Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Так возможно появление  нового ассортиментного ряда (расширение товарной номенклатуры организации) или  удаление старого (сужение товарной номенклатуры организации), а также изменения в структуре ассортимента продукции в сторону высокорентабельной или низкорентабельной продукции, соответственно и величина прибыли предприятия начнет зависеть от того, в какую сторону происходит колебание ассортимента.

Все происходящие изменения  прописываются в ассортиментной политике предприятия.

В этой связи следует  рассмотреть принципы формирования ассортимента.

Принципы подбора ассортиментных групп продукции демонстрируют  разные точки зрения, с которых  организация может подходить  к оценке гармоничности всей совокупности ассортиментных групп. Подходы к формированию ассортиментных групп существенно разнятся от того, какую рыночную нишу занимает предприятие.

Существуют следующие  принципы формирования ассортимента:

  1. Ориентация на проблему
  2. Ориентация на материал
  3. Ориентация на технологию
  4. Ориентация на определенный уровень цен

Ориентация на проблему определяет набор ассортиментных групп, направленных на удовлетворение сходных потребностей разными товарами. Этот принцип формирования ассортимента универсален, так как используется как производителями, так и торговыми организациями.

Ориентация на материал предполагает использование одного вида сырья для производства товаров (дерево, резина). Производитель в этом случае, как правило, ограничен в выборе сырья, поэтому вынужден заниматься либо поиском новых рынков, либо новых областей применения материала.

Ориентация на технологию: в современных условиях производственная организация  должна стремиться внедрять в производство такую технологию, которая будет способствовать оптимизации  системы затрат при многопродуктовом производстве. Здесь немаловажное значение имеет использование научных разработок.

Ориентация на определенный уровень цен означает, что производственная организация формирует свой ассортимент в соответствии с платежеспособностью выбранного сегмента потребителей.

А теперь рассмотрим, какие  же существуют направления изменения  ассортимента. Наращивание товарного ассортимента происходит за счет добавления в ассортиментный ряд товаров с характеристиками, выходящими за пределы того, что организация производила раньше. Наращивание может идти либо вверх, либо вниз, либо в обоих направлениях одновременно.

Наращивание вверх означает, что организация стремится добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие  более высокие характеристики, например,  цена и качество.

Наращивание вниз означает, что организация стремится добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие сниженные характеристики, например, цена и качество снижается, а размеры товара уменьшается (выпуск копировальных аппаратов меньших размеров).

Двустороннее наращивание предполагает наращивание ассортиментного ряда и вверх и вниз одновременно. Насыщение товарного ассортимента происходит за счет выпуска новых изделий в рамках существующих характеристик товарного ассортимента. Однако, перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители, в свою очередь, не могут выявить существенные отличия между ними. То есть при выпуске новой продукции специалистам предприятия, в частности менеджерам по продаже, следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемой продукции.

Принятие управленческих решений по производству новой продукции  вносит свои коррективы и в ассортиментную политику предприятия, и в формирование ассортимента продукции.

Выработка концепций  производства нового продукта требует  подробного анализа ассортиментной политики, планов и опыта работы. Важным при этом является, как уже отмечалось, определение – совершенно новый продукт или модификация уже производимого продукта. Новым называют продукт, который обладает новыми свойствами и добавляется к существующему ассортименту.

Принятие решения по производству новой продукции опирается  на  процедуры принятия решения  по инвестициям и осуществляется на высшем уровне управления предприятием.

Цель управления инвестициями – определение основных стратегических направлений в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Однако, производство новой продукции становится приоритетным направлением стратегии предприятия, которая определяет все остальные направления.

В качестве важнейшего критерия принятия решения используется оценка влияния внедрения нового продукта на объем реализации в целом по предприятию и объем реализации других изделий, а также оценка времени окупаемости затрат на разработку, производство, сбыт и рекламу (обычно считается не более 5 лет).

На формирование ассортимента продукции оказывает влияние  ряд факторов, таких как:

  • установившаяся рыночная цена на различные категории товаров;
  • деятельность конкурентных предприятий;
  • спрос на различные категории товаров;
  • удаленность от потребителя и т.д.

От того, на сколько  оптимально сформирован ассортимент  производимой продукции, зависит будущее предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции

 

3.1. Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции

 

Исчисление себестоимости при многопродуктовом производстве вызывает у счетных работников определенные сложности. Связаны эти сложности прежде всего с определением базы распределения расходов, как это уже отмечалось ранее. Достоверность исчисленной себестоимости зависит прежде всего от выбранного метода учета затрат на производство.

Использование конкретных приемов и способов, составляющих тот или иной метод учета затрат, определяется учетной политикой организации, формирование которой зависит непосредственно от особенностей хозяйственной деятельности.

Для отражения затрат в многопродуктовом производстве могут использоваться следующие методы калькулирования и себестоимости продукции:

  • позаказный;
  • партионный;
  • попередельный;
  • нормативный.

Разумеется, в выборе метода калькуляции следует ориентироваться  на специфику направленности деятельности предприятия: ориентация на выполнение специальных заказов, на постоянных клиентов или отсутствие таковых.

А теперь рассмотрим суть каждого метода калькулирования.

Позаказный метод калькулирования  себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства. Особенностями единичного или серийного производства являются:

  • широкая номенклатура выпускаемой продукции при небольшом количестве изделия каждого наименования;
  • применение, как правило, универсального технологического оборудования;
  • использование специально разработанных на данном предприятии форматов учетно-управленческой документации – карточек заказов, калькуляционных карточек и т.д.

Под серийным производством  понимается изготовление некоторого заранее оговоренного количества технологически идентичных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного периода времени. С учетно-управленческой точки зрения серию можно рассматривать как заказ.

Сущность позаказного  метода учета затрат заключается в отражении прямых расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределение косвенных расходов по заказам в соответствии с установленными ставками (нормами) распределения. Объектом и учета затрат, и калькулирования здесь является отдельный заказ.

Суммы основных и накладных  затрат, отнесенных на заказы, по которым еще нельзя определить реализацию, к концу отчетного периода формируют объем незавершенного производства. Следует отметить, что если организация выбирает в качестве базы распределения общепроизводственных расходов затраты основных  материалов, то суммы накладных расходов, отнесенных на заказ, в любой момент времени будут сильно зависеть от темпов выпуска этих материалов на изготовление заказа. В случаях, когда материалы отпускаются сразу почти в полном объеме, накладные затраты можно сразу начислять в максимальных суммах, даже если работа над заказом еще только началась. Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество таких едва начатых заказов, на них будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата. Получается, что в этом случае высокая прибыль – это результат не столько высокой реализации, сколько выбора метода распределения накладных расходов.

Далее рассмотрим разновидность  позаказного метода калькулирования  себестоимости продукции – партионный метод.

Применяется партионная калькуляция там, где отдельные единицы выпуска( оформленные как заказы) в процессе своего изготовления, проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций – общими для всех изделий.

Свои специфические  особенности имеет попередельный метод учета.

 Применяется данный метод на предприятиях : с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладают физико-химические и термические производственные процессы, и превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства (например, в химической и металлургической отраслях промышленности, ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности и др.). Попередельный метод учета применяется также в производствах с комплексным использованием сырья.

 При попередельном методе учета затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.

 При применении  попередельного метода должны  быть использованы важнейшие  элементы нормативного метода систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях - от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности должен отражаться (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.д.). Использование элементов нормативного метода учета должно обеспечить своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных сырья, полуфабрикатов и материалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п. Таким образом, использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм.

 При попередельном  методе учета затраты на производство  продукции учитываются по цехам  (переделам, фазам, стадиям) и  статьям расходов. В качестве  объекта учета и калькулирования  могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, - исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.

И еще один метод –  нормативное калькулирование для  управленческого учета он имеет очень важное значение . В планировании данный метод используется для расчета плановой себестоимости продукции, определения цен продажи продукции и т.д. Нормативная калькуляция необходима для оценки незавершенного производства, исчисления фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом.

Информация о работе Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации