Поставщики и подрядчики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время большое внимание уделяется поступлению товаров и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.

Файлы: 1 файл

Диплом поставщики подрядчики.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Предприятия постоянно  ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская  задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

В настоящее время, с  переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа  нужны, прежде всего, собственникам, а  также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки  зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

В настоящее время  большое внимание уделяется  поступлению  товаров  и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно  совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных  средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.

Всё выше сказанное обусловило выбор темы дипломной работы, целью дипломной работы является – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и анализ кредиторской задолженности.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучена нормативная база учета расчетных операций в РФ;
  • дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
  • проведен аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • дан анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • изучена своевременная выверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Дипломная работа выполнена  на примере Рождественского филиала ОАО комбината «Родник» Самарской области.

Для решения вышеперечисленных  задач была использована годовая  бухгалтерская отчетность Рождественского филиала ОАО комбината «Родник» Самарской области за 2003, 2004, 2005 годы.

В процессе изучения и  обработки материалов применяются  следующие методы экономических  исследований: экономический, монографический, экономико-математический, расчетно-конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и так далее.

Методологической и  технической основой для написания  дипломной работы послужили: Федеральный  Закон о бухгалтерском учете  в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

Помимо выше перечисленного в данной работе будет уделено  внимание организации хозяйственных связей с поставщиками, которые занимают особое место среди инструментов коммерческой деятельности предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.

В данной работе с учетом современных требований освещены актуальные вопросы организации хозяйственных связей организации с поставщиками.

Специальные подразделы работы раскрывают организационно-правовую форму предприятия, его основные экономические показатели.

 

 

 

 

1 Теоретические  и методологические основы учета  и анализа расчетов с поставщиками и покупателями

 

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется в  соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

Методологические основы организации учета расчетов с  поставщиками устанавливают правила  документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

Методологические основы организации учета расчетов с  поставщиками разработаны в соответствии Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой 15.05.2001 г[13]., Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 29.07.98 г., № 34н, Положением от 06.07.99 г., № 43н о бухгалтерском учете организации, ПБУ 4/99, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации», ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. (в ред. от 30.03.2001 г.); Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. От 30.03.2001 г.); Положением по бухгалтерскому учету от 09.11.98 № 60н «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 года. [27]

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями  могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.

Прямые представляют собой связи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются между предприятиями-изготовителями и предприятиями-поставщиками прямо, непосредственно.

Опосредованными считаются связи, когда между этими предприятиями  имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителю могут  осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников.

Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и  краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи — прогрессивная  форма материально-технического снабжения. В этом случае предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов.

Хозяйственные связи, по утверждению Любушина Н.П., – это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и ус-луг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками). [25]. По определению Кондракова М. П. [23], к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а так же оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды и др.) и выполняющие различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Порядок расчетов между  предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам  определяется в соответствии с правилами  безналичных расчетов в РФ. Условия  внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – станция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в ж/о № 6, где синтетический расчет учетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом.

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Эти машинограм мы служат основанием для разработки оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.

Безруких П. С. справедливо  утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. [3] Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815), вексель является формой договора займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права. [13]

Различают простые и  переводные векселя. Простой вексель  по определению Кондракова Н.П., – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги. [23]

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

Выделение расчетов с  использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выданные". По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51,52 и др.).

Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским Кодексом РФ (2, ст. 410), согласно которого обязательства одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования. [13]. Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).

Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. Для это-го необходимо оформить акт  сверки расчетов, в котором указать документы, по которым возникли задолженности и суммы задолженности с выделением НДС, оформить письменное заявление одной из сторон о проведении зачета за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).

В соответствии с действующим  законодательством товарообменные сделки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамках договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. С 1 января 2002 года выручка определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99. С этого времени выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).

Информация о работе Поставщики и подрядчики