Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 16:54, курсовая работа
Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Введение 5
1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности организации 8
1.1. Особенности современного состояния рыночной экономики России 8
1.2.Сущность платежеспособности и показатели оценки 18
1.3. Цель анализа платежеспособности предприятия 21
1.4. Внутренний и внешний анализ платежеспособности предприятия 23
1.5. Источники информации для проведения анализ платежеспособности предприятия 26
2. Общая характеристика хозяйствующего субъекта 27
2.1. Историческая справка ОАО «Калачевский хлебозавод», виды деятельности 27
2.2. Организационная структура ОАО «Калачевский хлебозавод» 32
2.3. Финансово – экономические показатели деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» 35
3. Анализ платежеспособности и пути укрепления ОАО «Калачевский хлебозавод» 40
3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса 40
3.2. Анализ обеспеченности чистыми активами 51
3.3. Оценка состояния источников формирования материальных запасов 54
3.4. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 58
3.5.Предложения, направленные на укрепление платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 87
Заключение 88
Список литературы
Наиболее серьезным по своим долговременным последствиям является спад инвестиций. Их катастрофическое сокращение (приблизительно в 2.5 раза по сравнению с докризисным уровнем) не обеспечивает условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке экономики.
Серьезными проявлениями кризиса являются дезорганизация финансовой системы и потеря контроля за денежным обращением.
Чрезвычайно опасной формой современного кризиса является почти полная потеря управляемости в экономике. Это резко обесценивает разработку любых программ и мер по борьбе с кризисом, стабилизации экономической и социальной ситуации. Кризис управления во многом отражает примитивные представления об отказе государства от участия в регулировании экономики, что противоречит мировому опыту и практике стран с высокоэффективной рыночной экономикой.
Отличительной чертой кризиса управления является то, что он разворачивается на фоне резкого увеличения численности аппарата управления, отрыва уровня его оплаты от заработной платы в важнейших отраслях народного хозяйства, усиления бюрократизма в подготовке и принятии решений.
Достижение финансовой стабилизации экономики и устойчивости денежного обращения страны предполагает реализацию двух взаимосвязанных задач: оздоровление финансов предприятий и стабилизации общеэкономической ситуации, а также денежного обращения в целом. Попытки решить эти задачи изолированно друг от друга обречены на провал. Проводившаяся политика ограничения бюджетных расходов и объемов кредитования, оправданная с точки зрения макроэкономических задач стабилизации, не достигла результата, прежде всего из-за неадекватной реакции на эти меры со стороны предприятий.
Кредитные влияния и наращивание бюджетных дотаций могут дать эффект лишь в двух случаях: если на прирост кредитных ресурсов предприятия реагируют увеличением инвестиций, а не ростом заработной платы; если инфляционный скачок, вызванный кредитами, не опережает осуществления инвестиций. Для выполнения этих условий необходимо добиться повышения эластичности экономики, что предполагает осуществление мер, обеспечивающих соответствующую по направлению и скорости реакцию предприятий на бюджетные и кредитные интервенции.
Проблема инфляции не сводится исключительно к макроэкономической сфере. На уровне микроэкономики ее проявление носит наиболее разрушительный характер: влечет за собой ускоренное обесценение оборотных средств, а их недостаток - рост просроченной задолженности.
Для стабилизации финансовой ситуации необходимо осуществить ряд мер. В области стабилизации бюджетного процесса и его влияния на общую финансовую ситуацию в экономике:
- основное внимание должно
быть уделено дальнейшему
- при проведении политики
экономии бюджетных расходов
следует наладить
- необходимо разработать
и ввести в действие
В области нормализации финансового состояния предприятий с целью прекращения изъятий в бюджет в виде налога на прибыль собственных оборотных средств предприятий. Необходимо отражать в бухгалтерской отчетности запасы товарно-материальных ценностей и основные средства, списываемые на издержки производства в соответствии с их рыночной ценой, то есть ввести индексирование стоимости производственных запасов и основных фондов по темпам инфляции. Для преодоления платежного кризиса надо обеспечить индексирование долгов в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, в частности с помощью вексельного (на срок) оформления задолженности.
В проведении активной кредитной политики основополагающей является ориентация на стимулирование ростреальных накоплений, что должно стать основной целью финансовой политики. Паралич склонности к накоплениям и истощение инвестиционных ресурсов, соответственно резкая деформация структуры банковских пассивов и активов требует специальных мер по стимулированию накоплений предприятий и населения, обеспечения их правовых гарантий.
Особое влияние акций «жестких» финансово-кредитных ограничений оказали на платежно-расчетные отношения, породив беспрецедентный по масштабам и разрушительному воздействию на экономику платежный кризис. Понимание того, что платежный кризис вызван разрегулированием финансовых отношений и неадекватностью политики финансовой стабилизации реалиям переходной экономики, обусловливает необходимость увязать преодоление кризиса с реализацией широкого комплекса мер по стабилизации финансов и денежного обращения.
Преодоление кризиса платежей наряду с общей стабилизацией финансов и денежного обращения предполагает также осуществление специальных мер, включающих:
- создание единой электронной
системы межбанковских
- ответственность Центрального
Банка (в том числе персональную)
за состояние платежно-
- введение в обращение
векселей с целью поставить
коммерческий кредит в
- повышение эффективности
безналичных расчетов и
Характерной чертой развития социально-экономической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Причем наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество - в криминализацию всей экономической системы государства. Криминальное экономическое поведение субъектов хозяйствования становится условием их функционирования. В этом случае теряет смысл выделение так называемой теневой экономики как специфической стороны экономической жизни общества, поскольку криминализация происходит во всей системе экономических отношений. Это сегодня выражается в криминализации:
- сферы денежного обращения.
Можно констатировать выросшую
криминализацию банковского
- отношений собственности,
реформирование которых
- внешнеэкономических отношений,
используемых не только для
быстрого накопления капитала (по
экспертным оценкам, в 1992 году было
незаконно экспортировано 39% металла,
20% энергоносителей, 21% сырьевых материалов
и 11% иной продукции, произведенной
на государственных
- потребительского рынка,
традиционно являющегося
Следовательно, можно говорить о криминализации всех стадий воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления. Причиной такого положения является не столько отмечаемая многими специалистами «генетическая» расположенность экономической системы бывшего СССР к криминальному экономическому поведению, сколько конкретные действия в политической и социально-экономической сферах российского общества, предпринятые в ходе осуществления экономической реформы.
Содержание конкретных мероприятий, способствующих декриминализации экономики, должно разрабатываться специалистами. Здесь можно указать лишь на наиболее важные первоочередные направления таких мероприятий:
- обеспечение элементарного
правопорядка в обыденной
- пересмотр существующей
нормативной базы, обеспечивающей
функционирование
- разработка и внедрение
контрольных экономических
- создание норм ответственности
за криминальную экономическую
деятельность, адекватных современным
экономическим реалиям России. Здесь
в полной мере следует
- создание механизмов, препятствующих
«отмыванию» незаконно
- внедрение современных систем подбора, расстановки ротации кадров госаппарата (с использованием накопленного в этой сфере зарубежного опыта).
Одной из старейших задач управления экономикой становится сегодня сохранение производственного и научно-технического потенциала страны с его установившимися технологическими, хозяйственными и иными связями. И мировой опыт, и исследования, и с большим трудом складывающаяся практика свидетельствует о том, что наиболее адекватными формами являются финансово-промышленные группы, хозяйственные ассоциации, консорциумы с инициативной и ведущей ролью государства. Особую роль должны играть холдинговые компании с контрольными пакетами акций других предприятий.
Вместе с тем серьезные препятствия созданию финансово - промышленных групп в форме холдинговых компаний создает введенная в действие с 1 января 1994 года «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Ею запрещается формирование акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в число участников которых входят государственные и (или) муниципальные предприятия.
Кроме того, не допускается внесение в уставный капитал создаваемых при участии государства акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) более 10% акций любого акционерного общества, образуемого в порядке приватизации государственного (муниципального) предприятия. Пропагандируется точка зрения, согласно которой вхождение в холдинговую компанию нарушает интересы акционера, нивелирует его долю.
Такие установки на приватизацию почти полностью отстраняют государство от регулирования и управления развитием промышленности, поощряют дробление и ликвидацию крупных производственно - хозяйственных комплексов. Подобные нормативные положения, практика приватизации и перестройки управления являются неоправданными и наносят огромный ущерб. В сложившихся условиях в основу проведения курса в этой области должны быть положены следующие направления:
- формирование акционерных
финансово - промышленных и промышленных
групп (холдинговых компаний) следует
осуществлять в первую очередь
на основе существующих
- необходимо снять жесткие
ограничения доли государства
в уставном капитале
- важно обеспечивать связь
между программами
1.2. Сущность платежеспособности и показатели оценки
Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой период времени суметь рассчитаться по внешним обязательствам (т.е. быть платежеспособным) или по краткосрочным обязательствам (т.е. быть ликвидным).
Информация о работе Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления