Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

Содержание работы

1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.

Файлы: 1 файл

бухучёт лекции.docx

— 801.53 Кб (Скачать файл)

 

Таблица расчета процента отклонений фактической себестоимости  от учетной стоимости материала (для выполнения 4 операции)

Показатели

Учетная стоимость материалов

ТЗР

1

2

3

4

1.

Остаток материалов на конец месяца.

200.000

16.000

2.

Поступило материалов в течении  месяца.

100.000

5.000

 

Итого на складе материалов:

300.000

21.000

3.

Израсходовано материалов за месяц.

260.000

18.000

4.

Материалов на складе на конец месяца.

40.000

2.800


 

% откл. =21.000/300.000=7%

7%*260.000=18.000

 

5.УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ  НА СКЛАДЕ И В БУХГАЛТЕРИИ.

 

На складах любого экономического субъекта ведется количественный учет материалов. При поступлении их от поставщиков на складе на каждый вид  материала в соответствии с номенклатурным его номером заполняется материальный ярлык с указанием места хранения материала. Учет наличия движения и остатков материалов осуществляется в карточках учета материальных ценностей Ф №ь-17.  В ней указывается номер склада, наименование и номенклатурный номер материала, сорт, размер, единица измерения, срок годности и учетная цена. Запись в карточке ведется на основании приходно-расходных первичных документов в день совершения хозяйственной операции.

 

После каждой операции и записи сумм или количеств материалов в карточке выводят остаток материалов, который свидетельствует о состоянии запасов материалов на складе субъекта. Остаток материалов выше или ниже их установленной норм кладовщик склада сообщает об этом в отдел менеджеров.

 

При приемке материалов на складе проверяется их соответствие по количеству и качеству данным поставщиком. В случае несоответствия на поступившие материалы выписывается акт приемке. Он составляется в 2-х экземплярах. Один передается поставщику для предъявления претензии.

Д76.2  К60

Отражение недостачи, порчи материалов и уменьшение Д94  К10

Д73.2  К94

Д50(70)  К73.2

 

Учет материалов в  бухгалтерии.

Все приходно-расходные документы  составляемые на складе поступают в  бухгалтерию. Поступающие документы в бухгалтерию таксируются т.е. переводятся в денежное выражение. В бухгалтерии ведется количественно-суммовой учет.

1-ый вариант. В бухгалтерии  на каждый номенклатурный номер  материала открывают так же  карточку аналитического учета.  В них отражают поступление  и расход материалов как в  натуральном так и денежном выражении. На основании итоговых данных всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета. Итоги этих ведомостей сверяют с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и с данными карточек складского учета.

 

2-ой вариант. Все приходно-расходные документы на складе группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца итоговые данные по документам записывают в оборотные ведомости. Оборотные ведомости составляют как в натуральном, так и в денежном выражении по каждому складу по синтетическим счетам и субсчетам. Он называется сальдовый или оперативно бухгалтерский. При этом варианте не дублируется складской учет, т.е. не ведутся карточки аналитического учета и не составляются оборотные ведомости. В качестве регистром аналитического учета используются карточки ведущиеся на складе. Ежедневно или в другие установленные сроки работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных записей в карточках складского учета материалов и подтверждает их своей подписью. В конце месяца количественные данные об остатках на 1-ое число следующего месяца по каждому номенклатурному номеру материалов переносится в ведомость учета остатков материала на складе (без оборотов по приходу и расходу). Этот вариант называют сальдовым. Полученная ведомость передается в бухгалтерию где остатки таксируют по твердым учетным ценам и выводят итоги по отдельным учетным группам материалов. Все первичные документы в бухгалтерии хронят в контрольной картотеке на основании данных которой составляют ежемесячный статистический отчет о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива Ф№1-СН. По окончании месяца по данным картотеке составляют групповые оборотные ведомости в денежном выражении по каждому складу.

 

 

6.СИНТЕТИЧЕСКИЙ  И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ.

 

Для синтетического учета материалов используют следующие счета: 10,11, 14, 15, 16.

 

На синтетический счетах учет производственных запасов ведут либо по фактической  себестоимости их  приобретения либо по учетным ценам.

1.Оприходование материалов на  склад оформляются следующей  бухгалтерской записью:

Д10  К60(71, 76, 23, 20 и т.д.)

На стоимость поступивших материалов 60 счет.

На стоимость услуг оплачиваемых чеками транспортной организации 76 счет.

На стоимость материалов оплачиваемых из подотчетных сумм 71 счет.

На расходы по доставке материалов собственным транспортом 23 счет.

На стоимость возвратных материалов из цехов основного производства на склад 20 счет.

 

2.На сумму недостачи материалов полученных от поставщика составляется проводка:

Д76.2  К60

На счетах учета материалов в  данном случае недостача не отражается.

 

3.Отпуск материалов на производство  или другие нужды отражается  проводкой:

Д20 (23, 25, 26, 28 и т.д.)  К10

 

Фактическая себестоимость = учетная стоимость + транспортно заготовительные расходы.

 

Счет 15 – заготовление и приобретение материалов – используется для приобретения материалов относящихся к средствам  в обороте.

1.Д15  К60 (76, 71, и т.д.)

2.Д10  К15 – приняли к учету по фактической себестоимости.

Сумму разницы в стоимости материалов исчисленной по фактической себестоимости  приобретения и в учетных ценах.

3.Д16  К15 по фактической стоимости  приобретения.

   Д10  К16 по фактической  стоимости приобретения.

 

При реализации ненужных субъекту материалов на сторону составляются следующие  проводки:

1.На стоимость материалов реализуемых  по учетным ценам

Д91  К10

2.НА разницу между фактической  себестоимостью приобретения материалов  и их учетной стоимостью

Д91  К16

3.На стоимость, причитающуюся к получению с покупателя

Д62  К91

4.На сумму НДС по реализованным  материалам

Д91  К68 – задолженность бюджету за НДС

Д91  К99 (пр)

Д99  К91 (уб)

 

Аналитический учет материалов ведется  в разрезе поставщиков , номенклатурных номеров материалов в разрезе  складов.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10 «Учет труда и его оплаты».

1.Основы учета труда и его  оплаты.

2.Учет выработки рабочих сдельщиков.

3.Формы и системы оплаты труда.

4.Состав фонда заработной платы.

5.Состав затрат на оплату  труда включаемых в себестоимость  продукции.

6.Синтетический учет расчетов по оплате труда.

7.Учет удержаний из заработной  платы.

 

1.ОСНОВЫ  УЧЕТА ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ.

 

Для правильной организации учета  труда и его оплаты важное значение имеет классификация персонала  на производственный и непроизводственный.

 

Производственный персонал прямо  или косвенно связан с процессом производства и начисленная з/п этого персонала прямо или косвенно включается в себестоимость продукции.

 

Непроизводственный персонал занят  в желищно-коммунальном хозяйстве, обслуживает детские сады и т.д. Оплата труда этого персонала в себестоимость продукции не включается, а учитывается как затраты обслуживающих производств и хозяйств. В учете и анализе хозяйственной деятельности персонал производственный и не производственный подразделяется на категории:

 

-Рабочие

*Основные 

*Вспомогательные 

классифицируются по профессиям и по квалификации определяемой разрядом.

 

-Служащие

*Водители

*Специалисты и д.р.

 

Классификация персонала необходима не только для учета оплаты труда  по категориям, но и для оперативного учета, движения численности персонала  и использования рабочего времени.

 

2.УЧЕТ ВЫРАБОТКИ  РАБОЧИХ СДЕЛЬЩИКОВ.

 

Этот вид учета связан с выполнением  производственной программы и является основой для начисления оплаты труда  рабочих сдельщиков. Документальное оформление выработки продукции  зависит от технологии и организации  производства, а также от способов обработки информации.

 

В основном на предприятии используются 3-и системы документального оформления выработки:

1.Нарядная система.

Данная система учета выработки  применяется в индивидуальных и  мелко серийных производствах, а  также в ремонтных цехах и  строительстве. Сущность в следующем: до начала работы выписывается наряд в котором указывается вид работы, состав технологических операций, изделия согласно технологической карте, заданный объем по норме, расценка на единицу изделия, норма часы на единицу изделия. Наряд может быть индивидуальным или бригадным. В зависимости от срока действия наряд может быть однодневным или многодневным. По окончании работы наряд закрывается, мастер или контролер ОТК принимает выполненную работу и отражает в наряде количество годной продукции, количество брака, в том числе окончательного. Начисленная з\п рабочим сдельщикам относится на себестоимость того изделия или статьи затрат которые указанны в наряде.

 

 

Недостатки:

1.Имеют случаи приписки выработок.

2.Используются не типовые формы  первичных документов, т.е. нарядов.  Типовая форма Ф№Т-40.

 

2.Маршрутно-рапортная.

Применяется в серийных производствах, когда деталь проходит ряд последовательных технологических операций. На выработку  этих деталей выписывается маршрутный лист, который сопровождает деталь от первой до последней технологической операции.

На каждой операции отражается количество переданных деталей с указанием  годных и бракованных.

Применение маршрутных листов требует  четкой организации производства своевременного обеспечения материалами, полуфабрикатами, инструментами, оборудованием. Если это  не соблюдается запущенную партию в  производство приходиться дробить  и выписывать дополнительные маршрутные листы. Срок действия маршрутного листа  может быть больше месяца, поэтому  для начисления з\п рабочим за месяц дополнительно к маршрутному  листу выписывается рапорт по выработке  в котором дублируются данные маршрутного листа.

 

3.Рапортная.

Применяется в серийных производствах  где рабочие ежедневно выполняют  одни и те же технологические операции. Первичным документом является рапорт о выработке. В основном система  применяется в условиях автоматизированных процессов производства.

 

3.ФОРМЫ И  СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.

 

Различают 2-е формы оплаты труда:

1.Основная.

Это оплата начисляемая работникам за отработанное время, количество и  качество выполненных работ. Оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам. Сюда относят премии сдельщикам и повременщикам, а также доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы. Работа в ночное время, сверхурочная работа, бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих. Оплата по средней сдельной.

2.Дополнительная з\п. Это выплаты за непроработанное время предусмотренные законодательством по труду. Относят: оплата очередных отпусков, оплата перерывов в работе кормящих матерей, оплата льготных часов подростков, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выплата выходного пособия при увольнении.

 

Для начисления з\п применяют 3-и системы:

1.Сдельная.

Сдельная оплата труда осуществляется за число единиц изготовленной продукции  и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельная система может быть:

Информация о работе Основы бухгалтерского учета