Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:15, курсовая работа
Заработная плата - один из сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Сложность состоит в том, что российское законодательство - налоговое, бухгалтерское и трудовое - очень часто меняется.
Актуальность темы состоит в том, что основным источником доходов у людей является заработная плата большинство людей выбирает место работы, в первую очередь, руководствуясь размером заработной платы, которую им предлагает работодатель. Работник хочет иметь большой уровень дохода, а работодатель старается сократить издержки, тем самым уменьшить суммы обязательных отчислений в социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования), увеличивая чистую прибыль предприятия. Каждая организация может выбирать системы оплаты труда, исходя из специфики своей деятельности.
Следует отметить, что при данной программе проверка учета бракованной продукции и простоев не выделяется.
Рассмотрим процедуры, которые предлагает Лабынцев Н.Т.:
- какие
формы оплаты труда
- правильность
применения тарифных ставок
- точность применения норм и расценок, выполнение количественных и качественных показателей работы при сдельной форме оплаты труда;
- имеется ли штатное расписание;
- достоверность
данных оперативного учета
- численность
действительно работающих лиц, при
этом следует проанализировать
документы, табели учета рабочего
времени, наряда на выполнение
работ, отчеты материально-
- подтверждение отработанного времени работниками-сдельщиками другими документами, отражающими фактическую выработку;
- наличие
в первичных документах
- точность алгоритма расчета заработной платы.
2. При
проверке правильности
- начисление
заработной платы по
- обоснованность доплат, надбавок, премий;
- исчисление количества дней отпуска на основании отработанного времени, административного отпуска по инициативе работодателя;
- наличие
и правильность оформления
3. При проверке удержаний из заработной платы следует выяснить правильность:
- составления расчетов и определения суммы налога на доходы физических лиц;
- определения
суммы удержаний по
- погашения
задолженности по ранее
- возврата неиспользованных подотчетных сумм;
- возмещения материального ущерба, причиненного работником субъекту;
- погашения представленных работнику ссуд, займов;
- удержаний за товары, проданные в кредит и др.
Как мы видим, процедуры, предлагаемые данным авторами, практически совпадают. Обязательным является проверка правильности применения тарифных ставок, проверка штатного расписания, достоверности данных оперативного учета рабочего времени, проверка базы налогообложения, обоснованности применения льгот, проверка правильности начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам и лицевым счетам, проверка удержаний из заработной платы. Но также имеются и различия. Например, Лабынцов не уделяет большого внимания проверке штатного расписания, а Парушина выделяет ее отдельным этапом. Кроме того, она считает важным проконтролировать условия приема на работу и характер предстоящей работы. Кочинев же делает акцент на проверке базы налогообложения.
Сказать однозначно, чья методика лучше, нельзя. Хотя более приемлемой представляется программа аудита Парушиной, поскольку она является наиболее подробной.
Необходимым условием квалифицированного и качественного осуществления аудиторской деятельности является планирование аудита, которое заключается, прежде всего, в разработке аудиторской организацией общего плана и программы аудита. Для планирования аудита используется ФПСАД № 3 "Планирование аудита".
Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (таблица 3.7).
Таблица 3.7.
Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «СУПЕРЗОНТ»
Проверяемая организация |
ООО «СУПЕРЗОНТ» | ||||
Период аудита |
с 08.02.11 по 23.02.11 | ||||
Количество человеко–часов |
403 | ||||
Руководитель аудиторской группы |
Чистяков А.А. | ||||
Состав аудиторской группы |
Чистяков А.А., Пермяков М.В. | ||||
Планируемый аудиторский риск |
3,00% | ||||
Планируемый уровень существенности |
839,35 тыс. руб. | ||||
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Проверяемые документы | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде | |||||
1.1. Проверка правильности |
08.02.11 |
Чистяков А.А. |
Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки | ||
1.2. Проверка правильности
|
08.02.11 |
Чистяков А.А. |
Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т. К. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка | ||
1.3. Проверка учета рабочего |
09.02.11 |
Чистяков А.А. |
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) | ||
2. Аудит системы начислений заработной платы | |||||
2.1. Проверка обоснованности |
09.02.11 |
Пермяков М.В.. |
Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание |
Продолжение таблицы 3.7.
2.2. Проверка обоснованности и |
10.02.11 |
Пермяков М.В.. |
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы | ||
2.3 Проверка правильности расчета
среднего заработка для |
11.02.11 |
Пермяков М.В. |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени | ||
3. Аудит обоснованности | |||||
3.1. Проверка право–мерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
12.02.11 |
Пермяков М.В. |
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ | ||
3.3. Проверка правильности |
14.02.11 |
Чистяков А.А. |
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета | ||
3.4. Проверка правильности |
15.02.11 |
Пермяков М.В. |
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ)
| ||
3.5. Проверка правильности |
15.02.11 |
Чистяков А.А. |
Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) | ||
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате |
15.02.11 |
Чистяков А.А. |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса | ||
4. Проверка ведения | |||||
4.1. Проверка ведения ООО «СУПЕРЗОНТ» по всем видам оплат |
16.02.11 |
Чистяков А.А. |
Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника | ||
4.2. Проверка правильности |
17.02- 18.02.12 |
Пермяков М.В. |
Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате |
Окончание таблицы 3.7.
5. Аудит расчетов по начислению
налогов и платежей во | |||
5.1. Проверка правильности |
19.02.11 |
Чистяков А.А. |
Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
6. Оформление результатов | |||
6.1. Оформление результатов |
20.02. – 22.05.10 |
Пермяков М.В., Чистяков А.А. |
Руководитель аудиторской фирмы ______________ Гончарный В.А.
Руководитель аудиторской группы ______________ Чистяков А.А.
В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:
- объект проверки
- организация использует компьютерный учет и бухгалтерские программы «1С: Предприятие 7.7» и «1С: Зарплата + Кадры».
Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи.
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда. Наиболее характерные из них приведены в таблице 27.2.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
Типичные ошибки при аудите расчетов по оплате труда
№ п/п |
Виды и наименование ошибок |
Влияние на достоверность бухгалтерской отчетности налогообложения и соблюдения законодательной и нормативной базы |
Нормативные документы |
1 |
Не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда |
Затруднена проверка данных |
Альбом унифицированных типовых форм документов |
2 |
Не ведутся табели учета рабочего времени (Т-12) |
Нельзя проверить правильность начисления повременных и других видов оплат |
Трудовой кодекс РФ |
3 |
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ |
Завышение себестоимости продукции, занижение налогооблагаемой прибыли |
ПБУ № 10 |
4 |
Не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков |
Занижение базы налогообложения по налогу с физических лиц и другим видам удержаний |
Инструкции ГНС об исчислении базы налогообложения |
5 |
Неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц |
Занижение налога на доходы физических лиц |
Налоговый |
6 |
Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат |
Занижение базы налогообложения |
Трудовой кодекс РФ |
Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ООО «СУПЕРЗОНТ».
Итоги проверки на данном участке учета оформляются в рабочем документе аудитора (таблица 8.1).
Таблица 8.1
Дата проведения проверки |
Объект проверки |
Наименование проверяемого объекта |
Дата (период) составления документа |
№ документов |
Заключение аудитора об отсутствии нарушений или о характере выявленных нарушений |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Продолжение таблицы.
08.02.11 |
Первичные документы по учету персонала |
Приказы о приеме на работу сотрудника |
01.05. – 30.09.09 г. |
№11, 14, 18, 21/09-02 |
Нарушений не выявлено |
Приказы о прекращении трудового договора |
01.02. – 30.04.10 г. |
№4, 8, 10\09-02 |
|||
Договора подряда и трудовые соглашения |
01.01. – 31.12.10 г. |
№ 1 – 6 |
| ||
Личные карточки (ф. №Т-2) |
01.01. – 31.12.10 г. |
Не все приказы разнесены в карточки сотрудников | |||
09.02.12 |
Документы по учету рабочего времени |
Табеля учета рабочего времени |
июнь 2010г. и декабрь 2010г. |
Не указываются командировки | |
Наряды, бригадные подряды |
январь 2010г. и сентябрь 2010г. |
№1-4 и №23-27 |
Отсутствие подписей, не полностью заполнены реквизиты | ||
10.02.11 |
Расчетно-платежные документы по оплате труда |
Платежная ведомость |
Март, июнь, декабрь 2010г. |
№ 30-45, 71-82, 126-140 |
Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано» |
Расчетно-платежная ведомость |
01.02. – 28.02.10г. |
№8-19 |
Нарушений не выявлено | ||
Лицевые счета |
2010г. |
Нарушений не выявлено | |||
14.02.11 |
Документы по учету депонирования заработной платы |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы |
2010г. |
Нарушений не выявлено |