Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из данных таблицы, следует, что наиболее рентабельным является производство вареников (С) – 49,6%, так как себестоимость их производства несколько ниже, чем себестоимость других видов продукции.

А теперь рассмотрим, как  обстоят дела с прибылью как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Таблица 3. Расчет прибыли  ООО «Радуга».

 

№ строки

Показатели

А

В

С

    1

Объем реализации, кг.

12000

8000

10000

    2

Прибыль на 1 кг, руб.

21,9

11,9

19,9

    3

Прибыль всего, руб. (стр 2 * стр.3)

262800

95200

199000


 

Выполненные расчеты  свидетельствуют о том, что несмотря на то, что производство блинчиков  является наиболее рентабельным, большая  часть прибыли ООО «Радуга» формируется все-таки за счет реализации пельменей (А).

Таким образом, общая  сумма прибыли от реализации составила

262800 + 95200 + 199000 = 557000 руб.

Предположим, что в  перспективе ООО «Радуга» решит  изменить структуру ассортимента в  сторону производства наиболее рентабельных видов продукции А и С, снизив при этом производство продукции В. Посмотрим, на сколько измениться сумма общей прибыли предприятия при прежнем уровне затрат и общего объема.

Таблица 4. Расчет прибыли  при изменении структуры ассортимента ООО «Радуга».

строки

Показатели

А

В

С

1

Удельный вес в структуре, %

45

15

40

2

Объем реализации, кг.

13500

4500

12000

3

Прибыль на 1 кг, руб.

21,9

11,9

19,9

4

Прибыль всего, руб. (стр. 2 * стр.3)

295650

53550

238800


 

Подсчитаем, опираясь на данные таблицы, общую прибыль предприятия:

295650 + 53550 + 238800 = 588000 руб.

Таким образом, изменение  структуры ассортимента продукции  привело к росту прибыли в  целом по предприятию на 31000 руб.

Прибыль – весьма универсальный  показатель, на основе которого можно также провести и АВС-анализ. Однако, рассматривать данный вид анализа на практике не будем, а приведем лишь кратко его суть. АВС-анализ – это метод структурированного анализа, основанный на ранжировании ассортимента по разным параметрам (показателям). В качестве таких показателей используется: объем производства и сбыта, прибыль и покрытие затрат.

Покрытие затрат –  это часть выручки производителя, которая остается после исключения прямых затрат на производство продукции  и может быть использована для покрытия косвенных затрат и формирования прибыли.

Техника проведения АВС-анализа  предусматривает группировку проранжированных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного показателя. 1 группа А характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель (50%), группа В имеет средний вклад (30%), а группа С – совсем незначительный (20%) (% могут быть различными). (Приложение В)

Помимо этого выделяют еще XYZ-анализ и смешанный анализ.

XYZ-анализ – статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж производимой продукции и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнорзируемости объема спроса.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на этом же принципе: товары подразделяются на 3 группы – X, Y, Z, исходя из значения коэффициента вариации.

Смешанный  (совмещение АВС и XYZ-анализа)  анализ позволяет в полной мере рассмотреть ассортимент и понять, как можно управлять той или иной ассортиментной группой.

Всесторонний анализ ассортимента продукции позволяет  выявить производство каких групп  товаров приносит предприятию наибольшую прибыль, а каких – наименьшую прибыль или вовсе убыточна.

Однако не следует  забывать того, что рынок небезграничен, расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции  в пользу других, более выгодных, можно только до тех пор, пока продукцию  можно продать. Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для предприятия являются внешними и никакими усилиями самих предприятий изменены быть не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Пути оптимизации и экономическое обоснование ассортиментной политики

 

В современных условиях формирование эффективной ассортиментной политики имеет для деятельности предприятия, чуть ли не самое главное значение. В формировании ассортиментной политики следует уделять особое внимание планированию затрат.

Нормы и нормативы  потребления материалов и их разнообразных запасов направлены на то, чтобы за определенный период времени сократить удельное потребление природных, сырьевых и материальных ресурсов в натуральном, стоимостном и количественно-стоимостном выражении, уменьшить запасы до оптимального уровня при обеспечении непрерывности хода производства. Нормой затрат (потребления) материалов являются планируемые показатели деятельности предприятий, включая расход на их упаковку, подготовку производства. Они разрабатываются самими предприятиями с учетом специфики их технико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами является частью управленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.

Формирование норм и  нормативных запасов должно гарантировать  более высокую оборачиваемость оборотных средств, оптимизацию цикла поставки, транспортного и складского оборотов на основе рациональных (оптимальных) связей между поставщиками и потребителями, а также обеспечивать надежную базу долгосрочных прогнозов технического развития предприятия.

На предприятиях в целях экономии расходования ресурсов и снижения себестоимости продукции целесообразно оперативно, но не реже одного раза в год анализировать работу с нормами и нормативами по следующим направлениям:

    • согласованность норм и нормативов с международным уровнем развития науки и техники;
    • сравнение динамики норм с плановым уровнем издержек;
    • установление процента (доли) технически обоснованных и текущих норм;
    • сопоставление норм и нормативов с документально подтвержденным фактическим расходом и с проектным уровнем;
    • эффективность экономического стимулирования работников за экономию материальных ресурсов;
    • уровень обновляемости производственных мощностей (реконструкция, модернизация).

Руководство предприятий  и соответствующие функциональные службы должны документально оформлять достигнутое снижение потребления материалов по сравнению с плановыми заданиями, что необходимо для поддержания финансовой устойчивости. Кроме того, необходимо контролировать соблюдение наиболее важных параметров изделий (не реже одного раза в квартал) и составлять сортовые калькуляции (не реже одного раза в год) при оперативном внесении изменений норм в нормативные калькуляции.

 Следует отметить, что в некоторых отраслях экономики производство одного продукта одновременно влечет производство других продуктов, то есть имеет место, так называемое, совместное производство: по окончании одного производственного цикла выходят два или более продукта. Таким образом, затраты на производство будут иметь отношение сразу к нескольким продуктам и, следовательно, вызывать необходимость распределения между ними (относительно какой-либо базы).

 Совместное производство  нескольких продуктов характерно  для таких отраслей, как нефтепереработка, деревообработка, молочная промышленность и других.

 Необходимо отличать совместно производимую продукцию от побочной продукции. Каждый, отдельно взятый, совместно производимый продукт является значимо важным для предприятия с точки зрения получения дохода, тогда, как побочный продукт, хоть и производится за счет того же источника, что и основной, но не является значимо важным и, как правило, имеет относительно низкую рыночную стоимость.

Как совместно производимые, так и побочные продукты, нельзя идентифицировать как различные продукты до определенной стадии производства, называемой точкой разделения. Следовательно, до достижения этой стадии производства все издержки не поддаются распределению, а будут относиться ко всей массе производимой продукции. После же идентифицирования отдельных продуктов и распределения затрат между ними возможны два пути (см. рис. 1):

1) реализация данных  продуктов (в случае, если после  достижения точки разделения они уже имеют рыночную стоимость);

2) дальнейшая обработка  продуктов и калькулирование  производимых затрат отдельно по каждому из продуктов (когда для реализации продуктов необходима их дальнейшая обработка).

 Большое значение  придается распределению затрат  между продуктами комплексного производства.

 

      Вариант 2

                                             ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐  ┌───┐    Продукты

                                          ┌─►┤Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├─►┤ А ├── совместного

                                          │ │   5   │ │   6   │ │   7   │ └───┘   производства

                                          │ └───────┘ └───────┘ └───────┘              │   │

 ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐  │  ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐  ┌─┴─┐ │

 │Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├►┌*─►┤Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├─►┤ В │ │

 │   1   │ │   2   │ │   3   │ │   4   │ ││  │   5   │ │   6   │ │   7   │ │   8   │  └───┘ │

 └───────┘ └───────┘ └───────┘ └───────┘ ││  └───────┘ └───────┘ └───────┘ └───────┘        │

                                         ││  ┌───────┐ ┌───────┐  ┌───┐                     │

                                         │└─►┤Процесс├►┤Процесс├─►┤ С ├─────────────────────┘

                                         │   │   5   │ │   6   │ └───┘

                                    ┌────┘   └───────┘ └───────┘

                       Точка разделения затрат

      Вариант 1                     └────┐  ┌───┐

                                         │┌►┤ А ├──────────┐

 ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐ ┌───────┐ ││ └───┘ ┌───┐    │

 │Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├►┤Процесс├►└*──────►┤ В ├────┤

 │   1   │ │   2   │ │   3   │ │   4   │  │ ┌───┐ └───┘    │

 └───────┘ └───────┘ └───────┘ └───────┘  └►┤ С ├──────────┘

 

 

Рисунок  1.-Варианты совместного производства продуктов

 

 Распределение производственных затрат между совместно производимыми продуктами необходимо для:

- оценки стоимости  товарно-материальных запасов;

- определения себестоимости  реализованной продукции;

- установления отпускных  цен на продукцию;

- предоставления аналитической  информации управленческому аппарату предприятия в целях оценки целесообразности производства данного продукта, рентабельности, планирования товарного ассортимента.

 На практике применяются  различные методы распределения  затрат между совместно производимыми  продуктами. Причем любой из них несет в себе определенную долю субъективности. Тем не менее, использовать их, как было указано, необходимо.

 Распределение затрат  между совместно производимыми  продуктами на основе объема производства в натуральных показателях является наиболее простым и также наименее оправданным методом распределения. Как правило, метод распределения, основанный на натуральных показателях, используется при производстве однородных продуктов с одинаковым спросом на них на рынке. При использовании данного метода предполагается, что каждый из произведенных продуктов вызывает у предприятия одинаковые затраты живого и овеществленного труда и одинаковые доходы. В соответствии с этим, на производство каждого вида продукции относится доля издержек, определенная исходя из его удельного веса в натуральном измерении и в общем объеме производства.

Информация о работе Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации