Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристика МУП «Водоканал»…………………………………….…..6
2. Анализ нормативных документов…………………………………………..19
3.Планирование аудита расчётов с покупателями и заказчиками.…………..24
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке…………..25
3.2.Оценка существенности…………………………………………………….29
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска…………………….33
3.4. План и программа аудита…………………………………………………..47
4. Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения……………………………………………………….52
4.1. Анализ учетной политики……………………………………......................52
4.2. Аудит первичных документов……………………………………………..54
Выводы и предложения…………………………………………………………55
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя аудит.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

- изучение системы  бухгалтерского учета;

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки;

- подготовка общего  плана и программы аудита.

Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. .[4]

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей  группы и контроль за соблюдением  графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Таким образом, планирование аудита – очень важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.

 

3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности в предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию или  оказывая услуги, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции или оказания услуг к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности возникла необходимость  усовершенствования функций управления процессом производства, которое  вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудита. .[24]

Аудит является независимой  экспертизой финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными  на то лицами (аудиторами) с целью  подтверждения ее достоверности  для государственных налоговых  органов и владельцев. Другими  словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и экономическим службам предприятия относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также дает возможность дать оценку имущества во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности. .[19]

Аудит, кроме того, охватывает такие основные вопросы: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.

Предметом аудита является процесс расширенного воссоздания общественное необходимого продукта, достоверность отображения его в системе бухгалтерского учета и отчетности, а также исследование эффективности деловой активности с соблюдением действующего законодательства.

Цель аудита - содействие эффективности работы, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли.

Задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками  являются установить:

- законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;

- правильность оформления  первичных документов по реализации  продукции, работ, услуг с целью  подтверждения обоснованности возникновения  дебиторской задолженности;

- своевременность погашения  задолженности;

- целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.

Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности  покупателей и заказчиков.

Источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:

- приказ об учетной  политике предприятия;

- первичные документы  по учету отгрузки товаров  покупателями и заказчиками, и  прочие первичные документы;

- учетные регистры, которые используются  для отображения операций по учету задолженности покупателей и заказчиков;

- аудиторские выводы и другие  документы, которые обобщают результаты  контроля;

- отчетность.

Аудит расчетов с покупателями и  заказчиками предусматривает проверку данных, отображенных на счетах и субсчетах бухгалтерского учета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками используют разные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор  определяет в зависимости от количества предприятий, которые принимают участие в расчетах. В практике аудита преимущество отдают выборочному способу.

Независимо от метода проверки аудитору нужно установить:

-правильность отображения в  балансе остатков задолженности;

- причины возникновения задолженности,  сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;

- реальность возвращения задолженности  (наличие актов сверки расчетов  или гарантийных писем, где  должники признают свою задолженность  и соблюдение сроков исковой давности);

- мероприятия предприятий, направленные  на погашение задолженности.

             Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.

            Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений. .[18]

Каждая сумма дебиторской  задолженности рассматривается  с точки зрения возникновения  долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

             Во время проверки расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).

             Источниками информации для проведения аудита покупателями и заказчиками является:

  1. Регистры синтетического учета и отчетность (баланс (форма № 1),
  2. Главная книга. [приложение 28].
  3.    Регистры синтетического и аналитического учета расчетов;

4. Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета, договоры и др.).

5. Учётная политика организации

Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками  необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а  также физических лиц, которые являются дебиторами предприятия, выучить динамику задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.

 

3.2 Оценка существенности

 

На этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить  процедуры по сбору достаточных  и надлежащих аудиторских доказательств  для выражения мнения, документировать аудиторские доказательства. 
Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим профессиональным мнением.  
Форма и содержание рабочих документов аудита по существу определяется:

  • характером аудиторского задания;
  • требованиями к аудиторскому заключению;
  • характером и сложностью деятельности аудируемого лица;
  • состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качества аудиторских услуг;
  • методами сбора аудиторских доказательств.

Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода это проверка соблюдения налоговой политики.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная  с которой квалифицированный  пользователь этой отчетности с большой  степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При установлении уровня существенности аудитор исходит из основных показателей его деятельности.

Определяем единый уровень существенности ошибки и уровень существенности по счетам бухгалтерского учёта.

Результаты расчёта  оформим в рабочем документе  аудитора .

Процент существенности, учитывающий обороты и сальдо по счетам определяется по формуле:

Процент существенности=2*(1+ )

Процент существенности=2*(1+ )=8,44%

Единый уровень существенности ошибки (ЕУСО) определяется по формуле:

ЕУСО=ВАЛЮТА БАЛАНСА НА КОНЕЦ ГОДА* ПРОЦЕНТ СУЩЕСТВЕННОСТИ

                                                                                     100                                         

ЕУСО=14724000*8,44%  = 1242705,6(руб)=1243 тыс. руб.

                                          100

1200-1243  *100%= 3,5%

     1243

 

Считается, что отклонения до 5% могут быть признаны несущественными, более 10% - существенными, а в интервале 5-10% - аудитор сам принимает решение о существенности отклонения.

 

 

 

 

Таблица 8.     Рабочий документ аудитора. Расчёт единого уровня существенности.

 

Валюта баланса на конец периода, тыс.руб.

14724

Обороты по счетам за период, тыс.руб.

152519

Сальдо по всем счетам на конец периода, тыс.руб.

27534

Процент существенности,%

8,44

Единый уровень существенности ошибки, тыс.руб.

1243


 

Для определения уровня существенности ошибки по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» выполняется по формуле:

УСО62=ЕУСО*       ОД62+ОК62+ Сальдо по счету

УСО62=1242705,6* 17311779,99+17122503,37+ 2226237,54     =


                                                 (152519348,61+27534225,52):2    

 

                                                  =506051,99(руб) =506 тыс.руб. 

 

Таблица 9.  Рабочий документ аудитора. Расчёт уровня существенности ошибки по счёту №62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

 

Счёт

Обороты за период, руб.

Сальдо на конец периода, руб.

Уровень существенности ошибки, руб.

Дт

Кт

Дт

Кт

Расчёты с покупателями и заказчиками.

17311779,99

17122503,37

2242687,13

16449,59

506051,99


                               

 На основании определенного  единого уровня существенности  ошибки необходимо определить  уровень существенности ошибки  для значимых показателей бухгалтерской  отчетности в соответствии с  их удельным весом в валюте бухгалтерского баланса:

Информация о работе Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения