Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:15, курсовая работа
Заработная плата - один из сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Сложность состоит в том, что российское законодательство - налоговое, бухгалтерское и трудовое - очень часто меняется.
Актуальность темы состоит в том, что основным источником доходов у людей является заработная плата большинство людей выбирает место работы, в первую очередь, руководствуясь размером заработной платы, которую им предлагает работодатель. Работник хочет иметь большой уровень дохода, а работодатель старается сократить издержки, тем самым уменьшить суммы обязательных отчислений в социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования), увеличивая чистую прибыль предприятия. Каждая организация может выбирать системы оплаты труда, исходя из специфики своей деятельности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
"Нижегородский коммерческий институт"
Кафедра экономического анализ, бухгалтерского учета и аудита
Курсовая работа по дисциплине “Аудит "
Тема работы: «Разработка информационно-методического обеспечения аудита расчетов с персоналом по оплате труда»
Выполнил: Клименко О.Н.
Студентка 4 курса группы 4 – Б
Руководитель: старший преподаватель
Кельдина Л.И.
г. Нижний Новгород
Содержание:
Введение
Заработная плата - один из сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Сложность состоит в том, что российское законодательство - налоговое, бухгалтерское и трудовое - очень часто меняется.
Актуальность темы состоит в том, что основным источником доходов у людей является заработная плата большинство людей выбирает место работы, в первую очередь, руководствуясь размером заработной платы, которую им предлагает работодатель. Работник хочет иметь большой уровень дохода, а работодатель старается сократить издержки, тем самым уменьшить суммы обязательных отчислений в социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования), увеличивая чистую прибыль предприятия. Каждая организация может выбирать системы оплаты труда, исходя из специфики своей деятельности.
На практике люди сталкиваются с различными проблемами, касающимися их заработной платы. Например, бывают ситуации, когда фактическая сумма заработной платы и сумма, прописанная в трудовом договоре не совпадают и др. Чтобы выявить ошибки бухгалтерии и устранить их, очень важно проводить аудит расчетов по оплате труда.
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
В настоящее время оплата труда все еще недостаточно увязывается с конечными производственными и финансовыми результатами, а ее уровень нельзя признать удовлетворительным по сравнению с цивилизованными странами. Рассматривая проблемы аудита учета труда и заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. В то же время все предприятия и организации обязаны уплачивать единый социальный налог с фонда оплаты труда. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия.
1.Цель, задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, нормативная база.
Цель аудита учета труда и заработной платы – основываясь на действующих нормативно - правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.
В свете данной цели могут решаться следующие задачи:
оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом;
оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по единому социальному налогу.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации включает:
аудит оформления первичных документов;
аудит системы начислений заработной платы;
аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;
аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды и единый социальный налог.
Объекты аудита (хозяйственные операции) |
Цель аудита – выражение мнения аудитора по результатам: | ||
Проверки соблюдения нормативных актов при совершении хозяйственных операций |
Проверки достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности |
Анализа эффективности и целесообразности совершения хозяйственных операций | |
1000. Аудит начисления заработной платы |
1000 1 |
1000 2 |
1000 3 |
1100. Аудит начисления повременной заработной платы |
1100 1 |
1100 2 |
1100 3 |
1200. Аудит начисления сдельной |
1200 1 |
1200 2 |
1200 3 |
1300. Аудит начисления аккордной заработной платы |
1300 1 |
1300 2 |
1300 3 |
1400. Аудит начисления заработной платы за неотработанное время |
1400 1 |
1400 2 |
1400 3 |
2000. Аудит удержаний из заработной платы |
2000 1 |
2000 2 |
2000 3 |
2100. Аудит обязательных удержаний |
2100 1 |
2100 2 |
2100 3 |
2110. Аудит удержаний НДФЛ из |
2110 1 |
2110 2 |
2110 3 |
2120. Аудит удержаний из заработной платы по исполнительным листам |
2120 1 |
2120 2 |
2120 3 |
2200. Аудит удержаний по инициативе работодателя |
2200 1 |
2200 2 |
2200 3 |
2210. Аудит удержаний с работника по предоставленному займу |
2210 1 |
2210 2 |
2210 3 |
2220. Аудит удержаний с работника
организации за причиненный |
2220 1 |
2220 2 |
2220 3 |
2300. Аудит удержаний по инициативе работника |
2300 1 |
2300 2 |
2300 3 |
3000. Аудит выплаты заработной платы |
3000 1 |
3000 2 |
3000 3 |
3100. Аудит выплаты наличными денежными средствами |
3100 1 |
3100 2 |
3100 3 |
3200 Аудит выплаты заработной |
3200 1 |
3200 2 |
3200 3 |
Следующие четыре цифры – обозначают группу, подгруппу и вид операций с этим имуществом. Восьмая цифра – цель аудиторской деятельности.
Например, 1200 1 - означает проверку соблюдения нормативных актов при осуществлении операций, связанных с начислением сдельной заработной платы.
2110 1 - означает
проверку достоверности
3200 3 - анализ
эффективности и
Содержание нормативных актов, регламентирующих аудит расчетов с персоналом по оплате труда, приведено в табл. 2.
Таблица 2
Нормативно-правовые акты, регулирующие объект проверки- расчеты с персоналом по оплате труда
Понятие |
Источник |
Содержание |
Заработная плата |
ТК РФ ст. 129 |
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. |
Основные государственные гарантии по оплате труда работников |
ТК РФ ст. 130 |
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: - величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (с июля 2011г – 4611 руб.); - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; - ограничение перечня оснований
и размеров удержаний из - ограничение оплаты труда в натуральной форме; - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; - ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы. |
В табл. 3 представлены извлечения из нормативных актов, регламентирующих формы, системы оплаты труда, ограничения размера удержаний.
Таблица 3
Формы, системы оплаты труда, ограничения размера удержаний
Формы оплаты труда |
ТК РФ ст. 131 |
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). |
Оплата по труду |
ТК РФ ст. 132 |
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. |
Установление заработной платы |
ТК РФ ст. 135 |
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. |
Ограничение размера удержаний из заработной платы |
ТК РФ ст. 138 |
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы. Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов. |
В табл. 4 представлены извлечения из нормативных актов, регламентирующих систему социального страхования, налогообложения доходов физических лиц.