Понятие и формирование учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие и формирование учетной политики предприятия. Нормативное регулирование учетной политики организации Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).

Файлы: 1 файл

Понятие и формирование учетной политики предприятия.docx

— 275.76 Кб (Скачать файл)

Понятие и формирование учетной политики предприятия. Нормативное регулирование учетной политики организации Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.). 
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработкеучетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. 
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средствомформирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовойполитики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. 
Следует также иметь в виду, что по обоснованности и полноте учетной политики организации, ее соответствию новым нормативным документам можно сделать вывод о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, и руководителя организации, утверждающего учетную политику. 
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (9). 
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. 
При этом утверждаются: 
- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета; 
- рабочий план счетов бухгалтерского учета; 
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, учетных регистров, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 
- правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; 
- другие решения, необходимые д ля организации бухгалтерского учета. 
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационнораспорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации. 
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационнораспорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. 
Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политикасчитается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица. 
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: 
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; 
- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным рас ширением или уменьшением объемов деятельности и т. д. 
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. 
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. 
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. 
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной  политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100[1]. Вследствие реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»[2].

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации  понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта  — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствие с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности целью реформирования системы  бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных  стандартов финансовой отчетности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые  к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие  требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании  которых ведётся бухгалтерский  учёт». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо  в российских организациях, так как  положения федерального закона имеют  приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое  к ведению бухгалтерского учёта, — следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.[3]

. Виды учётной политики


Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей налогового учёта

Учётная политика для отчетности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

[править]Учётная политика для целей бухгалтерского учёта


Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих  нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте»
  • Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей  бухгалтерского учёта в зависимости  от специфики деятельности организации  могут рассматриваться следующие  основные вопросы:

1. Стандартный план счетов

2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

3. Способ учёта приобретения  и заготовления материалов.

4. Способ начисления линейный:

  • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:

  • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

7. Методы учёта поступления и  выбытия материально-производственных  запасов:

по средней себестоимости;


 
9. Способ учёта транспортно-заготовительных  расходов в отношении товаров  для торговых организаций:

  • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

10. Способ учёта товаров организациями  розничной торговли:

  • по покупным ценам (без учёта наценки);

11. Способ распределения доходов  в зависимости от специфики  деятельности организации по  следующим статьям:

  • доходы от обычных видов деятельности;

12. Способ определения выручки  от выполнения работ, оказания  услуг, продажи продукции с  длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные  работы, судостроение и т. п.):

  • по мере готовности работы, услуги, продукции;

 
14. Способ учёта специального  инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и  специальной одежды:

  • как материалы.

[править]Учётная политика для целей налогового учёта


Для целей налогового учёта учётная  политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей  налогового учёта в зависимости  от применяемой системы налогообложения  могут рассматриваться следующие  основные вопросы:

1. Метод признания доходов и  расходов для целей исчисления  налога на прибыль. В настоящее  время Налоговым кодексом предусмотрены  два метода:

  • метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
  • кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения Упрощённой системы налогообложения).

2. Метод определения стоимости  материально-производственных запасов:

  • по стоимости единицы запасов (товара);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется  в бухгалтерском учёте, но применяется  в налоговом учёте.

3. Метод начисления амортизации  основных средств и нематериальных  активов:

  • линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  • нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется  в бухгалтерском учёте, поэтому  при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы  в бухгалтерском и налоговом  учёте в отношении амортизации.

4. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога  на прибыль:

  • резерв по сомнительным долгам;
  • резерв по гарантийному ремонту;
  • резерв по ремонту основных средств;
  • резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

5. Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

  • «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;
  • «по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

Понятие и классификация  материально-производственных запасов

Материально-производственные запасы – это часть активов организации:

  • используемая в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи, выполнении работ, оказании услуг;
  • предназначенная для продажи;
  • используемая для управленческих нужд организации.

Информация о работе Понятие и формирование учетной политики предприятия