Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

Содержание работы

1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.

Файлы: 1 файл

бухучёт лекции.docx

— 801.53 Кб (Скачать файл)

 

На 3-ем уровне формируются учетные  регистры в которых объединяются хронологические, систематические  записи и текущие хозяйственные операции. Пользователь по своему запросу может оперативно получать информацию с требуемой степенью детализации об имуществе, состоянии расчетов, различные экономические показатели, справочные данные, а так же проследить статистику и динамику их изменения.

 

На 4-ом уровне кроме получения бухгалтерской финансовой отчетности есть возможность сформировать различные аналитические данные. Данная система учета позволяет свести к минимуму дублирование технологических операций по вводу операций.

 

 

4.УПРОЩЕННАЯ  ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

 

Используется только субъектами малого предпринимательства. В соответствии с федеральным законом 88 «о государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ». В связи с этим под субъектами понимаются коммерческие организации в уставном капитале у которых:

1.Доля участия РФ общественных и религиозных организаций, а так же благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

2.Доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%.

3.Средняя численность работников, которых за отчетный период не превышает следующий придельных уровней:

-в промышленности строительстве  и на транспорте 100 чел.

-в сельскохозяйственной и научной сфере 60 чел.

-в оптовой торговле 50 чел.

-в розничной торговле и бытовом  обслуживании 30 чел.

-в остальных отраслях порядка  50 чел.

 

Кроме этого под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по вышеуказанным критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

 

В зависимости от объема работы руководитель малого предприятия  может:

1.создать бухгалтерскую службу  как структурное подразделение  возглавляемое главным бухгалтером.

2.вести в штат должность бухгалтера.

3.передать ведение бухгалтерского на договорных началах централизованно бухгалтерии или бухгалтеру специалисту.

4.вести бухгалтерский учет лично.

 

Учетная политика малого предприятия  должна включать:

1.рабочий план счетов.

2.формы первичных документов, применяемые при оформлении хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы.

3.порядок проведения инвентаризаций  и методы оценки видов имущества  и обязательств.

4.Правила документооборота и  технологий обработки учетной  информации.

5.порядок контроля за хозяйственными  операциями.

 

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может  вестись 2-мя способами по:

1.простой форме бухгалтерского  учете, т.е. без применения регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия.

2.форме бухгалтерского учета  с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

 

Простую форму бухгалтерского учета  применяют малые предприятия  которые совершают незначительное количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц) и не осуществляют производство продукции связанного с большими затратами материальных ресурсов. Для учета всех операций ведется книга учета фактов хозяйственной деятельности (КУХО ф. К-1). Наряду с этим для расчетов по оплате труда с работниками по НДФЛ, предприятие должно вести ведомость ф. В-8.

 

Книга учета (КУХО) является регистром  синтетического и аналитического учета. На основании этой книги можно определить наличие имущества и денежных средств, а так же их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Кроме этого она служит комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет всех операций. По окончании отчетного месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебиту и кредиту всех счетов. После этого по окончании месяца выводится сальдо по каждому из этих счетов.

 

Для учета финансово  хозяйственных операций по этому  способу малое предприятие может  применять следующие регистры бухгалтерского учет:

1.КУХО  форма К-1.

2.Ведомость учета основных средств  и начисленной амортизацией. форма В-1.

3.Ведомость учета производственных  запасов и товаров, а так же НДС уплаченного по ценностям. форма В-2.

4.Ведомость учета затрат на  производство. форма В-3.

5.Ведомость учета денежных средств  и фондов. форма В-4.

6.Ведомость учета расчетов и  прочих операций. форма В-5.

7.Ведомость учета реализации . форма  В-6 (оплата).

8.Ведомость учета расчетов и  прочих операций. форма В-6 (отгрузка).

9.Ведомость учета расчетов с  поставщиками. форма В-7.

10.Ведомость учета оплаты труда.  форма В-8.

11.Ведомость шахматная. форма В-9.

 

Каждая ведомость применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в 2-х ведомостях. В  одной по дебиту счета,  другой по кредиту корреспондирующего счета. В обеих ведомостях делается запись на основании первичных документов. Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия отраженных в указанных ведомостях производится в шахматной ведомости (форма 9) на основании которой составляется оборотная ведомость. Оборотная ведомость лежит в основе составления бухгалтерского баланса.

 

Исправление записей в  бух учете.

 

Способы исправления ошибочных  записей в бухгалтерском учете  зависят от характера ошибки и  где она обнаружена. Различают 3 способа исправления ошибочных записей:

 

1.Корретуры. Применяется когда ошибка обнаружена в первичных документах или учетных регистрах но не проникла в счета. Ошибочная сумма зачеркивается, наверху пишется правильная сумма хозяйственной операции. Внизу документа ставится дата и подпись исправившего ошибку.

 

2.Красное сторно. Применяется когда ошибка допущена в корреспондентских счетах или когда проводка правильная, но на счетах отраженна в сумме больше чем в первичном документа. В данном случае делается полное вычитание.

 

 

 

 

 

 

Пример:

На предприятие поступили  основные материалы на сумму 5 тыс. руб. В учете отраженно поступление  на эту сумму запасных частей. Расчеты  с поставщиком не произведены.

60

10.5

10.1

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

 

1)5000  -

2)5000  -

3)5000

1)5000

2)5000

 

 

 

3)5000

 

 

Частичное сторнирование.

 

Пример:

Цех основного производства сдал на склад готовую продукцию  на сумму 1300 руб. в учете записана сумма 1500 руб.

20

43

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

 

1)1500  -

1)1500

 
 

2)200  -

2)200

 

 

3.Дополнительных записей. Применяется когда проводка составлена правильно, но в сумме меньше чем в первичном документе.

 

Пример:

Из кассы подотчетному лицу выдано 2000 руб. в бухгалтерском учете 1800 руб.

50

71

Дебит

Кредит

Дебит

Кредит

 

1)1800  -

1)1800

 
 

2)200  -

2)200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6 «Учет денежных средств».

 

1.Учет кассовых операций.

2.Безналичная форма расчета.

3.Учет операций по расчетному  счету и другим счетам банков.

4.Учет денежных документов и  переводов в пути.

5.Учет движения валютных средств.

 

 

1.УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.

 

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен инструкцией  ЦБРФ. В кассе можно хранить  наличные денежные суммы в приделах установленного банком лимита на хозяйственные расходы. Превышение установленных лимитов допускается в течение 3-х рабочих дней в период выплаты з\п. В конце каждого рабочего дня вся наличность кассы за минусом суммы лимита должна быть сдана в банк и зачислена на расчетный счет. Поступление денег в кассу и выдачу их оформляют приходно-расходными кассовыми ордерами. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. З/п, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии из кассы выдают по платежным и расчетно-платежным ведомостям.

 

По истечении установле5нного срока выплаты з/п кассир должен:

1.Платежные ведомости против фамилии лиц не получивших з/п сделать отметку «депонирование»

Д76 К50

2.Составить реестр депонируемых сумм.

3.В конце ведомости сделать  надпись и фактически выплаченных  и подлежащих депонированию суммах.

4.записать в кассовую книгу  фактически выплаченную сумму  и поставить номер расходного  кассового ордера.

 

Денежные средства хранящиеся в  кассе учитываются на 50 счете. счет активный и инвентарный.

 

В настоящее время расчеты между  юридическими лицами через кассу  осуществляются в сумме до 100 тыс. руб.

 

2.БЕЗНАЛИЧНАЯ ФОРМА РАСЧЕТА.

 

Безналичные расчеты осуществляются путем перечислений по расчетным, текущим, и валютным счетам клиентов в банках путем системы корреспонденции счетов между различными банками, путем клиринговых расчетов взаимных требований, с помощью векселей и чеков заменяющие наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям.  К товарным - относят куплю-продажу материальных ценностей. Учет этих операций ведется с помощью 45, 60, 62 счетов. К нетоварным относят: расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями и их учет ведется с использованием 76 счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарные операции осуществляются с использованием следующих форм безналичных расчетов:

 

1)Расчеты платежными  требованиями поручениями.

При этой форме расчетов получатель денежных средств представляет в банк расчетный документ содержащий требования к плательщику об уплате получателем определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности. Оплата этих платежных требований-поручений может осуществляться как с акцептом, так и без акцепта. Акцепт может быть предварительным или будущим. При предварительном акцепте банк производит списание денежных средств со счета плательщика если последний не заявил в установленный срок отказ от акцепта. При последующим акцепте банк плательщика оплачивает платежные требования-поручения сразу после их поступления. Достоинством акцептной формы расчета является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдений поставщиком условий договоров. Расчеты платежными требованиями поручениями могут осуществляться и без их акцепта. Примером могут служить расчеты за коммунальные услуги. При расчетах по данной форме, расчеты у поставщиков отражаются в учете как реализация продукции с использованием 45, 62, 90 счетов. Покупатель для расчетов по этой форме использует 51, 60, 76 счета.

 

2)Расчеты платежными  поручениями.

Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию, расчетов с бюджетом, с органами социального страхования и обеспечения  и т.д. Платежные поручения можно  применять как при одногородних (внутренних) так и при иногородних. Платежное поручение – это  распоряжение владельца счета банку  на перечисление денежных средств с  его расчетного счета на счет получателя денег. Платежное поручение передается в банк плательщика в порядке последующего акцепта после получения покупателем товарно-материальных ценностей. Платежные поручения оформляются на сумму не менее придельной величины установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи менее этой суммы осуществляются почтовыми переводами. При расчетах платежными поручениями операции у поставщика и покупателя отражаются на счетах бухгалтерского учета как и при расчетах платежными требованиями-поручениями.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета