Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:49, отчет по практике
В 2004-2005 г.г. предприятие претерпевает существенную модернизацию. Чешской компанией «PREISS» производится установка и наладка совершеннейшего оборудования для варки пива (варочное оборудование, цилиндрически-конические танки, сеть трубопроводов и пр.). В результате колоссальных вложений расширяется ассортимент пивоваренной продукции завода, повышается качество пива, увеличиваются объемы его производства, а балансовая стоимость предприятия увеличилась в 2 раза. Но на этом руководство предприятия не останавливаться. В 2007 году производится строительство нового здания под разливочный цех нового поколения, что позволит заводу расширить объемы выпуска безалкогольной продукции.
На предприятии имеется большое количество основных средств разных наименований, которые поступают в разное время, поэтому для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией предприятия в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона или нанесения краской. Каждой группе основных средств отводится определенная серия номеров исходя из количества имеющихся объектов и с учетом их поступления в дальнейшем. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним весь период его нахождения в эксплуатации данным предприятием. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету основным средствам в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом списания.
В бухгалтерии аналитический пообъектный учет основных средств ведется в инвентарных карточках учета объектов основных средств (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) формы ОС-6, которые регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке по учетным группам. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект в одном экземпляре. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то на обратной стороне этой же карточки приводится перечень таких частей.
Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках приводятся следующие основные данные: наименование объекта, его инвентарный номер, заводской номер, дата изготовления, балансовая стоимость, номер и дата акта ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость. При перемещении объекта в карточке делается отметка. Если производится ремонт, то в карточке указывается дата и сумма затрат по ремонту.
При выбытии основных средств в инвентарной карточке делается соответствующая отметка с указанием даты, номера акта и причины выбытия объекта. Затем карточка изымается из данной картотеки.
Основные средства на предприятие поступают:
1) в результате произведенных
капитальных вложений при
2) в качестве вклада в уставный фонд;
3) безвозмездно;
4) в обмен на другое имущество;
5) в иных случаях,
установленных законодательство
Приемка основных средств осуществляется комиссией, специально назначенной для этих целей приказом руководителя предприятия. На ОАО «Лидское пиво» создана постоянно действующая комиссия для приемки основных средств, в состав которой включены технический директор предприятия (председатель комиссии), главный механик, главный энергетик, инженер по новой технике и инженер по охране труда и технике безопасности. На принятые в эксплуатацию основные средства комиссия составляет акт о приемке-передаче объекта основных средств (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) формы ОС-1 в одном экземпляре. В нем дается подробная характеристика объекта: организация-изготовитель, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, стоимость приобретения, остаточная стоимость, а также указывается способ начисления амортизации, норма амортизации, содержание драгоценных металлов. В акте приводится результат испытания и заключение комиссии, указывается, кто принял и кто сдал данный объект. К акту должна быть приложена техническая и проектно-сметная документация. Акт подписывается членами комиссии, затем он передается на утверждение руководителю предприятия и передается в бухгалтерию.
Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) формы ОС-2. В ней указывается наименование организации, наименования структурных подразделений (сдатчика и получателя), номер и дата составления накладной, наименование объекта, дата его приобретения или выпуска, инвентарный номер, количество и стоимость. В накладной также приводится краткая характеристика технического состояния объекта основных средств и указывается, кто сдал и кто принял объект. Указанная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика. Третий экземпляр передается получателю.
На поступившее в организацию оборудование составляется акт о приеме (поступлении) оборудования (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж) формы ОС-14. При этом вместе с актом прикладываются сопроводительные документы – ТТН-1 (ПРИЛОЖЕНИЕ И), например.
На предприятии основные средства выбывают по разным причинам:
1) при их реализации
юридическим и физическим
2) при безвозмездной
передаче основных средств
3) при частичной или
полной ликвидации основных
4) при внесении основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
5) при уничтожении основных средств в результате аварий, стихийных бедствий;
6) при выявлении недостачи основных средств в результате проведения инвентаризации;
7) при передаче основных средств в долгосрочную аренду.
Предприятие имеет право продавать ненужные, излишние основные средства. В этом случае исходя из остаточной стоимости, а также спроса и предложения аналогичного объекта на рынке определяется их продажная стоимость (она может быть выше или на уровне остаточной стоимости). При продаже основных средств материально-ответственное лицо от представителя покупателя получает доверенность на право совершения покупки и выписывает товаротранспортную накладную формы ТТН-1 в четырех экземплярах, в которых работник бухгалтерии проставляет все необходимые данные по реализуемому объекту: первоначальную или восстановительную стоимость, сумму начисленного износа, продажную стоимость, ставку и сумму НДС. К ТТН-1 прилагается необходимая техническая документация. На реализуемый объект комиссией составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств в двух экземплярах: для покупателя и для предприятия-продавца. На основании этого акта в бухгалтерии делаются отметки о реализации объекта в инвентарной карточке и она изымается из картотеки.
Если основные средства
пришли в негодность и реализовать
их другому предприятию
Если предприятие не может ни реализовать основные средства, ни передать их безвозмездно другому предприятию, то они подлежат списанию и ликвидации. Для списания пришедших в негодность основных средств создается специальная комиссия, которая производит оценку пригодности объектов к дальнейшему использованию, возможности и целесообразности их восстановления. Если комиссия решает, что объект подлежит списанию, то составляется акт о списании объекта основных средств (ПРИЛОЖЕНИЕ К) формы ОС-4 в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Характерным для основных средств является то, что они длительное время участвуют в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При этом не изменяют свою натурально-вещественную форму, но теряют свои первоначальные свойства и качества, а также морально устаревают.
Амортизация представляет собой процесс систематического перенесения стоимости основных средств на затраты производства (расходы на реализацию), операционные и внереализационные расходы. Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
На ОАО «Лидское пиво» используется линейный способ амортизации. Он основан на том, что амортизация зависит от длительности срока эксплуатации объекта. Амортизируемая стоимость объекта равномерно списывается в течение всего срока службы. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается путем деления амортизируемой стоимости на число отчетных периодов эксплуатации. Норма амортизации является постоянной. Амортизируемая стоимость определяется как разность между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью. Для этого метода характерным является то, что накопленный износ возрастает равномерно и равномерно снижается остаточная стоимость. Достоинство линейного метола заключается в простоте расчета ежемесячных амортизационных отчислений, а недостаток состоит в том, что при начислении амортизации не учитывается ни объем производства на амортизируемом объекте, ни режим его эксплуатации, ни напряженность производственной программы. Однако на данном предприятии линейный способ приемлем, так как уровень цен выпускаемой продукции относительно постоянен и обновление производственной мощности происходит не чаще, чем в течение одного срока полезного использования объекта.
Рассмотрим расчет суммы амортизации на примере:
Объект – сеть электроснабжения;
первоначальная стоимость объекта – 22 043 600 рублей;
полезный срок эксплуатации – 50 лет;
примерная ликвидационная стоимость – 350 000 рублей.
1) определим амортизационную стоимость объекта:
22 043 600 – 350 000 = 21 693 600 рублей;
2) найдем сумму амортизации за год:
21 693 600 / 50 = 433 872 рублей;
3) определим годовую норму амортизации:
100% / 50 = 2% или 433 872 / 21 693 600 * 100% = 2%;
4) определим сумму амортизации за месяц:
433 872 / 12 = 36 156 рублей.
В бухгалтерском учете суммы начисленной амортизации отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». Данный счет является пассивным, по кредиту его показывается начисление сумм амортизации, а по дебету осуществляется списание амортизации.
В зависимости от назначения объектов основных средств, по которым начисляется амортизация, в учете она отражается следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» – по основным средствам цехов вспомогательных производств,
Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» – по производственному оборудованию, зданиям, сооружениям, и инвентарю цехов основного производства,
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» – по зданиям, сооружениям и инвентарю общезаводского назначения,
К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» – на сумму начисленной амортизации по установленным нормам.
При списании сумм начисленной амортизации по реализованным и ликвидируемым объектам основных средств составляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»,
К-т сч. 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств») – на сумму начисленной амортизации за весь период эксплуатации основных средств.
Поскольку в процессе производства основные средства изнашиваются и могут преждевременно выбывать из строя, то для поддержания в рабочем состоянии их необходимо периодически ремонтировать. Ремонт является одним из видов восстановления основных средств. Различают три вида ремонтов: текущий, средний и капитальный.
Текущий ремонт – разборка мелких частей, агрегатов с целью смазки, замены и т.д. Как правило, он проводится рабочими основных цехов или ремонтно-механических.
При капитальном ремонте производится полная разборка агрегата, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов, а также замена изношенных конструкций зданий и сооружений. Он может осуществляться как хозяйственным, так и подрядным способом. Но на ОАО «Лидское пиво» капитальный ремонт не осуществляется.
Кроме того, различают и средний ремонт, проводимый в промежутке между текущим и капитальным ремонтом. Это частичная разборка ремонтируемых агрегатов и восстановление или замена части деталей. Средний ремонт осуществляется с периодичностью более одного года. На предприятии проводится планово-предупредительные ремонты с учетом технических характеристик объектов основных средств и условий их эксплуатации.
Ремонт основных средств осуществляется в соответствии с планом, который составляется по видам основных средств, подлежащих ремонту. До начала ремонтных работ по каждому объекту согласно сметно-финансовому расчету, составленному на основании дефектной ведомости, определяется плановая их себестоимость. Затраты на капитальный ремонт в смете рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или планируемого объема работ. Состав затрат на ремонт объектов основных средств зависит от вида ремонта, способа выполнения работ и объектов, по которым производятся ремонтные работы. Работы по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам объектов производятся на основании ранее составленных калькуляций исходя из перечня работ по ремонту. При проведении работ хозяйственным способом в состав калькуляции включаются прямые и общепроизводственные расходы: