Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.
Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников
В массовых и крупносерийных
производствах нормативные
Для составления нормативных калькуляций организация должна иметь соответствующую базу – нормативные документы технической подготовки производства, нормативы расхода ресурсов.
Нормативы расхода производственных ресурсов включают нормативы, определяющие использование живого труда, предметов и средств труда.
Нормативами живого труда являются затраты рабочего времени на единицу времени, нормы обслуживания рабочих мест и оборудования и т.д.
По предметам труда разрабатываются нормы расхода сырья, материалов на производство единицы продукции или ее слагаемых, нормы расхода вспомогательных материалов на одно изделие, на 1000 руб. выпуска запасных частей и др.
Себестоимость ассортиментной продукции, исчисленная на основании одного из методов, является базой для исчисления финансового результата и
последующего анализа ассортимента продукции.
3.2. Анализ ассортимента продукции
Основой для принятия управленческих решений в условиях формирования ассортиментной политики является анализ существующего ассортимента продукции на предприятии. Последовательно произведенный анализ ассортимента продукции позволяет дать ответы на следующие вопросы:
Проведение анализа безубыточности при многопродуктовом производстве отличается своей сложностью, как по форме, так и по содержанию, от анализа единичного производства.
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности предприятия.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
По существу анализ сводится
к определению точки
В системе бухгалтерского
управленческого учета для
Предприятие, владея данными методами, имеет возможность моделировать различные комбинации объема продаж различных групп товаров, затрат и прибыли, выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширения ассортимента.
Математический метод (метод уравнения).
Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
ЦП * ОП – ПерЗ на ед.пр. * ОП – ПостЗ = ПР,
где ЦП – цена продаж, руб;
ОП – объем продаж, ед.;
ПерЗ на ед.пр. – переменные затраты на еденицу прордукции, руб.;
ПостЗ – постоянные затраты, руб.;
ПР – прибыль, руб.
В точке безубыточности прибыль равна 0, поэтому точка безубыточности может быть определена при следующем равенстве:
ЦП * ОПтб = ПерЗ на ед.пр. * Оптб + ПостЗ,
где Оптб – объем производства в точке безубыточности, ед.
Точка безубыточности в денежном выражении (пороговая выручка) может быть получена по формуле:
ВПп = Опб * ЦП,
где ВПп –
это пороговая выручка (точка
безубыточности в денежном выра
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу. Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации или ценой и переменными затратами.
При применении маржинального метода точка безубыточности в денежном выражении определяется по формуле:
ВПп = ПостЗ / Нмд,
где ПостЗ – постоянные затраты, руб.;
Нмд – норма маржинального дохода.
Для принятия перспективных управленческих решений по ассортименту полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, то есть определение маржинального дохода в % от выручки.
Графический метод определения точки безубыточности позволяет наглядно изобразить размер затрат, прибыли и убытков, которые наблюдаются при производстве разных видов продукции.
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:
График по нахождению точки безубыточности строятся по каждой ассортиментной группе отдельно, это позволяет определять точку безубыточности более объективно.
Начинать планирование дальнейшей деятельности предприятия следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учётом рыночной ситуации и возможностями предприятия. Для этого, исходя из определённых точек безубыточности, устанавливается наиболее прибыльный вид продукции. Однако, проводя анализ безубыточности, не следует забывать, что максимальный уровень прибыли - это не единственная главная цель предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции предприятия. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций производителя, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Потребитель в этом случае тратит меньше времени на поиск необходимой ему продукции в разных местах, а приобретает эту продукцию в одном месте. Данный факт способствует зарождению долговременного сотрудничества. Возможен также выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров, который может повлиять и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке организации всё новых и новых потребителей.
Наряду с анализом безубыточности производства отдельных видов производимой продукции возникает необходимость проведения анализа состава и структуры ассортимента продукции.
Структурные сдвиги в выпуске продукции оказывают большое влияние на объём реализации и прибыльность производства в силу разновыгодности и разнорентабельноти отдельных видов продукции. От структуры ассортимента зависит формирование трудоёмкости производства, а от структуры и цены продукции – выручка от реализации. Чем меньше удельный вес трудоёмкой продукции с более низкой ценой и , наоборот, чем выше доля малотрудоёмкой, но более рентабельной продукции, тем хуже или лучше условия производства и сбыта. Однако, на предприятиях, где продукция не оценивается по трудоёмкости в нормо–часах, бухгалтеры – аналитики осуществляют специальный расчёт, используя при этом сведения о заработной плате производственных рабочих.
Рассмотрим проведение анализа ассортимента продукции на достаточно простом примере.
Пример. Предприятие ООО «Радуга» производит и реализует несколько видов замороженных полуфабрикатов. В настоящее время производятся следующие виды продукции: пельмени (А), блинчики (В) и вареники с творогом(С).
Имеются следующие данные о производстве продукции за сентябрь 2008г.
Таблица 1. Показатели выпуска продукции предприятия ООО «Радуга» за сентябрь 2008 года
Показатели |
Условные обозначения |
Виды продукции |
Всего | ||
А |
В |
С | |||
1. Объем реализации, кг. |
ОП |
12000 |
8000 |
10000 |
30000 |
2. Цена реализации, руб. / кг. |
ЦП |
67,5 |
54 |
60 |
--- |
3.Выручка,руб. |
ВП |
810000 |
432000 |
600000 |
1842000 |
4. Переменные затраты на ед. прод., руб. |
ПерЗ |
39 |
35,4 |
33,6 |
--- |
5. Постоянные затраты, руб. |
ПостЗ |
--- |
--- |
--- |
198000 |
6. Маржинальный доход на 1 кг. прод., руб. |
Нмд |
28,5 |
18,6 |
26,4 |
--- |
7.Удельный вес, % |
w |
40 |
27 |
33 |
100 |
Рассчитаем точки
Оптб = (ПостЗ * ОП) / НмдС,
где НмдС – средняя норма маржинального дохода.
Для этого найдем среднюю норму маржинального дохода по формуле:
Нмд = ∑(Нмдi * Впi) / ∑ВПi, i = А, В, С
Таким образом, средняя норма маржинального дохода на 1 кг продукции равна:
НмдС = (25,8 * 810000+18,6 * 432000+26,4 * 600000) / (810000 + 432000 + 600000) = 24,49 руб.
Отсюда найдем точки безубыточности по каждому виду продукции:
Оптб(А) = ПостЗ * w(а) / НмдС =198000 *0,4 / 25,49 =3107 кг.
Оптб(В) = ПостЗ * w(в) / НмдС =198000 *0,27 / 25,49 =2097 кг.
Оптб(С) = ПостЗ * w(с) / НмдС =198000 *0,33 / 25,49 =2563кг.
Исходя из производственных расчетов, выполненных на основе маржинального метода, можно сказать, что ООО «Радуга» имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также отдельных ее видов, так как точки безубыточности лежат гораздо ниже имеющихся уровней производства.
Далее проведем анализ рентабельности производимой продукции. Анализ рентабельности ассортиментных групп продукции – это наиболее простой и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основывается на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой.
Показатель рентабельности продукции представляет собой соотношение между получаемой от продажи продукции прибылью и затратами на его производство. Рентабельность является оценочным показателем, так на его основе можно определить эффективность производства каждой ассортиментной группы продукции и принять решение о целесообразности ее производства.
Итак, приступим к анализу рентабельности ассортимента ООО «Радуга». Для этого построим таблицу 2.
Таблица 2. Расчет рентабельности единицы продукции ООО «Радуга»
№ строки |
Показатели |
А |
В |
С |
1 |
Постоянные затраты на 1 кг, руб. |
6,6 |
6,7 |
6,5 |
2 |
Переменные затраты на 1 кг, руб. |
39 |
35,4 |
33,6 |
3 |
Себестоимость на 1 кг, руб. |
45,6 |
42,1 |
40,1 |
4 |
Цена на 1 кг, руб. |
67,5 |
54 |
60 |
5 |
Прибыль на 1 кг, руб. (стр 4 – стр 3) |
21,9 |
11,9 |
19,9 |
6 |
Рентабельность, % (стр 5 : стр 3) * 100 |
48,0 |
28,3 |
49,6 |