Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:49, отчет по практике
В 2004-2005 г.г. предприятие претерпевает существенную модернизацию. Чешской компанией «PREISS» производится установка и наладка совершеннейшего оборудования для варки пива (варочное оборудование, цилиндрически-конические танки, сеть трубопроводов и пр.). В результате колоссальных вложений расширяется ассортимент пивоваренной продукции завода, повышается качество пива, увеличиваются объемы его производства, а балансовая стоимость предприятия увеличилась в 2 раза. Но на этом руководство предприятия не останавливаться. В 2007 году производится строительство нового здания под разливочный цех нового поколения, что позволит заводу расширить объемы выпуска безалкогольной продукции.
Документы по поступлению и расходованию материальных ресурсов играют наиважнейшую роль для целей контроля над движением, сохранностью и экономным использованием средств. Все лица, имеющие отношение к товарно-транспортным операциям, должны тщательно изучить Инструкцию по заполнению товарно-транспортных накладных и товарных накладных, а также все другие товарные документы.
На предприятии, исходя из плана производства продукции, определяется потребность в материальных ресурсах и осуществляется их приобретение. В настоящее время основным источником приобретения материальных ценностей являются поставщики, с которыми на прямую заключаются договора поставки (ПРИЛОЖЕНИЕ П). В них указываются юридические адреса сторон, предмет и сумма договора, условия поставки, в т.ч. сроки поставки, способы доставки и обязательно предусматриваются меры ответственности за несоблюдение условий договора.
На ОАО «Лидское пиво» заготовлением материальных ценностей занимается отдел материально-технического снабжения, который ведет оперативный учет и осуществляет контроль за соблюдением договоров поставок.
Поставщики в соответствии с договорами поставок отгружают продукцию покупателям. На отгруженную продукцию поставщик выписывает сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Р), сертификаты, спецификации и прочие. Кроме перечисленных документов поставщик составляет расчетно-платежные документы, т.е. выписывает платежное требование и сдает его в обслуживающий банк.
Если же в договоре предусмотрена предварительная оплата, тогда поставщик выписывает счет-фактуру и отправляет покупателю, который на основании полученного документа составляет платежное поручение и оплачивает стоимость товара, указанного в счет-фактуре.
Если груз отправляется по железной дороге, тогда от железной дороги груз принимается экспедитором. Для этой цели ему выписывается доверенность и транспортные документы. Они предварительно регистрируются в журнале учета выданных доверенностей, где указывается номер доверенности, фамилия, имя, отчество лица, которому она выдана, для каких целей, на какой срок, расписка в ее получении. Доверенности являются бланками строгой отчетности, поэтому при их использовании необходимо документальное подтверждение: в бухгалтерию сдается корешок доверенности с распиской о получении груза.
От станции железной дороги груз принимается по количеству мест либо по массе, объему с учетом качества груза. Если в процессе приемки выявлены количественные или качественные расхождения с сопроводительными документами, то груз приходуется по акту о приемке материалов формы М-7, который служит основанием для предъявления претензий к станции железной дороги.
Если доставка груза осуществляется
автомобильным транспортом
Материальные ценности, принятые экспедитором на складе поставщика либо от станции железной дороги, доставляются на склад предприятия, где они принимаются кладовщиком. Приемка груза от экспедитора осуществляется по количеству и качеству на основании сопроводительных документов. Если при приемке груза не установлено количественных и качественных расхождений, то материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера (ПРИЛОЖЕНИЕ Т) формы М-4.
При установлении количественных и качественных расхождений на оприходование материальных ценностей комиссией в двух экземплярах составляется акт о приемке материалов формы М-7. Составленный акт утверждается руководителем предприятия и служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Незначительное количество материальных ценностей на предприятии приобретается за наличный расчет через подотчетных лиц. В этом случае приобретение материальных ценностей должно подтверждаться товарным счетом, чеком и составлением авансового отчета. На закупку сельскохозяйственной продукции составляется приемная квитанция.
Со складов предприятия материалы в основном отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды. Под отпуском материалов в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции.
При отпуске материалов соблюдаются определенные требования:
1) отпуск производится по весу, объему в строгом соответствии с расходными документами;
2) отпуск материалов осуществляется в пределах установленного лимита, который определяется плановым отделом;
3) материалы отпускаются только лицами, имеющими на это право.
Расход материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами (ПРИЛОЖЕНИЕ У) формы М-9, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10, накладными-требованиями на отпуск (внутренне перемещение) материалов формы М-11.
Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах на месяц отделом материально-технического снабжения. Первый экземпляр передается потребителю в цех, а второй – на склад. В каждом экземпляре лимитно-заборной карты указывается установленный лимит, приводится наименование материалы и его номенклатурный номер, количество отпущенных материалов, цена и сумма. Отпуск материалов осуществляется кладовщиком при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отпускает затребованное количество материалов (в пределах установленного лимита), после чего отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов и выводит новый остаток лимита. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборной карты передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов по счетам бухгалтерского учета.
При отпуске материалов сверх установленного лимита на лимитно-заборные карты ставится надпись «лимит продлен».
Отпуск материалов сторонним организациям при доставке их автомобильным транспортом оформляется товарно-транспортной накладной или товарной накладной формы ТН-2. Данные документы служат основанием для списания материалов на соответствующие счета бухгалтерского учета.
Расчеты с поставщиками осуществляются в журнале-ордере № 6 (ПРИЛОЖЕНИЕ Ф). Это индивидуальный журнал, он ведется по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи в этот журнал производятся линейно-позиционным способом, т.е. для каждого поставщика отводится отдельная строка, по которой записываются суммы задолженности поставщика (кредит счета 60) и ее перечисление (дебет счета 60). Журнал-ордер № 6 заполняется в следующем порядке: из журнала-ордера №6 за предыдущий месяц переносятся остатки в разрезе поставщиков по неоплаченным счетам (кредитовое сальдо), а также остатки по оплаченным счетам, затем осуществляется регистрация операций за месяц: по каждому платежному документу отражается поступление материалов и сумма акцепта счетов поставщиков.
В журнале-ордере № 6 отражается и оплата счетов поставщиков на основании выписок банка. На основании сделанных отметок об оплате счетов поставщиков выводится сальдо на конец месяца также в разрезе каждого поставщика.
В связи с большим числом поставщиков у предприятия бухгалтер также составляет итоговый журнал-ордер № 6.
Приобретенные товароматериальные ценности хранятся на складах. Одной из важнейших задач складского учета материалов является обеспечение их сохранности.
Помещения складов изолированы, снабжены необходимым количеством стеллажей и других приспособлений, необходимых для хранения материалов. Склады оборудованы сигнализацией. Внутри склада каждая группа материалов хранится в определенном месте в строгом соответствии с предусмотренной системой размещения и хранения материалов.
Учет материалов на складе осуществляют кладовщики. С ними заключают договор о материальной ответственности.
На каждое наименование материала на складе открывается карточка складского учета материалов формы М-12. На предприятии применяется сальдовый метод учета материалов на складах. Бухгалтерия выдает под расписку кладовщику карточки складского учета. В верхней части карточки дается краткая характеристика материала: наименование, сорт, размер, номенклатурный номер, единицы измерения и нормы запаса. В нижней части отражается движение материала: его поступление и расход. Записи в карточку производятся на основании документов по приходу и расходу. После каждой записи в карточке выводится новый остаток. Карточки хранятся на складе в специальных ящиках (картотеке).
Правильность произведенных записей по карточкам складского учета проверяет бухгалтер, который ведет склад. Один раз в неделю он посещает склад и в присутствии кладовщика проверяет правильность и своевременность разноски по складской картотеке на основании первичных документов по приходу и расходу материалов. Если записи произведены правильно, то бухгалтер в специальной графе «контроль и дата» ставит дату проверки и свою подпись. Если установлены расхождения и выявлены ошибки, то в присутствии кладовщика они исправляются за подписями кладовщика и бухгалтера.
Одновременно с проверкой записей по складской картотеке бухгалтер производит приемку первичных документов, а кладовщик осуществляет их сдачу. Приемка-сдача первичных документов оформляется реестров сдачи документов формы М-13 в двух экземплярах. Первый вместе с приложенными документами передается в бухгалтерию, а второй остается у кладовщика.
В бухгалтерии предприятия
ведутся ведомости учета
Кроме книги остатков материалов в бухгалтерии ведется отчетный оперативно-бухгалтерский материальный журнал оборотов, в котором помимо остатков материалов отражается их движение, т.е. приход и расход по количеству и по сумме. Остаток материалов, подсчитанный в ведомости, сверяется с отчетным журналом оборотов. Если эти остатки совпадают, значит, учет материалов на складе и в бухгалтерии ведется правильно.
Движение материалов в течение отчетного месяца отражается на основании первичных документов по поступлению и расходу в ведомости № 05. В этой ведомости отражается движение материалов в разрезе складов по учетной стоимости, для чего используются данные по приходу и расходу материалов, взятые из отчетного оперативно-бухгалтерского материального журнала оборотов.
Остатки на начало месяца в разрезе складов определяются по предыдущей ведомости. На конец месяца остатки материалов по каждому складу определяются расчетным путем. Для этого к остаткам на начало месяца прибавляется итог по приходу и вычитается итог по расходу.
Для расчета фактической себестоимости поступивших и израсходованных материалов за отчетный месяц необходимо определить процент и сумму транспортно-заготовительных расходов.
Вначале определяют сумму транспортно-заготовительных расходов путем сопоставления фактической себестоимости поступивших и оставшихся на начало месяца материалов с их стоимостью по учетным ценам.
Сумма транспортно-заготовительных расходов делится на остаток материалов и их поступление по учетным ценам умножается на 100%. Таким образом определяется процент транспортно-заготовительных расходов или процент отклонений фактической себестоимости от плановой.
Найденный процент транспортно-
Чтобы определить расход
материалов по фактической себестоимости
расход по учетной стоимости умножить
на исчисленный процент транспортн
Движение материалов учитывается на синтетическом активном счете 10 «Материалы».
На предприятии в ходе производственно-хозяйственной деятельности используются инвентарь и хозяйственные принадлежности. К ним по действующему положению относятся предметы, стоимость единицы которых не превышает 30 базовых величин (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым установлен в пределе 10 базовых величин за единицу) и предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости.
Фактическая себестоимость
инвентаря и хозяйственных
Поступившие инвентарь и хозяйственные принадлежности на складе учитываются в карточках складского учета, где на основании первичных документов отражается поступление и расход предметов. Выдача инструментов и приспособлений рабочим на длительный срок пользования производится путем составления инструментальной книжки на каждого работника, получающего инструменты. В инструментальной книжке указывается наименование инструмента, количество и подпись рабочего. При выдаче инструмента в кратковременное пользование применяются изготовленные из металла инструментальные марки, на каждой из которой пробивается номер цеха, номер кладовой и табельный номер рабочего.
Специальная одежда и обувь выдается работникам по специальным спискам и на определенный срок.