Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского  хозяйства  Российской  Федерации

Департамент  научно-технологической  политики  и  образования

Федеральное  государственное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального  образования

Мичуринский  Государственный  Аграрный  Университет

 

Кафедра  бухгалтерского  учета, анализа и аудита

 

 

Курсовая  работа

 

по  дисциплине:  «Бухгалтерский  управленческий учет»

 

на  тему:  «Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации»

 

 

       

 

Выполнила:  студентка 42б группы  экономического факультета специальности 080109«Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

Купырева Ирина Юрьевна

                                                                           Поверил(а)_________

 

 

 

 

 

Миуринск – Наукоград – 2008г.

Содержание

 

 Введение

1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной           политики

2. Ассортиментная политика  предприятия

2.1. Сущность ассортиментной политики

          2.2. Управление ассортиментом продукции

          2.3. Формирование ассортимента: основные принципы

3. Особенности организации  учета и анализа ассортимента  продукции

3.1.Методы калькулирования  себестоимости ассортиментной продукции  

3.2 Анализ ассортимента  продукции 

4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной   политики                            

Выводы и предложения 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последнее десятилетие  стало революционным для многих отечественных предприятий, занимающихся производством и реализацией продукции. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля бизнеса. Производство и торговля претерпели серьезнейшие структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стали играть чуть ли не самую важную роль в экономике страны.

Сегодня отечественные  предприятия предлагают потребителю  широкую номенклатуру разнообразной продукции. Да, действительно, глаза разбегаются от такого разнообразия, но мало кто из потребителей задумывается над тем, сколько работы стоит за этим «разнообразием». Перед каждым из предприятий, занимающихся производством нескольких видов продукции, стоит серьезная задача разработки оптимальной и эффективной ассортиментной политики. Для этого управляющим производственными подразделениями совместно с вышестоящим руководством предприятия приходится принимать сложные управленческие решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента и непосредственно формирования самой ассортиментной политики.

В современных условиях проблема формирования эффективной  ассортиментной политики стоит очень остро и является достаточно актуальной для любого предприятия, занимающегося многопродуктовым производством.

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.

Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
  • выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
  • изучить сущность управления ассортиментом продукции;
  • рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
  • определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Итак, первое, с чего начнем, будет рассмотрение теоретических  основ и регулирования ассортиментной политики предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики

 

Формирование эффективной  ассортиментной политики базируется на принятии правильных управленческих решений. В теоретическом аспекте под управленческим решением понимается результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования, и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели предприятия.

Выработка способов наиболее эффективного использования ресурсов в условиях многопродуктового производства имеет достаточно важное значение и подразумевает постоянную работу над принятием управленческих решений. Информация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация – это ни что иное, как данные управленческого учета предприятия. Однако, как отмечают многие авторы, формирование достоверной внутренней информации достаточно осложнено, так как на практике лишь немногие предприятия осуществляют ведение управленческого учета, наряду с финансовым учетом. Основная проблема внедрения управленческого учета заключается в отсутствии четких стратегических целей, что приводит к неверной постановке решаемых задач. Нередко на предприятии нет не только нормативной базы, но даже терминологии. Следует отметить, что внедрение системы управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и дополнительных обязанностей. В связи с этим у работников возникает ощущение, будто бы они осуществляют двойную работу. Это ошибочное мнение необходимо развеять, ведь управленческий учет является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования производственной деятельности предприятия. Именно эффективная система управленческого учета в условиях формирования ассортиментной политики поможет руководителям выявить оптимальные пропорции в структуре ассортимента продукции, которые позволят увеличить прибыль предприятия, и тем самым повысить эффективность его деятельности , а также определить оптимальное соотношение между постоянными и переменными затратами, приходящимися на единицу продукции из каждой ассортиментной группы и определить оптимальное соотношение между ценой и объемом реализации.

Управленческий учет по сути своей должен отображать всю  реальность деятельности предприятия  в условиях рыночного хозяйства. Рынок ставит свои условия формирования ассортимента производимой продукции.

Как отмечает автор Снегирева В., предприятия, ориентируясь на рынок, пытаются  сформировать связь между производимой продукцией и нуждами потребителей. Для этого менеджерам предприятия необходимо отыскивать таких потребителей, которые будут нуждаться именно в этих видах продукции, выяснять их конкретные потребности, а затем формировать ассортимент, наиболее полно их удовлетворяющий. В этой связи возникает необходимость управления ассортиментом производимой продукции, однако, по мнению все того же автора, эта проблема на современном этапе плохо изучена, то есть не имеет достаточной теоретической и нормативной основы. Но несмотря на это некоторые отечественные предприятия разрабатывают свои принципы управления ассортиментом, некоторые из них будут рассмотрены далее.

Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться предприятиям, в современных условиях на рынке появляются все новые и новые виды товаров. Обратимся к статистическим данным. По сведениям Федерального института патентной собственности в 2006 году было подано на регистрацию более 3000 новых торговых марок, причем речь не идет о новой упаковке старого товара или о новом вкусе существующего товара. Цифра 3000 – это именно новые товары. Количество новых марок ежегодно вырастает. К примеру, на рынке США появляется более 9000 новых товаров ежегодно.

Россия пришла к сверхнасыщенному рынку буквально за несколько  лет. Когда в 90-х годах зарождался российский рынок, на нем одномоментно присутствовали всего-навсего 200 товарных групп. Внутри каждой было по 3-5 торговых марок-конкурентов. Однако по прошествии определенного времени произошел практически шестикратный рывок рынка вперед. При таком изобилии продукции предприятия в буквальном смысле борются за «место под солнцем» на «рыночной поляне».

Автор Бузукова Е. отмечает, что предприятиям, имеющим достаточно широкий ассортимент продукции, следует уделять достаточное внимание проведению анализа ассортимента выпускаемой продукции. Так, в частности, особое значение автор придает АВС и XYZ-анализу, считая эти виды анализа наиболее эффективными.                

Известный бухгалтер - экономист Радчинский В. И. , отмечает, что

любой производственный процесс начинается с планирования, в ходе которого определяется, какую товарную продукцию (работу, услугу) организация будет производить (выполнять, оказывать). Возникает необходимость в определении ассортимента.

 Ассортимент, по мнению автора, это состав продукции по видам и наименованиям. Любое производственное предприятие, исходя из характера своей деятельности и присущих ему индивидуальных особенностей, может выпускать разнообразную продукцию, иногда разной направленности. Весь ассортимент производимой продукции можно условно разделить на следующие группы:

 По характеру освоенности  производства:

- продукция, освоенная  предприятием в процессе его деятельности;

- продукция еще не  освоенная, новая, производство  которой только налаживается;

 По профильной принадлежности:

- продукция, соответствующая  профилю предприятия;

- продукция, не соответствующая  основной направленности деятельности предприятия;

 По характеру длительности  производства:

- постоянно производимая  продукция;

- продукция единовременного  производства.

 По характеру клиентской  базы:

- производство продукции  ориентированное на постоянного  клиента;

- производство продукции по специальному заказу.

 Приоритетной задачей  анализа является оценка выполнения  плана по ассортименту каждого  вида продукции и предприятию  в целом. Часто используемый способ - стоимостная оценка, когда в итог выполнения плана по ассортименту берется наименьшее число, т.е. фактический выпуск, но не выше плана:

 

 Процент ассортиментности = фактический выпуск / плановый выпуск

 

 В ходе анализа  выполнения плана по ассортименту  необходима проверка таких обстоятельств: в каком объеме намечался выпуск данного товара и выполнен ли он в соответствии в планом (перевыполнен, недовыполнен); если задание не выполнено, то по вине какого подразделения или работника произошел сбой (заготовительного, сборочного, механического, обслуживающего и т.п.).

 В случае невыполнения плана по отдельным позициям необходима проверка по выполнению договоров, разрешение спорных моментов с заказчиками, выполнение требований.

 Анализ выполнения  плана по ассортименту продукции,  как один из важнейших этапов  анализа хозяйственной деятельности предприятия позволяет изучить следующие вопросы:

- выполнение обязательного  ассортимента в разрезе договоров-поставок  по государственному заказу и  в отношении деловых партнеров  и клиентов;

- соответствия ассортимента  продукции профилю предприятия, характеру его деятельности;

- отсутствие сбоев  в производстве из-за задержек  в поставке материально-сырьевых ресурсов, комплектующих, деталей и т.п., без чего невозможен процесс производства;

- выполнение планов  по объемам производства товаров  в разрезе ассортимента;

- выявление отклонений  и недопоставок, по каким причинам  они произошли, по каким заказчикам. Выявление незаконного ассортимента, который необеспечен договорами; нарушения в производстве продукции, имеющей ограниченный сбыт, или пользующейся повышенным спросом;

- общая оценка процесса  производства на предприятии,  включающая выполнение плана  по ассортименту и номенклатуре, выпускаемой продукции, выполнение предприятием своих обязательств и т.п.

 Анализ объемов  производства по основным номенклатурным позициям также проводится в стоимостных и натуральных показателях. Путем сравнения темпов роста стоимостных и натуральных показателей можно определить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

- темпы роста стоимостных  показателей выше, чем темпы роста  натуральных;

- влияние инфляционных  процессов на изменение объемов  продукции.

- темпы роста натуральных  показателей выше, чем темпы роста  стоимостных;

- влияние увеличения  объемов производства продукции в натуре.

Анализ выполнения плана  по ассортименту продукции позволяет  делать определенные выводы по вопросам выпуска того или иного товара, помогает определять наиболее перспективные направления приложения капитала и пресечение потерь, сбоев в производстве и реализации продукции.

Некоторые моменты нормативного регулирования ассортиментной продукции  рассмотрены в Гражданском кодексе  Российской Федерации.

Однако, по большей части, это регулирование операций, связанных с куплей-продажей товаров определенных ассортиментных групп.

 Безусловно, в настоящее время разработано значительное число различных методических рекомендаций и иной документации регулирующей деятельность предприятий, занимающихся многопродуктовым производством, но в этих документах лишь кратко упоминается об ассортименте  производимой продукции. В основном, в подобного рода документации упоминается о планировании и анализе ассортимента, производимой продукции, необходимых для повышения эффективности деятельности предприятия. То есть можно сказать, что нормативная база регулирующая ассортиментную политику предприятий несколько слаба, поэтому предприятиям в этом смысле предоставлена практически полная свобода.

А теперь перейдем непосредственно  к рассмотрению сущности ассортиментной политики и выяснению того, какое влияние оказывают управленческие решения на ее формирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ассортиментная политика  предприятия

Информация о работе Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации