Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

В массовых и крупносерийных производствах нормативные калькуляции осуществляются по отдельным деталям, узлам, по изделиям.

Для составления нормативных  калькуляций организация должна иметь соответствующую базу – нормативные документы технической подготовки производства, нормативы расхода ресурсов.

Нормативы расхода производственных ресурсов включают нормативы, определяющие использование живого труда, предметов  и средств труда.

Нормативами живого труда  являются затраты рабочего времени на единицу времени, нормы обслуживания рабочих мест и оборудования и т.д.

По предметам труда  разрабатываются нормы расхода  сырья, материалов на производство единицы продукции или ее слагаемых, нормы расхода вспомогательных материалов на одно изделие, на 1000 руб. выпуска запасных частей и др.

Себестоимость ассортиментной продукции, исчисленная на основании  одного из методов, является базой для  исчисления финансового результата и

последующего анализа  ассортимента продукции.

 

3.2. Анализ  ассортимента продукции

 

Основой для принятия управленческих решений в условиях формирования ассортиментной политики является анализ существующего ассортимента продукции на предприятии. Последовательно произведенный анализ ассортимента продукции позволяет дать ответы на следующие вопросы:

  • какова должна быть точка безубыточности по каждому виду производимой продукции;
  • какова сумма маржинального дохода на единицу продукции;
  • производство какого вида продукции приносит предприятию наибольшую прибыль;
  • оптимальна ли  существующая структура ассортимента;
  • стоит ли продолжать производство имеющихся видов продукции или что-то следует исключить;
  • стоит ли осуществлять разработку нового вида продукции;
  • какой должна быть оптимальная структура ассортимента и т.д.

Проведение анализа безубыточности при многопродуктовом производстве отличается своей сложностью, как по форме, так и по содержанию, от анализа единичного производства.

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми  результатами при изменении уровня производственной деятельности предприятия.

Анализ безубыточности основан на зависимости между  доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычленения точки безубыточности применяются три метода:

  • математический (метод уравнения);
  • метод маржинального дохода (валовой прибыли);
  • графический метод.

Предприятие,  владея данными методами, имеет возможность  моделировать различные комбинации объема продаж различных групп товаров, затрат и прибыли, выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширения ассортимента.

Математический метод (метод уравнения).

Для вычисления точки  безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

ЦП * ОП – ПерЗ на ед.пр. * ОП – ПостЗ = ПР,

   где ЦП –  цена продаж, руб;

ОП – объем продаж, ед.;

ПерЗ на ед.пр. – переменные затраты на еденицу прордукции, руб.;

ПостЗ – постоянные затраты, руб.;

ПР – прибыль, руб.

В точке безубыточности прибыль равна 0, поэтому точка  безубыточности может быть определена при следующем равенстве:

ЦП *  ОПтб = ПерЗ на ед.пр. * Оптб + ПостЗ,

    где Оптб – объем производства в точке безубыточности, ед.

Точка безубыточности в денежном выражении (пороговая выручка) может быть получена по формуле:

ВПп = Опб * ЦП,

   где ВПп –  это пороговая выручка (точка  безубыточности в денежном выражении), руб.

Метод маржинального  дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу. Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации  или ценой и переменными затратами.

При применении маржинального  метода точка безубыточности в денежном выражении определяется по формуле:

ВПп = ПостЗ / Нмд,

   где ПостЗ –  постоянные затраты, руб.;

Нмд – норма маржинального  дохода.

Для принятия перспективных  управленческих решений по ассортименту полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, то есть определение маржинального дохода в %  от выручки.

Графический метод  определения  точки безубыточности позволяет  наглядно изобразить размер затрат, прибыли и убытков, которые наблюдаются при производстве разных видов продукции.

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

  1. наносится на график линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;
  2. выбирается точка на оси абсцисс (какая-либо величина объема), находится точка общих затрат и строится прямая, проходящая через точку пересечения прямой постоянных затрат с осью ординат;
  3. выбирается точка на оси абсцисс, находится точка выручки и строится прямая, проходящая через начало координат;
  4. пересечением прямых общих затрат и выручки определяется точка безубыточности.

График по нахождению точки безубыточности строятся по каждой ассортиментной группе отдельно, это позволяет определять точку безубыточности более объективно.

Начинать планирование дальнейшей деятельности предприятия  следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учётом рыночной ситуации и возможностями предприятия. Для этого, исходя из определённых точек безубыточности, устанавливается наиболее прибыльный вид продукции. Однако, проводя анализ безубыточности, не следует забывать, что максимальный уровень прибыли - это не единственная главная цель предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции предприятия. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций производителя, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Потребитель в этом случае тратит меньше времени на поиск необходимой ему продукции в разных местах, а приобретает эту продукцию в одном месте. Данный факт способствует зарождению долговременного сотрудничества. Возможен также выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров, который может повлиять и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке организации всё новых и новых потребителей.

Наряду с анализом безубыточности производства отдельных видов производимой продукции возникает необходимость проведения анализа состава и структуры ассортимента продукции.

Структурные сдвиги в  выпуске продукции оказывают  большое влияние на объём реализации и прибыльность производства в силу разновыгодности и разнорентабельноти отдельных видов продукции. От структуры ассортимента зависит формирование трудоёмкости производства, а от структуры и цены продукции – выручка от реализации. Чем меньше удельный вес трудоёмкой продукции с более низкой ценой и , наоборот, чем выше доля малотрудоёмкой, но более рентабельной продукции, тем хуже или лучше условия производства и сбыта. Однако, на предприятиях, где продукция не оценивается по трудоёмкости в нормо–часах, бухгалтеры – аналитики осуществляют специальный расчёт, используя при этом сведения о заработной плате производственных рабочих.

Рассмотрим проведение анализа ассортимента продукции  на достаточно простом примере.

Пример. Предприятие ООО  «Радуга» производит и реализует  несколько видов замороженных полуфабрикатов. В настоящее время производятся следующие виды продукции: пельмени (А), блинчики (В) и вареники с творогом(С).

Имеются следующие данные о производстве продукции за сентябрь 2008г.

 

 

 

 

Таблица 1. Показатели выпуска  продукции предприятия ООО «Радуга» за сентябрь 2008 года

Показатели

Условные обозначения

Виды продукции

Всего

А

В

С

1. Объем реализации, кг.

ОП

12000

8000

10000

30000

2. Цена реализации, руб. / кг.

ЦП

67,5

54

60

---

3.Выручка,руб.

ВП

810000

432000

600000

1842000

4. Переменные затраты на ед. прод., руб.

ПерЗ

39

35,4

33,6

---

5. Постоянные затраты, руб.

ПостЗ

---

---

---

198000

6. Маржинальный доход на 1 кг. прод., руб.

Нмд

28,5

18,6

26,4

---

7.Удельный вес, %

w

40

27

33

100


 

Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства по формуле:

Оптб = (ПостЗ * ОП) / НмдС,

 где НмдС – средняя  норма маржинального дохода.

Для этого найдем среднюю  норму маржинального дохода по формуле:

Нмд = ∑(Нмдi * Впi) / ∑ВПi,   i = А, В, С

Таким образом, средняя норма маржинального дохода на 1 кг продукции равна:

НмдС = (25,8 * 810000+18,6 * 432000+26,4 * 600000) / (810000 + 432000 + 600000) = 24,49 руб.

Отсюда найдем точки  безубыточности по каждому виду продукции:

Оптб(А) = ПостЗ * w(а) / НмдС =198000 *0,4 / 25,49 =3107 кг.

Оптб(В) = ПостЗ * w(в) / НмдС =198000 *0,27 / 25,49 =2097 кг.

         Оптб(С) = ПостЗ * w(с) / НмдС =198000 *0,33 / 25,49 =2563кг. 

Исходя из производственных расчетов, выполненных на основе маржинального метода, можно сказать, что ООО «Радуга» имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также отдельных ее видов, так как точки безубыточности лежат гораздо ниже имеющихся уровней производства.

Далее проведем анализ рентабельности  производимой продукции. Анализ рентабельности ассортиментных групп продукции – это наиболее простой и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основывается на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой.

Показатель рентабельности продукции представляет собой соотношение между получаемой от продажи продукции прибылью и затратами на его производство. Рентабельность является оценочным показателем, так на его основе можно определить эффективность производства каждой ассортиментной группы продукции и принять решение о целесообразности ее производства.

Итак, приступим к анализу  рентабельности ассортимента ООО «Радуга». Для этого построим таблицу 2. 

 

Таблица 2. Расчет рентабельности единицы продукции ООО «Радуга»

№     строки

Показатели

А

В

С

1

Постоянные затраты на 1 кг, руб.

6,6

6,7

6,5

2

Переменные затраты на 1 кг, руб.

39

35,4

33,6

3

Себестоимость на 1 кг, руб.

45,6

42,1

40,1

4

Цена на 1 кг, руб.

67,5

54

60

5

Прибыль на 1 кг, руб. (стр 4 – стр 3)

21,9

11,9

19,9

6

Рентабельность, % (стр 5 : стр 3) * 100

48,0

28,3

49,6

Информация о работе Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации