Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристика МУП «Водоканал»…………………………………….…..6
2. Анализ нормативных документов…………………………………………..19
3.Планирование аудита расчётов с покупателями и заказчиками.…………..24
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке…………..25
3.2.Оценка существенности…………………………………………………….29
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска…………………….33
3.4. План и программа аудита…………………………………………………..47
4. Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения……………………………………………………….52
4.1. Анализ учетной политики……………………………………......................52
4.2. Аудит первичных документов……………………………………………..54
Выводы и предложения…………………………………………………………55
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя аудит.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

 

Аудитор в первую очередь должен проверить, встречаются ли на предприятии наиболее типичные ошибки, и дать рекомендации по их устранению.

Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить качество состояния внутреннего  контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу, что позволяет в достаточно короткий срок составить первое впечатление о данном объекте, а так же оценить общее состояние учета операций, наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Тест аудитора для проверки состояния системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.13.

 

Таблица 13. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками.

п./п.

Факторы

Возможная оценка

Оценка

Критерии

Баллы

Общие организационные  аспекты 

1

Утвержденными внутренними  нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском  учете операций по оказании услуг  с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними

Да

1

1

Нет

0

 

2

На предприятии разработана  договорная политика

Да

1

 

Нет

0

0

3

Имеются ли договоры на выполнение работ, услуг

Да

1

1

Нет

0

 

4

Правильно ли оформлены  договоры на

Да

1

1

Нет

0

 

5

Установлены ли дата и  причина возникновения дебиторской  задолженности

Да

1

1

Нет

0

 

6

На предприятии разработаны  и утверждены схемы организационной  структуры отдельных подразделений  с указанием должностных лиц  и подчиненности 

Да

1

1

Нет

0

 

7

Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов

Да

1

1

Нет

0

 

8

Имеется ли задолженность  с истекшим сроком исковой давности

Да

1

1

Нет

0

 

9

Правильно ли списывалась  дебиторская задолженность с  истекшим сроком исковой давности

Да

1

1

Нет

0

 

10

Принимались меры к взысканию  дебиторской задолженности

Да

1

1

Нет

0

 

11

Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

 

Нет

0

0

Распределение функций  и ответственности 

12

Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников  отдела реализации, бухгалтерии и  службы внутреннего контроля

Да

1

1

Нет

0

 

13

Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции

Да

1

1

Нет

0

 

14

Перечень должностных  обязанностей и ответственности  доведен до сведения каждого исполнителя 

Да

1

1

Нет

0

 

Внутрифирменный контроль

15

Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий  контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов

Да 

1

1

Нет

0

 

16

Процедуры внутреннего  контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям:

     

16.1

контроль полноты отражения  операций в учете и соблюдение графика документооборота

Да

1

1

Нет

0

 

16.2

контроль соблюдения установленного порядка санкционирования проведения операций и отражения их в учете

Да

1

1

Нет

0

 

16.3

контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения  операций на счетах бухгалтерского учета

Да

1

1

Нет

0

 

16.4

арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков

Да

1

1

Нет

0

 

16.5

контроль юридической  грамотности при заключении договоров  с покупателями и заказчиками

Да

1

1

Нет

0

 

16.6

контроль правильности оформления первичных документов

Да

1

1

Нет

0

 

17

Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам  службы внутреннего контроля, и периодичность  проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции

Да

1

1

Нет

0

 

18

Результаты проверок тщательно документируются 

Да

1

 

Нет

0

0

19

По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству

Да

1

1

Нет

0

 

Оценка используемого  программного обеспечения

20.1

Используемая бухгалтерская  программа лицензирована

Да

1

1

Нет

0

 

20.3

Наличие паролей

Отсутствуют

0

 

Имеется один пароль

1

 

Пароли уста-новлены  на всех уровнях

2

2

20.4

Наличие антивирусных программ

Отсутствуют

0

 

Проверка проводится не регулярно

1

1

Проверка проводится регулярно

2

 

20.5

Данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения

Нет

0

 

Частично 

1

1

Полностью

2

 

20.6

Уровень компьютерной грамотности  пользователя

Низкий 

0

 

В пределах необходимого

1

1

Высокий

2

 

20.7

Наличие специалиста, отвечающего  за безопасность информации

Отсутствует

0

 

Имеются специалисты

1

1

Итого количество баллов

28

Максимально возможное  количество баллов

38

Оценка надежности СВК расчетов с покупателями и заказчиками.

74%


 

По данным тестирования уровень организации внутреннего  контроля по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 74%.

В целом, можно отметить, что система внутреннего контроля на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками  организована рационально. Однако необходимо уделить внимание оформлению первичных  документов, а так же повысить эффективность  службы внутреннего контроля.

Далее производится оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Тест аудитора для проверки состояния  бухгалтерского учета расчетов с  покупателями и заказчиками представлен  в таблице.14.

Таблица 14. Оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

№ п\п

Факторы

Возможная оценка

Оценка

Критерии

Баллы

1

Разработана ли на предприятии  должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

 

Нет

0

0

2

Имеется ли подпись бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками, подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией

Да

1

 

Нет

0

0

3

Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Среднее специальное 

1

 

Высшее 

2

2

4

Стаж работы бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Менее 2 лет

1

 

От 2 до 10 лет

2

2

Свыше 10 лет

3

 

5

Установлен ли порядок  списания дебиторской задолженности  срок исковой давности по которой  истек

Да

1

1

Нет

0

 

6

Создается ли резерв по сомнительным долгам

Да 

0

 

Нет

1

1

7

Разработан и утвержден  ли график документооборота по учету  расчетов с покупателями и заказчиками

Да 

1

 

Нет

0

0

8

Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Да 

1

 

Нет

0

0

9

Обеспечивается ли ведение

аналитического учета  по каждому покупателя и заказчику

Да 

1

1

Нет

0

 

10

Применяются ли унифицированные  формы первичной документации

Да 

1

1

Нет

0

 

11

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

Нет

0

 

Частично

1

 

Да

2

2

12

Документы составляются в день совершения операции

Да 

1

1

Нет

0

 

13

Все ли машинные документы  распечатываются

Не распечатываются

0

 

Не все

1

 

Все

2

2

14

Производится ли нумерация  первичных документов

Да 

1

1

Нет

0

 

15

Фиксируются ли документы (счета, доверенности) в журналах регистрации

Нет

0

 

Частично

1

 

Да

2

2

16

Отмечается ли наличие  большого количества сторнировочных, исправительных записей, нестандартных  проводок

Да 

0

 

Нет

1

1

17

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

Да 

1

1

Нет

0

 

Итого количество баллов

20

Максимально возможное  количество баллов

30

Оценка надежности системы  бухгалтерского учета

67%


 

По данным тестирования уровень организации бухгалтерского учета по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 67%. В целом, можно отметить, что система бухгалтерского учета на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками  организована рационально.

 

3.4  План и программа  аудит

 

Разработка общего плана  и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом  субъекте и, а так же на результатах  проведенных аналитических процедур.

Составляя, общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что так же позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация  может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

В процессе проведения аудиторской  проверки у аудиторской организации  могут возникнуть основания для  пересмотра отдельных положений  общего плана. Вносимые в план изменения, а так же причины изменений  аудитору следует подробно документировать.

Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита. Общий план аудита представлен в таблице 15.

 

 

 

Общий план аудиторской  проверки расчетов с покупателями и  заказчиками.

 

Проверяемая организация  МУП «Водоканал»

Период аудита с 01.04.2011г. по 30.04.2011г.

Количество человека – часов 350

Руководитель аудиторской  группы Петров В.В.

Состав аудиторской  группы Петров В. В., Сидорова И.П.

Планируемый аудиторский  риск: средний

Планируемый уровень существенности: 1200 тыс.руб

Риск необнаружения: средний

 

Таблица 15. Общий план аудиторской проверки

№ п/п

Планируемые виды работ (комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

1

Аудит учетной политики

01.04.2011

Сидорова И.П.

1.1

Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками

01.04.2011 -03.04.2011

Сидорова И.П.

2

Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и  заказчиками

01. 04.11 –06. 04.11

Петров В.В.

3

Аудит состояния дебиторской  задолженности покупателей и заказчиков

04. 04.11 –06. 04.11

Петров В.В.

4

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете  различных операций по расчетам с  покупателями и заказчиками

07. 04.11 –25. 04.11

Петров В.В.Сидорова И.П.

5

Проверка организации  налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками

26. 04.11 -30. 04.11

Сидорова И.П.


Руководитель аудиторской  организации ___________________/Петров В.В./

Руководитель аудиторской  группы _________________________/Петров В.В./

 

На базе общего плана  разрабатывается программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программу аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В программу аудита также  могут быть включены проверяемые  предпосылки подготовки финансовой отчетности и время, запланированное  на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита необходимо принимать во внимание полученную оценку риска, а также требуемый уровень существенности, который должен быть обеспечен при проверке.

В зависимости от изменений  условий проведения аудита и аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует также документировать.

Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками  представлена в таблице 16.

Программа проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Проверяемая организация  МУП»Водоканал»

Период аудита с 01.04.2011 по 31.04.2011

Количество человека – часов 350

Руководитель аудиторской  группы Петров В. В.

Состав аудиторской  группы Петров В. В., Сидорова И.П.

Планируемый аудиторский риск : средний

Планируемый уровень  существенности: 1200 тыс.руб.

Риск необнаружения: средний

 

 

 

Таблица 16. Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п

Наименование аудиторских  процедур

Период проведения

Исполнители

Информационная база

А

1

2

3

4

 

Аудит учетной политики в части учета расчёта с покупателями и заказчиками

01.04.2011

Сидорова И.П.

Учетная политика

 

Правильность корреспонденции  счетов

01.04.11-

03. 04.11

Петров В.В..

Главная книга

1

Экспертиза договоров с заказчиками

01.04.11–06.04.11

Сидорова И.П.

Договор, соглашение, контракты; копии переписки или заключение эксперта (если он привлекался)

2

Проверка оперативности  регистрации фактов реализации продукции, работ, услуг

04.04.11–

06. 04.11

Петров В.В..

Первичные документы (накладные, доверенности, счета-фактуры), договоры, контракты, данные бухгалтерского учета, книга продаж, Орга-низационно- распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

3

Проверка законности первичной учетной документации

4

Проверка соблюдения графика документооборота

5

Проверка полноты и  точности регистрации документа  в учетных регистрах

6

Проверка организации  хранения документов и организации  доступа к первичной учетной  документации

04.04.11–

06. 04.11

 

Первичные документы

7

Соблюдение правила  проведения инвентаризации расчетов с  покупателями и заказчиками

07.04.11–

25. 04.11

 

Учетная политика, Акты инвентаризации

8

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

26.04.11–

28. 04.11

Петров В.В..

Регистры бухгалте-рского учета, акты сверок, ответы на запросы покупателям и заказчикам, решения судов в части признания задол-женности безнадежной к взысканию

9

Проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности безнадежной к взысканию

10

Проверка расчетов по авансам полученным

29.04.11–

30. 04.11

Петров В.В.

Сидорова И.П.

Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры и т.д.), договоры, контракты

11

Проверка учета курсовых и суммовых разниц


 

 

Руководитель аудиторской  организации ____________________/ Петров В.В./

Руководитель аудиторской  группы _________________________/Петров В.В./

 

В результате применения данной программы аудита на предприятии  МУП «Водоканал» был проведен аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

 

4 Процедура получения аудиторских доказательств

 

4.1 Аудит учетной политики

 

Бухгалтерский учет на предприятии  МУП «Водоканал» осуществляется на основании Учетной политики и  действует на основании Устава [приложение 1; 13;14]. Приказ №70 от 31 декабря 2009 года об учетной и налоговой политике предприятия на 2010 год приложен [приложении 15]. Учетная политика была введена в действие с 1 января 2010 года и более не разрабатывалась. В Учетной политике указано, что бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Форма бухгалтерского учета применяемая на предприятии –  автоматизированная и журнально – ордерная. Учетной политикой определено, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» применяет Унифицированные формы документов, а так же может самостоятельно разрабатывать формы документов. Таким образом, МУП «Водоканал»  ведет некоторую документацию учета расчётов с покупателями и заказчиками на листах бумаги, заполненных автоматизировано,  за подписями главного бухгалтера, руководителя и ответственных лиц, проставляется печать.

Учетная политика МУП  «Водоканал»  до конца не разработана, причиной тому служит нехватка кадров и сильно загруженный рабочий день в бухгалтерской службе.

Учетная политика на предприятии  должна составляться главным бухгалтером  ежегодно и она должная оформляться  приказом об учетной политике. Таким  образом  соблюдается Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» № 119ФЗ.

Приказом № 128 от 01.01.2011 г. на предприятии утвержден рабочий  план счетов [приложение 16]. Согласно Плану счетов, учету расчётов с покупателями и заказчиками на предприятии принадлежит счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» и состоит из двух аналитических субсчетов. Это счёт 62 субсчёт 1 «Расчёты с покупателями и заказчиками(в рублях)» и счёт 62 субсчёт 2 «Расчёты с покупателями по товарам(работам, услугам) комитента(в рублях)».

Согласно Плану счетов МУП «Водоканал» не использует счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» так как применяет упрощённую систему налогообложения.

В МУП «Водоканал»  разработан график документооборота [приложение 17]. 

Информация о работе Процедура получения аудиторских доказательств и составление аудиторского заключения