Понятие и формирование учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие и формирование учетной политики предприятия. Нормативное регулирование учетной политики организации Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).

Файлы: 1 файл

Понятие и формирование учетной политики предприятия.docx

— 275.76 Кб (Скачать файл)
-align:justify">- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

- недостачи и порчи,  выявленных при инвентаризации  активов и обязательств;

- частичной ликвидации  при выполнении работ по реконструкции;

- в иных случаях.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно  не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта  основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета  объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Oперационные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчетам.

При выбытии объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается  со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

1.Списана первоначальная  стоимость объектов основных  средств вследствие реализации сторонней организации:

Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства».

2. Списана сумма амортизации  по выбывшим основным средствам:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные  средства».

3. Списана остаточная стоимость  основных средств: Дебет счета  91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы»

Кредит счета 01 «Основные  средства», субсчет «Выбытие основных средств».

4. Отражена прибыль (убыток) от реализации основных средств:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)

Кредит счета 99 «Прибыли и  убытки» (91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов  и расходов»).

Списание объектов основных средств осуществляется на основании  акта на списание объекта основных средств. В акте указываются дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной  амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

На основании оформленного акта в бухгалтерии в инвентарной  карточке производится отметка о  выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии  объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.

Амортизация основных средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т.к. если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту  амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые  подлежат амортизации. 

Годовая сумма амортизационных  отчислений определяется:

  • при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
  • при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;
  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа  начисления в размере 1/12 годовой  суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных  отчислений по основным средствам начисляется  равномерно в течение периода  работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в  отчетном периоде и соотношения  первоначальной стоимости объекта  основных средств и предполагаемого  объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта  основных средств.

Амортизация не начисляется по: 

  • объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).
  • объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)
  • объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства
  • продуктивному скоту
  • многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста
  • объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

Начисление амортизации  начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или  когда данный объект выбыл из состава  амортизируемого имущества. 

Начисление амортизации  осуществляется в течение всего  срока полезного использования  основного средства.  
 
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.  
 
В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается. 

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования  объекта и ожидаемого физического  износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.  
 
В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится. Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета. Если в классификации срок полезного использования объекта не указан, его необходимо установить самостоятельно, исходя из: 

  • ожидаемого срока использования объекта с учетом интенсивности его применения
  • ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, проведения всех видов ремонтов

Амортизацию начисляют  одним из способов (методов), представленных в таблице:

 

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

  1. линейный способ;
  2. способ уменьшаемого остатка;
  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  1. линейный
  2. нелинейный.

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового  учета.

Начисление амортизационных  отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также впериод реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

По объектам основных средств  некоммерческих организаций, а также  жилищного фонда предприятий  жилщно-коммунального хозяйства производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств". 
 
Практика начисления амортизации приведена в таблице: Сравнительная характеристика способов и методов начисления амортизации >>  
 
Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".

Корреспонденция счетов по учету амортизации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начислена амортизация  основных средств

20,23.26,44...

02

2

Списана амортизация

02

01-В

3

Начислен износ

010

-

4

Корреспонденция при  переоценке амортизации

-

-


Синтетический и аналитический  учет поступления основных средств

 

 

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих  организации основных средств, находящихся  в эксплуатации, в запасе, на консервации  и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета  основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные  вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».

Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов. В них не следует вносить все показатели технической документации.

Заполненные инвентарные  карточки регистрируются в описях типовой  формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном  экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в  инвентарной книге, описи не ведут.

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном  экземпляре и хранятся в бухгалтерии  организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

В картотеке бухгалтерии  инвентарные карточки располагаются  по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт,строительство и др.), а внутри этих групп - по месту нахождения объектов (цех, отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.

Поступление основных средств  есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

·         завершения строительно-монтажных работ;

·         приобретения за плату;

·         безвозмездного поступления;

·         поступления в качестве взноса в уставный капитал;

Информация о работе Понятие и формирование учетной политики предприятия