Подготовительный этап аудиторской проверки на примере ГП «Типография Ахтубинского района»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение вопросов аудита основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.
Для реализации поставленной цели следует решить задачи:
• провести анализ теоретических и методологических основ аудита использования и сохранности основных средств;
• на примере ГП «Типография Ахтубинского района» рассмотреть проведение аудита основных средств

Файлы: 1 файл

методика аудиторской проверки операций с основными средствами.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)


 Введение

 

Рыночные отношения обуславливают  объективную необходимость   повышение  роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных  и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно  меняющейся рыночной коньюктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.

В новых условиях у предприятия  возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы  контролировать и совершенствовать свою работу.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует  финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее.

Учет является важнейшим  средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства  за правильным их использованием и  выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.

Особое место в системе  бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется тем, что  они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.

В современных условиях хозяйствования предприятия должны уделять особое внимание учету основных средств, так как в результате различных причин, резко снизилась  эффективность использования основных средств предприятия. Кроме того, основные средства в условиях рыночной экономики, жесткой конкурентоспособности между производителями подвергаются постоянной переоценке, осуществление которой невозможно без достоверного, оперативного и точного бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.

Целью работы является рассмотрение вопросов аудита основных средств, особенности  организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.

Для реализации поставленной цели следует решить задачи:

• провести анализ теоретических  и методологических основ аудита использования и сохранности основных средств;

• на примере ГП «Типография Ахтубинского района» рассмотреть проведение аудита основных средств;

• разработать предложения  по улучшению учета и аудита основных средств.

В качестве объекта исследования выбрано ГП  «Типография Ахтубинского района».

В ходе написания курсовой работы были использованы нормативные и законодательные документы, учетные регистры предприятия, журналы ордера по учету основных средств, отчеты по группам основных средств, первичные документы и отчетность предприятия.

Данными для  написания курсовой работы послужила документация по учету основных средств и годовые отчеты за 2009-2011 гг. ГП «Типография Ахтубинского района».

 

 

1. Теоретические  основы аудита операций с основными  средствами

 

1.1. Цели, задачи, информационная база аудита операций с основными средствами

 

Аудит сохранности, учета  и использования основных средств  требует выяснения:

  • обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе [1, с. 119];
  • правильности оценки основных средств в учете;
  • правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
  • правильности и эффективности использования основных средств;
  • правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Учитывая эти задачи, необходимо проверить:

  • приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности);
  • соответствуют  ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности,
  • созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охраняемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.;
  • оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
  • организован ли порядок оформления документов в случае вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
  • назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами;
  • проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных средств

Аудит основных средств, также как  и любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его  основной целью является подтверждение  достоверности финансовой отчетности [3, с. 112].

Внутренний аудит можно  рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное  подразделение предприятия и  подчиняется руководителю предприятия. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Внутренний аудит может  рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого  контроля. Исторически характер внутреннего  контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время  во многих организациях роль внутреннего  аудита была расширена путем включения  в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для  принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Задачей внутреннего  аудита является помощь соответствующим  работникам выполнять свои обязанности  настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Аудиторская  проверка основных средств является частью общего аудита организации.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

  • нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;
  • приказ об учетной политике организации;
  • регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации (например, инвентарная карточка основного средства — форма ОС–6);
  • первичные документы по отражению операций по основным средствам:

- инвентарная карточка  объекта ОС;

- акт приема–передачи ОС;

- акт приема–передачи отремонтированных и модифицированных ОС;

- акт внутреннего перемещения  ОС;

- акт выполненных работ (по монтажу ОС);

- акт списания ОС;

- товарно–транспортная накладная;

- бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).

 

1.2. Обзор литературы

 

В настоящее время  в России формируется пятиуровневая  система нормативного регулирования  аудита.

Первый уровень –  закон «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.08. № 307-ФЗ. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской  деятельности в РФ, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

К документам второго  уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Третий уровень системы  нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской  проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор  сможет выбрать как необходимый  масштаб и глубину аудиторской  проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень –  методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления  аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским задачам.

К этому же уровню относятся  внутренние стандарты, устанавливаемые  профессиональными аудиторскими объединениями  для своих членов. Требованиях  этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.

Пятый уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать  сведения по применению стандартов, организации  на основе стандартов аудиторской деятельности.

Целью аудиторской проверки является установление правильности ведения  расчетов по полученным кредитам и  займам, а также их отражения в  отчетности предприятия.

Результаты планирования, выполнения  аналитических процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете финансовых операций и фактов хозяйственной деятельности фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур (накопительные ведомости, схемы, тесты). Рабочая документация является собственностью аудитора, если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Если же аудитор является сотрудником аудиторской организации, то по окончании проверки он обязан сдать рабочую документацию на хранение в архив организации. Информация, содержащаяся в рабочей документации аудитора, является конфиденциальной и не подлежит использованию  и разглашению без согласия клиента.

Вся документация аудитора, подготовленная им на стадии планирования и в ходе проверки, помогает ему  в разработке приемлемого плана  и эффективного проведения аудита, а также служит для контроля и  оценки результатов проверки.

В состав  рабочей документации могут быть включены различные документы  в зависимости от вида аудиторской  проверки. В то же время в ней  должна быть в обязательном порядке  представлена информация, необходимая  для [11, с. 142]:

  • составления аудиторского заключения по результатам проведенного аудита;
  • подтверждение того, что аудиторская проверка проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими аудиторскую деятельность;
  • планирование аудита;
  • контроля объема выполненных работ и анализа их эффективности.

Информация о работе Подготовительный этап аудиторской проверки на примере ГП «Типография Ахтубинского района»