Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности — составляется на основе данных бухгалтерского учета. Введено 20 положений по бухгалтерскому учету, которые регламентируют и регулируют учет и отчетность в Российской Федерации.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы подробно изучить содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Файлы: 1 файл

пояснения.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

  -  принцип признания расхода (списания актива) при наличии данных о том, что от использования этого актива экономическая выгода (доход) получена не будет.

  Отчет о прибылях и убытках в обобщенном виде отражает следующие функции:

  • экономические, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности;
  • стимулирующие, проявляющиеся в процессе ее распределения и использования;
  • формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий.

      Все данные о доходах, расходах и финансовых результатах в отчете о прибылях и убытках представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

    Прибыль различают бухгалтерскую и налогооблагаемую. Бухгалтерская прибыль – прибыль, признанная в отчете о прибылях и убытках до вычета расхода по налогу на прибыль. Налогооблагаемая прибыль – это сумма прибыли (убытка) за период, определяемая в соответствии с правилами налогового законодательства для целей расчета налога на прибыль к уплате в бюджет. Величина прибыли за период и в бухгалтерском и в налоговом учете определяется по одной и той же формуле:

                               Прибыль (убыток) = Доходы – Расходы.

    Все доходы и расходы в отчете о  прибылях и убытках сгруппированы  в порядке, предусмотренном Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    В отчете их делят на:

  1. доходы и расходы по обычным видам деятельности;
  2. прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные).

       Согласно ПБУ 9/99, доходами признается  увеличение экономических выгод  и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала. В соответствии с ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

    Отчет о прибылях и убытках позволяет  провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации.

    Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете  некоторых коэффициентов, характеризующих  деловую активность и доходность организации. Для оценки деловой активности при расчете коэффициентов оборачиваемости используют показатель выручки (нетто) от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг).

    При оценки доходности используют такие  показатели, как прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Сопоставляя различные показатели финансовых результатов с инвестированными средствами, можно определить различные показатели доходности, разложить их по факторам. Сопоставление активов организации с прибылью позволяет установить фактическую доходность от вложений в целом.

    В результате обобщения результатов  анализа можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли и доходности организации, повышения уровня его рентабельности. Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.

        Отчет о прибылях и убытках является одной из основных форм отчетности, обязательно присутствующей в периодической отчетности. Именно этот отчет отражает финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты. 
 
 
 

        
 

Содержание  пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету

о прибылях и убытках.

     Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

     В пояснениях к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  должно быть указано, что бухгалтерская  отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил.

     Существенные  отступления должны быть раскрыты в  бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.

     Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:

     - о наличие на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;

     - о наличие на начало и конец  отчетного периода и движении  в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

     - о наличие на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

     - о наличие на начало и конец  отчетного периода и движении  в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

     - о наличие на начало и конец  отчетного периода в течение отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

     - об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

     - о количестве акций, выпущенных  акционерным обществом и полностью  оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

     - о составе резервов предстоящих  расходов и платежей, оценочных  резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течении отчетного периода;

     - о наличии на начало и конец  отчетного периода отдельных  видов кредиторской задолженности;

     - об объемах продаж продукции,  товаров, работ, услуг по видам ( отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта ( деятельности);

     - о составе затрат на производство (издержках обращения);

     - о составе прочих доходов и  расходов;

     - о чрезвычайных фактах хозяйственной  деятельности и их последствиях;

     - о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

     - о событиях после отчетной  даты и условных фактах хозяйственной  деятельности;

     - о прекращенных операциях;

     - об аффинированных лицах;

     - о государственной помощи;

     - о прибыли, приходящейся на одну акцию.

     Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):

  1. юридический адрес организации;
  2. основные виды деятельности;
  3. среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
  4. состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

           Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Отчет об изменениях капитала (форма  № 3)

     Отчет об изменениях капитала относится к  пояснениям к бухгалтерской отчетности и представляет собой отдельную форму бухгалтерской отчетности. Выделение показателей собственного капитала организации и сведений о прочих фондах и резервах в отдельную форму отчетности связано с важностью информации для различных пользователей о состоянии и движении составных частей собственного капитала. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать дополнительные данные об изменениях в капитале организации.

     Отчет об изменениях капитала (форма № 3) раскрывает информацию о наличии и изменениях капитала организации на начало и конец отчетного периода.

     ПБУ 4/99 требует от хозяйственных товариществ и обществ представлять в отчете данные:

  1. о величине капитала на начало отчетного периода;
  2. об увеличении капитала;
  3. об уменьшении капитала;
  4. о величине капитала на конец отчетного периода.

     В разделе 1 «Изменения капитала» отражается наличие и движение всех составляющих собственного капитала организации: уставного капитала, добавочного капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Данные приводятся за два года – отчетный и предыдущий. Например, при заполнении отчета за 2008 год надо показать остатки составляющих собственного капитала на 31 декабря 2006 года, на 1 января и на 31 декабря 2007 года, на 1 января и на 31 декабря 2008 года.

        Структура таблицы позволяет увидеть, за счет каких факторов или источников меняется величина уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

     Раздел 2 «Резервы» можно условно поделить на 4 части:

  1. резервы, образованные в соответствии с законодательством;
  2. резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
  3. оценочные резервы;
  4. резервы предстоящих расходов.

     К каждой части предусмотрены строки как минимум для трех резервов, однако наименование имеющихся резервов организации указывают в форме №3 самостоятельно. Приводится расшифровка составных частей резервного капитала, которая ранее находилась непосредственно в самой форме бухгалтерского баланса. Кроме того, в ней отражается движение оценочных резервов и резервов предстоящих расходов. В приказе об учетной политике должны быть оговорены виды резервов, создаваемых в организации.

     Резервы под снижение стоимости материальных ценностей учитываются на счете 14.

     Резерв  под снижение стоимости материальных ценностей формируется, когда эти ресурсы испорчены, морально устарели или их рыночные цены имеют устойчивую тенденцию к снижению. Сумма резерва определяется как разница между фактической себестоимостью заготовления (приобретения) материальных ценностей по каждому номенклатурному номеру и текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи) на конец отчетного периода.

     Резервы по сомнительным долгам и под обесценение  финансовых вложений учитываются по кредиту счетов 63 и 59 соответственно.

     Резерв  по сомнительным долгам организация  вправе создавать не только в конце  года, но и каждый квартал по результатам  инвентаризации дебиторской задолженности. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован (полностью или частично), неиспользованные суммы присоединяются к финансовым результатам.

     В форме № 3 «Отчет об изменении капитала»  помимо вышеприведенных разделов существуют справки о состоянии чистых активов предприятия, полученные на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы. Справки построены по обычной системе, информация отражается на конец и на начало отчетного и предыдущего периодов. Источники возникновения активов предприятия также присутствуют.

Информация о работе Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках