Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

Содержание работы

1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.

Файлы: 1 файл

бухучёт лекции.docx

— 801.53 Кб (Скачать файл)

-Поступление основных средств  безвозмездно. Д08 К98

- Введение ОС в эксплуатацию. Д01 К08

 

Учет операций по выбытию основных средств осуществляется с использованием 01, 02, 91 счетов.

На 91 счете по дебиту отражается первоначальная стоимость основных средств и затраты связанные с их выбытием. По кредиту отражаются сумма амортизации основных средств, выручка от ликвидации основных средств и стоимость материалов по ценам возможного использования поступивших от ликвидации основных средств.

 

Продажная стоимость от реализации основных средств отражается проводкой.

1.Д 62  К91(прочие доходы и расходы)

2.Д51  К62 (погашение дебиторской  задолженности)

 

Выбытие основных средств, связанно со списанием.

3.Д91  К01 (первоначальная стоимость)

4.Д02  К91 (Списание амортизации)

5.Д91  К68

91

Дебит

Кредит

V

-

Затраты

V

+

Выручка

ДО=∑

КО=∑


 

По окончании отчетного периода определяется разность оборотов по дебиту и кредиту 91 счета, и эта разница списывается на 99 счет.

6.Д91  К99(прибыль)  или  Д99  К91(убыток)

 

Выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию (принятию к учету) Д01  К99.

Внутреннее перемещение основных средств на синтетических счетах не отражается.

Аналитический учет основных средств  ведется по местам эксплуатации и  их использования. Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный  объект. Каждому объекту присвоен определенный инвентарный номер, он сохраняется за объектом за все время эксплуатации, консервации и т.д. Инвентарные номера выбывших объектов основных средств могут присваиваться другим вновь поступившим объектам не ранее чем через 3 года после выбытия. Арендуемые основные средства учитываются у арендатора под инвентарными номерами присвоенные им арендодателем.

 

Регистром аналитического учета являются инвентарные карточки. Их составляют на каждый инвентарный номер на основании накладных, актов приемки-передачи основных средств, технических паспортов и т.д. В инвентарной карточке фиксируются год выпуска, год принятия к учету, код группы основных средств, годовая норма амортизации, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, затраты на капитальный ремонт, ввод выбытия основных средств.

 

3.УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету 06\01 учет основных средств, начисление амортизации ведется с использованием 02 счета (пассивный и регулирующий (контрарный)).

 

Это ПБУ предлагает 4 следующих  способа начисления амортизации:

1.Линейный. Производится от первоначальной стоимости. За каждый отчетный период начисленная сумма амортизации будет одинаковая.

 

Пример:

Начислить амортизацию  за месяц на объекты основных средств  первоначальной стоимостью 10 тыс. руб. при годовой норме амортизации 13,2%

 

 

2.Способ уменьшаемого  остатка. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя их остаточной стоимости основных средств на начало периода и нормы амортизационных отчислений. (Норма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из балансовой стоимости основных средств и сроков полезного использования объекта.) При этом способе доля амортизационный отчислений относимая на себестоимость продукции будет уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации объекта.

 

Пример:

Организация приобрела  объект основных средств первоначальной стоимостью 10 тыс. руб. сроком полезного  использования 5 лет при норме амортизации 20%. Начислить амортизацию за каждый год.

 

 

 

 

3.Способ списания стоимости  по сумме чисел и лет сроков полезного использования объекта. По сумме чисел лет сроков полезного использования объектов годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из персональной стоимости основных средств и соотношения числа лет оставшихся до конца срока службы объекта и суммы чисел лет срока службы объекта.

 

Пример:

Приобретен объект основных средств первоначальной стоимостью 20 тыс. руб. сроком службы 10 лет.

(1+2+3+4+5+6+7+8+9+10)=55

 

 

 

и т.д.

 

4.Списание стоимости  пропорционально объему продукции  или натурального показателя. Начислить амортизацию за каждый год. Начисление амортизации исход из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок использования объекта. Данный способ позволяет организациям учитывать физический износ с учетом режима использования объекта. В основном этот способ применяется для начисления амортизации на транспортные средства.

 

Пример: 
Приобретено транспортное средство стоимостью 50 тыс. руб. со сроком полезного использования в течении 5 лет с предполагаемым пробегом 500 тыс. км. В отчетном периоде пробег составил 5 тыс. км. Начислить амортизацию.

 

 

Приостанавливается начисление амортизации:

1.На период консервации объекта, на срок более 3 месяцев.

2.На период восстановления объектов  основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизации по объекту  основных средств прекращается с 1-ого  числа месяца следующего за месяцем  полного погашения стоимости  этого объекта или списание его  с бухгалтерского учета.

 

4.УЧЕТ РЕМОНТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

 

В зависимости от объема и характера  производимых ремонтных работ различают текущий и капитальный ремонты основных средств.

 

Ремонт может осуществляться 2-мя способами:

1.Хозяйственным (силами своей организации)

2.Подрядным способом (силами подрядной организации)

 

При обоих способах на ремонтируемый  объект составляют ведомость дефекта. При выполнении ремонта хозяйственным  способом на основании этой ведомости  выписывается заказ, который лежит в основе ведения аналитического учета.

 

Расходы по ремонту основных средств  относят на затраты продукции того периода в котором они возникли.

 

Ремонт хозяйственным  способом.

Ремонт может вестись за счет средств ремонтного фонда или  без его создания.

Для создания и учета ремонтного фонда открывается к 96 счету субсчет ремонтный фонд.

Д25 или Д20  К96(субсчет ремонтный  фонд)

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств  должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. Сальдо по субсчету ремонтный фонд должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту.

 

 

Ремонт ОС хозяйственным  способом за счет средств денежного  фонда.

Все затраты на ремонт производимые обоими способами учитываются на 23 счете(вспомогательное производство)

10

23

96

25,26

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

 

2)870

2)870

   

1)12 т.р.

1)12 т.р.

 

70

 

6)2200

6)2200

     

Д

К

           
 

3)1 т.р.

3)1 т.р.

         

69

           

Д

К

           
 

4)260 р.

4)260 р.

         

50, 71, 51

           

Д

К

           
 

5)100 р.

5)100 р.

         
   

ДО=2230р.

Кс=30 р.

КО=2200

       

 

1.Образован ремонтный фонд за  счет себестоимости продукции  в сумме 12 тыс. руб.

списаны израсходованные на ремонт материалы на сумму 870 руб.

3.Начисленна з\п рабочим 1 тыс.  руб.

4.Сделанны начисления ЕСН на з\п рабочих в сумме 260 руб.

5.Прочие расходы на ремонт  в сумме 100 руб. выплачены из  кассы.

Оборот по дебиту 23 счета в сумме 2230 руб. показывает фактическую сумму  затрат на ремонт.

По окончании ремонта составляется отчетная калькуляция с указанием  суммы затрат по фактически законченному ремонту. Списываются фактические затраты по законченному ремонту основных средств (отчетная калькуляция) за счет средств ремонтного фонда.

Сумма 30 руб. представляет собой стоимость незавершенного ремонта.

 

Если на предприятии  не создается ремонтный фонд 96 счета  первая операция будет отсутствовать, а все затраты сразу же списываются на себестоимость продукции.

Д25  К23

Д20  К25

Ремонт подрядным способом.

При выполнении ремонта основных средств  подрядным способом, учет затрат на ремонт ведет подрядчик.

 

В задачи заказчика входят:

1.Осуществлять контроль ремонта.

2.Принять законченный ремонт.

3.Организовать учет расчета  с подрядчиками.

 

 

51

60

23

25

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

 

2)30 т.р.

2)30 т.р.

1)30 т.р.

1)30 т.р.

3)30 т.р

3)30 т.р.

 

 

1.Акцептован счет подрядчика  за выполненный ремонт основных  средств на сумму 30 тыс. руб.

2.Оплачен счет подрядчика за  ремонт в сумме 30 тыс. руб.

3.Списанны фактические затраты  на ремонт в сумме 30 тыс.  руб.

 

5.УЧЕТ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

 

Особенностью аренды основных средств  является то, что по договору аренды арендодатель обязуется дать имущество  за плату во временное владение и  пользование. Права и обязанности  на объект остаются у арендодателя. Арендодатель учитывает имущество  на своем балансе в составе  собственных средств. При этом их выбытие отмечается в инвентарной  карточке по учету основных средств. Передача имущества в аренду производится по договору аренды. Операция оформляется приемопередаточным актом.

 

 Арендная плата за  имущество включает в себя:

1.Средства предусмотренные нормами  отчислений на полное восстановление  имущества.

2.Средства предусмотренные сметам  затрат на ремонт основных  средств.

3.Часть прибыли организации. Эта часть устанавливается договором на уровне ниже банковского процента (арендный процент).

 

Учет операций по аренде у арендодателя.

1.Финансовые результаты о сдачи в аренду имущества, арендодатель отражает на счете «прибыли и убытки» или на счете «доходы будущих периодов». Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает по проводке:

Д99   К10, 70, 69 и т.д.

2.Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и делает следующую бухгалтерскую запись:

Д99  К02.1

3.Начисление арендной платы за отчетный период отражается следующей бухгалтерской записью:

Д76  К99

4.Выручка от услуг о сдаче в аренду имущества, в том числе и по лизингу облагается НДС. Начисление НДС отражается проводкой:

Д76  К98

5.Поступление арендных платежей от арендатора отражается проводкой:

Д51  К76

6.При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы начисленные виде текущего платежа отображается проводкой

Д98  К99

7.Если арендатор делает вложения в арендованные основные средства производится дооценка стоимости основных средств

Д01  К08

 

Учет операций по аренде у арендатора.

1.Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 по первоначальной стоимости.

Д001  К-

 

2.Аналитический учет ведется по объектам основных средств и арендодателя.

На сумму арендной платы делает запись:

Д25  К76

 

3.Перечисленные суммы арендной  платы отражают с Д76  К51

 

4.Начисление арендной платы  за будущие периоды отражаются  по Д97  К76 (соберательно-распределительный)

 

5.Если капитальный ремонт основных  средств по условиям договора  осуществляется арендатором и  за его счет, затраты списываются  Д20  К10, 70 и д.р.

 

6.Если в договоре указанно  вложение капитальных вложений  за счет арендатора, то по окончании  срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю и эта операция отражается проводкой

Информация о работе Основы бухгалтерского учета