Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:25, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристика МУП «Водоканал»…………………………………….…..6
2. Анализ нормативных документов…………………………………………..19
3.Планирование аудита расчётов с покупателями и заказчиками.…………..24
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке…………..25
3.2.Оценка существенности…………………………………………………….29
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска…………………….33
3.4. План и программа аудита…………………………………………………..47
4. Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения……………………………………………………….52
4.1. Анализ учетной политики……………………………………......................52
4.2. Аудит первичных документов……………………………………………..54
Выводы и предложения…………………………………………………………55
Список литературы……………………………………………………………
Аудитор в первую очередь должен проверить, встречаются ли на предприятии наиболее типичные ошибки, и дать рекомендации по их устранению.
Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить качество состояния внутреннего контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу, что позволяет в достаточно короткий срок составить первое впечатление о данном объекте, а так же оценить общее состояние учета операций, наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Тест аудитора для проверки состояния системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.13.
Таблица 13. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками.
№ п./п. |
Факторы |
Возможная оценка |
Оценка | |
Критерии |
Баллы | |||
Общие организационные аспекты | ||||
1 |
Утвержденными внутренними
нормами установлена схема |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
2 |
На предприятии разработана договорная политика |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
3 |
Имеются ли договоры на выполнение работ, услуг |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
4 |
Правильно ли оформлены договоры на |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
5 |
Установлены ли дата и
причина возникновения |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
6 |
На предприятии разработаны
и утверждены схемы организационной
структуры отдельных |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
7 |
Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
8 |
Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
9 |
Правильно ли списывалась дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
10 |
Принимались меры к взысканию дебиторской задолженности |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
11 |
Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
Распределение функций и ответственности | ||||
12 |
Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
13 |
Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
14 |
Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
Внутрифирменный контроль | ||||
15 |
Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16 |
Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям: |
|||
16.1 |
контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16.2 |
контроль соблюдения установленного порядка санкционирования проведения операций и отражения их в учете |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16.3 |
контроль правильности
составления бухгалтерских |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16.4 |
арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16.5 |
контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
16.6 |
контроль правильности оформления первичных документов |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
17 |
Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
18 |
Результаты проверок тщательно документируются |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
19 |
По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
Оценка используемого программного обеспечения | ||||
20.1 |
Используемая бухгалтерская программа лицензирована |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
20.3 |
Наличие паролей |
Отсутствуют |
0 |
|
Имеется один пароль |
1 |
|||
Пароли уста-новлены на всех уровнях |
2 |
2 | ||
20.4 |
Наличие антивирусных программ |
Отсутствуют |
0 |
|
Проверка проводится не регулярно |
1 |
1 | ||
Проверка проводится регулярно |
2 |
|||
20.5 |
Данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения |
Нет |
0 |
|
Частично |
1 |
1 | ||
Полностью |
2 |
|||
20.6 |
Уровень компьютерной грамотности пользователя |
Низкий |
0 |
|
В пределах необходимого |
1 |
1 | ||
Высокий |
2 |
|||
20.7 |
Наличие специалиста, отвечающего за безопасность информации |
Отсутствует |
0 |
|
Имеются специалисты |
1 |
1 | ||
Итого количество баллов |
28 | |||
Максимально возможное количество баллов |
38 | |||
Оценка надежности СВК расчетов с покупателями и заказчиками. |
74% |
По данным тестирования
уровень организации
В целом, можно отметить,
что система внутреннего
Далее производится оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Тест аудитора для проверки состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.14.
Таблица 14. Оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
№ п\п |
Факторы |
Возможная оценка |
Оценка | |
Критерии |
Баллы | |||
1 |
Разработана ли на предприятии должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
2 |
Имеется ли подпись бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками, подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
3 |
Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками |
Среднее специальное |
1 |
|
Высшее |
2 |
2 | ||
4 |
Стаж работы бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками |
Менее 2 лет |
1 |
|
От 2 до 10 лет |
2 |
2 | ||
Свыше 10 лет |
3 |
|||
5 |
Установлен ли порядок списания дебиторской задолженности срок исковой давности по которой истек |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
6 |
Создается ли резерв по сомнительным долгам |
Да |
0 |
|
Нет |
1 |
1 | ||
7 |
Разработан и утвержден ли график документооборота по учету расчетов с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
8 |
Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
|
Нет |
0 |
0 | ||
9 |
Обеспечивается ли ведение аналитического учета по каждому покупателя и заказчику |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
10 |
Применяются ли унифицированные формы первичной документации |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
11 |
Заполняются ли все обязательные реквизиты? |
Нет |
0 |
|
Частично |
1 |
|||
Да |
2 |
2 | ||
12 |
Документы составляются в день совершения операции |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
13 |
Все ли машинные документы распечатываются |
Не распечатываются |
0 |
|
Не все |
1 |
|||
Все |
2 |
2 | ||
14 |
Производится ли нумерация первичных документов |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
15 |
Фиксируются ли документы (счета, доверенности) в журналах регистрации |
Нет |
0 |
|
Частично |
1 |
|||
Да |
2 |
2 | ||
16 |
Отмечается ли наличие большого количества сторнировочных, исправительных записей, нестандартных проводок |
Да |
0 |
|
Нет |
1 |
1 | ||
17 |
Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками |
Да |
1 |
1 |
Нет |
0 |
|||
Итого количество баллов |
20 | |||
Максимально возможное количество баллов |
30 | |||
Оценка надежности системы бухгалтерского учета |
67% |
По данным тестирования
уровень организации
3.4 План и программа аудит
Разработка общего плана
и программы аудита основывается
на предварительных данных об экономическом
субъекте и, а так же на результатах
проведенных аналитических
Составляя, общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что так же позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация
может согласовать с
В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а так же причины изменений аудитору следует подробно документировать.
Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита. Общий план аудита представлен в таблице 15.
Общий план аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Проверяемая организация МУП «Водоканал»
Период аудита с 01.04.2011г. по 30.04.2011г.
Количество человека – часов 350
Руководитель аудиторской группы Петров В.В.
Состав аудиторской группы Петров В. В., Сидорова И.П.
Планируемый аудиторский риск: средний
Планируемый уровень существенности: 1200 тыс.руб
Риск необнаружения: средний
Таблица 15. Общий план аудиторской проверки
№ п/п |
Планируемые виды работ (комплексы задач) |
Период проведения |
Исполнители |
1 |
Аудит учетной политики |
01.04.2011 |
Сидорова И.П. |
1.1 |
Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками |
01.04.2011 -03.04.2011 |
Сидорова И.П. |
2 |
Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками |
01. 04.11 –06. 04.11 |
Петров В.В. |
3 |
Аудит состояния дебиторской задолженности покупателей и заказчиков |
04. 04.11 –06. 04.11 |
Петров В.В. |
4 |
Проверка правильности
отражения в бухгалтерском |
07. 04.11 –25. 04.11 |
Петров В.В.Сидорова И.П. |
5 |
Проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками |
26. 04.11 -30. 04.11 |
Сидорова И.П. |
Руководитель аудиторской организации ___________________/Петров В.В./
Руководитель аудиторской
группы _________________________/
На базе общего плана разрабатывается программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программу аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой отчетности и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита необходимо принимать во внимание полученную оценку риска, а также требуемый уровень существенности, который должен быть обеспечен при проверке.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует также документировать.
Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками представлена в таблице 16.
Программа проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация МУП»Водоканал»
Период аудита с 01.04.2011 по 31.04.2011
Количество человека – часов 350
Руководитель аудиторской группы Петров В. В.
Состав аудиторской группы Петров В. В., Сидорова И.П.
Планируемый аудиторский риск : средний
Планируемый уровень существенности: 1200 тыс.руб.
Риск необнаружения: средний
Таблица 16. Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками
№ п/п |
Наименование аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Информационная база | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Аудит учетной политики в части учета расчёта с покупателями и заказчиками |
01.04.2011 |
Сидорова И.П. |
Учетная политика | ||||
Правильность корреспонденции счетов |
01.04.11- 03. 04.11 |
Петров В.В.. |
Главная книга | ||||
1 |
Экспертиза договоров с заказчиками |
01.04.11–06.04.11 |
Сидорова И.П. |
Договор, соглашение, контракты; копии переписки или заключение эксперта (если он привлекался) | |||
2 |
Проверка оперативности регистрации фактов реализации продукции, работ, услуг |
04.04.11– 06. 04.11 |
Петров В.В.. |
Первичные документы (накладные, доверенности, счета-фактуры), договоры, контракты, данные бухгалтерского учета, книга продаж, Орга-низационно- распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД | |||
3 |
Проверка законности первичной учетной документации | ||||||
4 |
Проверка соблюдения графика документооборота | ||||||
5 |
Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах | ||||||
6 |
Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации |
04.04.11– 06. 04.11 |
Первичные документы | ||||
7 |
Соблюдение правила проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками |
07.04.11– 25. 04.11 |
Учетная политика, Акты инвентаризации | ||||
8 |
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности |
26.04.11– 28. 04.11 |
Петров В.В.. |
Регистры бухгалте-рского учета, акты сверок, ответы на запросы покупателям и заказчикам, решения судов в части признания задол-женности безнадежной к взысканию | |||
9 |
Проверка правильности
списания дебиторской и кредиторской
задолженности безнадежной к вз | ||||||
10 |
Проверка расчетов по авансам полученным |
29.04.11– 30. 04.11 |
Петров В.В. Сидорова И.П. |
Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры и т.д.), договоры, контракты | |||
11 |
Проверка учета курсовых и суммовых разниц |
Руководитель аудиторской организации ____________________/ Петров В.В./
Руководитель аудиторской
группы _________________________/
В результате применения данной программы аудита на предприятии МУП «Водоканал» был проведен аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
4 Процедура получения аудиторских доказательств
4.1 Аудит учетной политики
Бухгалтерский учет на предприятии МУП «Водоканал» осуществляется на основании Учетной политики и действует на основании Устава [приложение 1; 13;14]. Приказ №70 от 31 декабря 2009 года об учетной и налоговой политике предприятия на 2010 год приложен [приложении 15]. Учетная политика была введена в действие с 1 января 2010 года и более не разрабатывалась. В Учетной политике указано, что бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Форма бухгалтерского учета применяемая на предприятии – автоматизированная и журнально – ордерная. Учетной политикой определено, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» применяет Унифицированные формы документов, а так же может самостоятельно разрабатывать формы документов. Таким образом, МУП «Водоканал» ведет некоторую документацию учета расчётов с покупателями и заказчиками на листах бумаги, заполненных автоматизировано, за подписями главного бухгалтера, руководителя и ответственных лиц, проставляется печать.
Учетная политика МУП «Водоканал» до конца не разработана, причиной тому служит нехватка кадров и сильно загруженный рабочий день в бухгалтерской службе.
Учетная политика на предприятии должна составляться главным бухгалтером ежегодно и она должная оформляться приказом об учетной политике. Таким образом соблюдается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 119ФЗ.
Приказом № 128 от 01.01.2011 г. на предприятии утвержден рабочий план счетов [приложение 16]. Согласно Плану счетов, учету расчётов с покупателями и заказчиками на предприятии принадлежит счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» и состоит из двух аналитических субсчетов. Это счёт 62 субсчёт 1 «Расчёты с покупателями и заказчиками(в рублях)» и счёт 62 субсчёт 2 «Расчёты с покупателями по товарам(работам, услугам) комитента(в рублях)».
Согласно Плану счетов МУП «Водоканал» не использует счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» так как применяет упрощённую систему налогообложения.
В МУП «Водоканал» разработан график документооборота [приложение 17].