Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей повышения эффективности и оптимизации ассортиментной политики.
Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое обоснование и нормативное регулирование в области ассортиментной политики;
выяснить значение управленческих решений при формировании ассортиментной политики;
изучить сущность управления ассортиментом продукции;
рассмотреть особенности организации учета и анализа ассортимента продукции;
определить пути повышения эффективности и оптимизации формирования ассортиментной политики.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы и нормативное регулирование ассортиментной политики
2. Ассортиментная политика предприятия
2.1. Сущность ассортиментной политики
2.2. Управление ассортиментом продукции
2.3. Формирование ассортимента: основные принципы
3. Особенности организации учета и анализа ассортимента продукции
3.1.Методы калькулирования себестоимости ассортиментной продукции
3.2 Анализ ассортимента продукции
4. Пути повышения эффективности и экономическое обоснование ассортиментной политики
Выводы и предложения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Сущность ассортиментной политики

 

Опыт большинства российских предприятий показывает, что сегодня  нормой, а не исключением стали постоянные неожиданности, будь то невыполненные графики поставок сырья или внезапные действия конкурентов. В условиях высокой неопределенности, деятельность по формированию ассортиментной политики не может сводиться к простому определению структуры ассортимента с учетом происходящих перемен. Необходимо не только адекватно реагировать на изменения, но и осуществлять меры сознательного управления изменениями на основе научно-обоснованных процедур их регулирования и приспособления к ценам. Недооценка сложившихся на рынке условий при формировании ассортиментной политики может вызвать сбои в деятельности предприятия вплоть до остановки производства.

Ассортиментная политика – это политика, предполагающая выбор номенклатуры производимой продукции  и ее оптимизацию.

Ассортиментная политика ведется с учетом наличия необходимых  ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства в оптимальные сроки, наличия патентов и секретов производства и их патентной защиты , ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций, наличие квалифицированных кадров и квалифицированного персонала во всех звеньях производственного цикла, наличия устойчивых связей с субпоставщиками степени риска, связанного с сезонностью процесса, коньюнктурой рынка и динамикой цен.

Разработку ассортиментной политики осуществляют, как правило руководитель совместно с менеджером по управлению производством (если такая должность имеется в штате предприятия),  либо с руководителями производственных подразделений. При этом специалисты предприятия стараются решить главную управленческую проблему: как достичь необходимых результатов с учетом положения предприятия на рынке,  текущего состояния ассортимента продукции и возможных перспектив развития

Следует отметить немаловажный факт, что формирование ассортиментной политики осуществляется на основе принятия управленческих решений, управленческие решения относительно объема производства и ассортимента продукции принимаются на основе анализа поступающей информации и данных финансового отчета. При этом предприятия выпускают продукцию в широком ассортименте, которую затем реализуют различными путями: в больших и малых размерах, посредством оптовой и розничной торговли. Такая практика требует сложной системы документального оформления всех операций по производству и реализации различных наименований выпускаемой продукции и не менее сложной системы организации учета затрат по видам выпускаемой продукции, но об этом поговорим позже, а пока рассмотрим, что такое «ассортимент продукции», или, иными словами, «ассортимент товаров», принципиальной разницы здесь нет. Ассортиментная продукция – по сути своей продукция, предназначенная для последующей реализации.

Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения, называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории  или звенья разного уровня. Существует ассортимент идей, ассортимент услуг, ассортимент товаров и так далее.

Ассортимент товаров (продукции) – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Основными характеристиками товарного ассортимента являются:

  • глубина и широта;
  • принцип формирования;
  • структура;
  • поведение товара на рынке.

Глубина и широта ассортимента важны для формирования предложения и распределения степени риска. Широкий ассортимент основан на количестве предполагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент – на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении между предполагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен.

При широком ассортименте у потребителей создается впечатление  разнообразия и дополняемости продукции, что привлекает разные категории покупателей. Предприятие лучше приспосабливается к неожиданным изменениям спроса, но управлять таким ассортиментом сложно, можно пропустить изделие, пользующееся малым спросом. Все это в достаточной степени осложняет ведение учета затрат по каждой ассортиментной группе. В этой ситуации счетным работникам предприятия важно правильно определить базу распределения расходов, связанных с производством продукции непосредственно и расходов, непосредственно не связанных с производством продукции. От того, насколько точно она будет определена, зависит достоверность исчисления себестоимости единицы продукции для каждой товарной группы ассортимента.

При узком ассортименте внимание менеджера сконцентрировано на небольшом количестве продукции; для этого требуются менее  сложные административные, производственные структуры. Это в значительной степени упрощает организацию учета и позволяет с большой точностью определить себестоимость продукции и соответственно финансовые результаты от реализации каждой ассортиментной группы товаров.

Формирование ассортиментной политики при узком ассортименте само собой несколько проще, чем при широком ассортименте.

Принцип формирования товарного  ассортимента может быть следующим:

  • функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);
  • потребительским (детские товары, военные товары);
  • сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);
  • ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс») и т.д.

Ассортимент продукции  можно классифицировать. Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле); широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д..

 Следует различать  ассортимент товаров, торговый  ассортимент и товарную номенклатуру.

Товарная номенклатура – это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента продукции товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку, она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Все это находит свое отражение в ассортиментной политике предприятия. Содержание ассортиментной политики накладывает свой отпечаток на управление ассортиментом продукции.

 

2.2. Управление ассортиментом  продукции

 

Большинство средних  и крупных предприятий предлагают рынку широкий набор товаров. С течением времени номенклатура товаров организации изменяется, какие-то товары снимаются с производства, разрабатываются новые. Следует учесть, что все цены, связанные с изменением ассортимента продукции оказывают непосредственное слияние на эффективность деятельности предприятия. В связи с этим возникает необходимость организации системы контроля и управления ассортиментом продукции.

Использование бухгалтером  полной финансовой информации о финансово-сбытовой деятельности предприятия позволяет сделать действенной  систему контроля, направленную на повышение эффективности работы предприятия.

Финансовые отчеты по отдельным сегментам должны включать общие суммы и вписываться в общий финансовый отчет предприятия. Например, прибыль от производства каждого продукта или ассортимента продукции должна быть частью совокупной прибыли и сохранять взаимосвязь с объемом производства и величиной переменных затрат. Издержки каждого производственного подразделения являются частью издержек производства на уровне всего предприятия и должны контролироваться с учетом эффективности производства видов продукции, полноты использования рабочего времени и т.п. Существует связь между ассортиментом продукции и загруженностью производственных мощностей отдельных производственных подразделений.

Оценка каждого сегмента деятельности предприятия представляет собой проблему для бухгалтера, учитывающего издержки производства. Ее разрешение  происходит в процессе разработки системы контроля за объемом и ассортиментом выпуска наиболее рентабельных продуктов и валовой прибыли предприятия. Несмотря на специфичность системы контроля для каждого предприятия, она должна включать следующие типовые процедуры:

  • наблюдение за рентабельностью каждого продукта;
  • контроль за валовой прибылью, полученной от каждого продукта;
  • определение отношений фактической прибыли от  ожидаемой;
  • расчет структуры издержек, исключение чрезмерных скрытых издержек;
  • расчет возмещения накладных расходов, приходящихся на определенный продукт;
  • влияние изменения цен на эластичность спроса и другие контрольные процедуры, используемые на предприятии.

Использование контрольных  процедур позволяет определить, каков  должен быть объем производства, чтобы  обеспечить ожидаемую прибыль, какую  цену реализации следовало бы установить, чтобы получить конкретную величину прибыли, каков предел безопасности (безубыточной) работы предприятия, какова доля безопасности, структура реализованной продукции. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что контроль базируется на предварительно проведенном анализе ассортимента продукции, но об этом речь пойдет несколько позже.

А теперь поговорим об управлении. Само собой понятие «управление» гораздо шире, нежели понятие «контроль». Ключевой момент управления развитием  ассортимента состоит в том, что менеджер независим в выборе методов и средств воздействия на систему ассортимента. Он уполномочен изменить основные свойства и характеристики ассортимента; принимать решения по вопросам ценообразования, расширения или обновления ассортимента. Но при традиционной организации управления, функции управления ассортиментом возложены на разные подразделения предприятия, отвечающие только за свой участок работы. А поскольку каждое функциональное подразделение имеет сои собственные цели, при такой организации работ неизбежно возникают управленческие просчеты, вызванные различными требованиями и подходами к формированию ассортимента.

Для того, чтобы гибко  и оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, необходимо все функции по управлению ассортиментом – от закупки необходимого сырья до реализации готовой продукции (товаров) – сосредоточить в едином центре ответственности, отвечающим за весь цикл движения продукции. Такой подход к управлению получил название категорийный менеджмент.

Категорийный менеджмент – это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности по управлению ассортиментом продукции, направленной на развитие ассортимента в соответствии с объемом и структурой спроса, при наиболее эффективном использовании финансовых, материальных, информационных и трудовых ресурсов.

Категорийный менеджмент означает:

  • ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка и ориентацию ассортимента продукции, соответствующего индивидуальным запросам потребителей;
  • постоянную оптимизацию структуры ассортимента, целей и программ по его управлению в зависимости от коньюнктуры рынка;
  • необходимость использования современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных управленческих решений.

Объект управления в категорийном менеджменте – это ассортимент продукции предприятия (торговый), отдельные товарные категории, связи и соотношения между ними. Субъект управления в категорийном менеджменте – это должностное лицо, подразделение или структура, осуществляющее управленческое воздействие на товарную категорию и принимающее решение по этому воздействию.

Цель внедрения производителем системы категорийного менеджмента  – это достижение большей эффективности  в процессе взаимодействия всех бизнес-функций  предприятия. Внедрение системы категорийного менеджмента на производстве предполагает, что внутренняя структура предприятия должна быть реорганизована так, чтобы снизить негативное влияние взаимной конкуренции различных товаров.

Категорийный менеджмент – достаточно новый подход к управлению ассортиментом продукции, но уже хорошо зарекомендовал себя на практике.

А теперь перейдем к рассмотрению внешних факторов, влияющих на формирование ассортимента.

2.3. Формирование ассортимента: основные принципы

 

Значительное число предприятий выпускает не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких организаций приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности или по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений.

Рынок диктует производственным организациям свои требования и, чтобы  удовлетворить этим требованиям, производители, в погоне за прибылью, постоянно ставят эксперименты по изменению ассортимента продукции.

Информация о работе Принятие управленческих решений при формировании ассортиментной политики организации