Планирование и контроль затрат. Система управления затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Экологическая система - основная функциональная единица экологии, включающая в себя живые организмы (биоценоз) и среду обитания (экотоп), причем каждая из этих частей влияет на другую и обе необходимы для поддержания жизни.
Экосистемы представляют собой основные природные единицы на поверхности Земли. Это не только комплекс живых организмов, но и все сочетания физических факторов. Всюду, где можно наблюдать отчетливое единство растений и животных, объединенных отдельным участком окружающей среды, говорят об экологической системе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..……3
Глава I: Теоретические основы управления затратами предприятия:
1.1. Экономическая сущность затрат и их классификация для целей управления.................................................................................................................6
1.2. Системы и функции управления затратами в современных условиях….…….11
1.3. Этапы разработки системы управления затратами……………….…………….15
1.4. Сущность планирования в системе бухгалтерского управленческого учета...18
1.5. Бюджетирование в системе планирования организации……………………….19
Глава II: Анализ системы управления затратами предприятия на примере ТД «Комфорт»:
2.1. Анализ динамики и структуры затрат предприятия ТД «Комфорт»…………30
2.2. Исследование действующей системы управления затратами ТД «Комфорт»………………………………………………………………………..37
2.3. Отражение затрат предприятия ТД «Комфорт» в бухгалтерском учете……..44
2.4. Направления совершенствования системы управления затратами на предприятии ТД «Комфорт»…………………………………………………....49
Заключение……………………………………………………………………………...52
Список литературы………………………….………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 179.97 Кб (Скачать файл)

 

  1. По степени включения в себестоимость продукции:
    1. Полностью включаемые в себестоимость - производственные затраты, на включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) не установлено каких-либо ограничений (например, на основную заработную плату производственных рабочих);
    1. Ограниченно включаемые в себестоимость - производственные затраты, включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) возможно в рамках установленных пределов, нормативов, процедур и т.п. (например, расходы на подготовку и переподготовку кадров включаются в себестоимость продукции, однако только в пределах 4 % от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции); не включенная в себестоимость продукции часть - это сверхнормативные расходы;
    2. Не включаемые в себестоимость продукции - производственные затраты, включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) запрещено. 
  1. По способу отнесения на себестоимость продукции:
  1. Прямые- затраты, которые, в соответствии с мерой их расхода, могут быть отнесены непосредственно на себестоимость того или иного изделия, например: материалы - согласно нормам расхода материалов или требованиям на отпуск материалов со склада, заработная плата - согласно установленным нормам времени и расценкам или сводкам по заработной плате;
  2. Косвенные - затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно на себестоимость того или иного изделия, а распределяются между видами продукции пропорционально какой-либо величине, от которой в наибольшей степени эти расходы зависят. Например, косвенным способом включаются в себестоимость продукции общепроизводственные, а также общехозяйственные расходы. 

 

  1. По признаку зависимости величины затрат от объема выпускаемой продукции:
    1. Постоянные - затраты, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции. Например, затраты на отопление цеха являются постоянными, так как не зависят от объема выпущенной цехом продукции;
    1. Переменные - затраты, величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объема выпускаемой продукции. Например, затраты на материалы, из которых изготовлена продукция предприятия; затраты на электроэнергию для работы технологического оборудования, на котором изготавливается эта продукция, и т.п. 
  1. По охвату нормированием:
    1. Нормируемые - затраты, величина которых может быть рассчитана до начала планируемого периода;
    2. Ненормируемые - затраты, величина которых не может быть рассчитана до начала планируемого периода, например, затраты на исправление брака. 
  1. По признаку повторяемости:
    1. Единовременные - затраты, которые осуществляются только один раз, например, капитальные вложения, расходы, связанные с освоением новой продукции;
    2. Текущие - затраты, которые вызваны постоянно осуществляемой производственной деятельностью: расходы на оплату труда за выпущенную продукцию; затраты на проведение ремонта оборудования.

К основным задачам учета  затрат относят:

  • Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат;
  • Исчисление себестоимости отдельных видов и всей продукции;
  • Контроль рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
    1. Системы и функции управления затратами в современных условиях. 

Управленческий  учёт — это упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

В современных условиях система  управления затратами через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью  предприятия, его стратегией и тактикой. Основное назначение данной системы - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Основными элементами системы  управления затратами являются:

  • объекты управления затратами (это уровень, формирование и структура издержек);
  • технология управления затратами (осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических показателей затрат от плановых);
  • субъекты управления затратами (структурные подразделения предприятия, осуществляющие процедуры управления затратами);
  • предметы управления затратами (отдельные характеристики состояния затрат: соблюдение лимитов ФОТ, расходов сырья и материалов) [7, c.14].

Организация системы управления затратами требует комбинированного применения структурного и процессного  подходов к организации финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и управления ею. Сущность процессного подхода  заключается в том, что всю  финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно разделить  на две категории: основные бизнес-процессы и вспомогательные бизнес-процессы.

Под бизнес-процессом в  данном случае понимается совокупность бизнес-функций (или видов деятельности), существующих на предприятии, которые  вместе взятые дают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика [13, c.116].

Основные бизнес-процессы связаны с непосредственным созданием  продукта или услуги, их продажей и  доставкой потребителю. Они включают в себя следующие бизнес-функции: обеспечение поставок сырья и  других материальных ресурсов, производство различных видов продукции, обеспечение  вывоза продукции, маркетинг и сбыт продукции, гарантийное и послепродажное обслуживание.

Бизнес-функции, входящие во вспомогательные бизнес-процессы выполняют  задачи поддержки как основных бизнес-функций, так и друг друга. В их число входят снабжение, развитие производства, управление человеческими ресурсами, а также общефирменные бизнес-функции, образующие инфраструктуру предприятия, а именно, планирование, финансы, учет.

Основная цель создания системы управления затратами заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом определить цену, которую покупатель согласился бы платить за определенный набор товаров и услуг, и исследовать возможность продажи покупателям данных наборов по этой цене. [11, c.79]

Цели системы управления затратами:

  1. Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли. При этом подробно исследуется основная факторная цепочка получения прибыли: затраты - объем производства - прибыль;
  2. Объективная оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  3. Принятие обоснованных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений.

Задачи системы управления затратами:

  1. Выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
  2. Определение затрат по основным бизнес-функциям и производственным подразделениям предприятия;
  3. Расчет необходимой величины затрат на единицу продукции, работ, услуг;
  4. Подготовка информационной нормативной базы в области затрат для принятия хозяйственных решений;
  5. Выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия [5,c.46].

Функции системы управления затратами:

  1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность;
  2. Контроль и анализ затрат по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов, динамики показателей;
  3. Формирование внутренней количественной и качественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала;
  4. Выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия.

Система управления затратами  создается для управления издержками конкретного хозяйствующего субъекта и не может регулироваться обязательными  для всех нормами и стандартами. Хорошо организованная система управления затратами обеспечивает не только контроль текущей работы предприятия, но и  улучшение ее результатов в будущем.

Управление затратами  хозяйствующего субъекта как целостная  система состоит из двух важных составляющих: стратегического и оперативного уровня управления затратами. Каждый из этих уровней имеет свои цели, принципы и методы, показанные на рисунке 1.

Управление затратами хозяйствующего субъекта

Стратегическое (долгосрочное)

Оперативное (краткосрочное)

Цель – обеспечение  конкурентного преимущества по затратам

Цель – достижение прибыли

Ориентация как на материальные, так и нематериальные факторы

Ориентация на материальные факторы

Рисунок 1 - Структура управление затратами хозяйствующего субъекта.

В литературе дается следующее  лаконичное определение уровней  управления: стратегический уровень  управления связан с понятием "делать правильное дело", оперативный - "делать дело правильно". Таким образом, стратегический уровень направлен на координацию  и выполнение долгосрочных целей  предприятия. Качественные показатели планируемых затрат или разрабатываемые  стратегии по управлению затратами  дополняются конкретным цифровым материалом оперативного уровня [3, c.88].

Основной целью управления на стратегическом уровне является формирование предпосылок для эффективного использования имеющиеся у предприятия конкурентных преимуществ и создание новых для успешной деятельности в перспективе. Управленческие решения данного уровня тесно не привязаны к временным рамкам, но чаще всего речь идет о среднесрочном и краткосрочном периодах.

Основная задача оперативного уровня управления затратами - оказывать  помощь менеджерам в достижении запланированных  целей, которые выражаются чаще всего  в виде количественных значений уровня затрат.

Оперативный уровень ориентирован на краткосрочный результат (до 1 года), поэтому его методы принципиально  отличаются от методик стратегического уровня управления затратами.

 

    1. Этапы разработки системы управления затратами:

Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами.

Разработка и внедрение  системы управления затратами начинается с построения эффективной системы  сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

  • подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;
  • подчиненность этих подразделений;
  • сфера их ответственности;
  • взаимосвязь с другими подразделениями;
  • функциональные обязанности для каждой должности;
  • документооборот, сопровождающий хозяйственные операции.

Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической  службами, бухгалтерией, службой снабжения  и т. п.

Отдельно финансово-экономической  службе нужно поручить разработать  следующие элементы, необходимые  для функционирования системы:

  • центры затрат (подразделения, которые осуществляют расходы);
  • ответственность (в том числе материальная);
  • нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и пр., нормы выработки;
  • образцы первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т. п.;
  • регламент предоставления информации (порядок, сроки, получатели данных).

Этот этап включает также  разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников  и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.

Информация о работе Планирование и контроль затрат. Система управления затратами