Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа
Существуют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция контроля за аудиторской деятельностью (страны Западной Европы); вторая - на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями (США, Великобритания и др.).
I МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ
1.1 Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Система регулирования аудиторской деятельности в России формировалась с учетом мировой практики. Поэтому для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах.
Существуют
две различные концепции
В системе правового
регулирования аудита в России можно
выделить шесть уровней. Первый уровень
правового регулирования
Система нормативно-правового
регулирования аудиторской
Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Данный орган, участвующий в регулировании аудиторской деятельности, был создан в целях учета мнения профессиональных аудиторов. Члены совета утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51% от общего числа членов), федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, кроме этого в нем присутствуют представители уполномоченного органа, Центрального банка РФ и других органов государственной власти.
К основным функциям, возложенным на Совет по аудиторской деятельности, относятся: участие в подготовке и рассмотрении проектов документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, совместно с Минфином России; разработка и доработка федеральных правил (стандартов); контроль за процессом повышения квалификации аудиторов; подготовка информационных и методических материалов; исследование зарубежного опыта в развитии аудиторской деятельности. Одной из форм регулирования аудиторской деятельности в России можно считать деятельность аккредитованных аудиторских объединений. В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" дано определение аккредитованному аудиторскому объединению: таковым признается саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
К настоящему времени сложились все условия для укрепления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений. Такие задачи, как подготовка аудиторов, разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществление большей части контроля за качеством работы аудиторов, в полной мере могут решаться ими. Учитывая грядущую отмену лицензирования аудиторских организаций, а также проекты поправок в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", можно отметить, что такой вопрос рассматривается. Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ были внесены дополнения в ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым с 01.01.2006 предполагалось отменить лицензирование аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что многие вопросы в части передачи полномочий Минфина России в саморегулируемые объединения аудиторов (САО) не были решены, ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 252-ФЗ срок отмены лицензирования был перенесен. После вступления в силу указанных изменений условием осуществления аудиторской деятельности будет являться не прохождение лицензирования, а обязательное членство в САО, что будет способствовать быстрейшей структуризации аудиторского сообщества. При реализации указанных изменений возникает проблема правового обоснования требования обязательного членства аудиторских организаций в саморегулируемом объединении, как не соответствующего Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ). В настоящее время нет однозначного мнения по вопросу о правомерности установления обязательного членства в саморегулируемом объединении как одного из необходимых условий для осуществления аудиторской деятельности. Для прояснения необходимо обратиться к сложившейся практике Конституционного Суда РФ (КС РФ), которая указывает на неприемлемость принципа добровольности для членства в таких объединениях, как нотариальные палаты. Таким образом можно сделать вывод, что, скорее всего, он поддержит правомерность требования обязательного членства в САО как условия для осуществления аудиторской деятельности.
Таким образом,
модель государственного регулирования
аудиторской деятельности в РФ может
быть трансформирована в саморегулируемую
модель. Аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы представляют
собой последний уровень регули
1.2 Международные стандарты аудита и Российская аудиторская практика
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Возникла потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (TSA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS). В состав международных стандартов аудита входит более 30 официально действующих стандартов.
Аудиторские стандарты,
подготовленные этим Комитетом, базируются
на следующих основополагающих принципах:
аудит должен проводиться лицом,
имеющим соответствующую
Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применение различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.
В разработке аудиторских
стандартов в России на основе международных
участвует целый ряд
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Основная цель аудиторских стандартов — обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов.
Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки. Значение стандартов заключается в том, что они: способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки; устанавливают единые требования при осуществлении обязательного аудита; содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений; помогают пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки; обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторов.
Все стандарты могут быть подразделены на три основные группы:
1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др. 2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т. д. 3. Правила составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации аудируемого лица. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности клиента или указание причин, по которым заключение не может быть составлено.
1.3 Проблема
внедрения международных
Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
Информация о работе Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации