто материалы отпускаются  со склада. При систематическом отпуске  материалов на изготовление продукции  используется лимитно-заборная карта.

 

Лимитно-заборная карта выписывается в 2-х экземпляров с указанием лимита отпуска на каждый вид материала. Лимит рассчитывается исходя из производственной программы цеха. ЛЗК может быть выписана на одно или несколько наименований материала на срок от 1 до нескольких месяцев. С помощью этого документа осуществляется контроль за использованием материалов в производстве. После каждого случая отпуска материалов выводится остаток лимита. В конце отчетного месяца с учетом возврата материала на склад определяется стоимость израсходованных материалов по назначению.

 

При разовом отпуске материалов со склада выписывается материальное требование. В нем указывается  номер склада, номер цеха или отдела, на какую цель отпущен материал, его наименование и номенклатурный номер, единица измерения, количество, цена за единицу, сумма.

 

На основании первичных документов на отпуск материалов (ЛЗП, материальные требования, накладная на отпуск материалов на сторону) составляется ведомость  израсходованных за месяц материалов по учетным ценам.

 

 

 

 

Журнал регистрации хозяйственных  операций.

Содержание операции

Сумма

Корреспондирующие счета

Показатели, формирующиеся на счетах

Д

К

1

2

3

4

5

6

 

Списана учетная стоимость материалов израсходовано:

1.На изготовление продукции  цехами основного производства.

100.000

20

10

Увел мат в осн пр-ве .Уменьш мат на складе.

2.Цехами вспомогательного оборудования.

60.000

23

10

 

3.На содержание оборудования.

40.000

25

10

 

4.На содержание помещения цеха.

20.000

25

10

 

5.На содержание общефирменных  складов.

25.000

26

10

 

6.Израсходованны на реализацию  продукции.

15.000

44

10

 

Итого: списано материалов по учетной  стоимости

260.000

     

4.

Списаны ТЗР на израсходованные материалы по учетной стоимости.

1.На основное производство.

7.000

20

10

 
           

Информация о работе Основы бухгалтерского учета