Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является ревизия и аудит расчетов предприятия, а также состояние платежеспособности предприятия на отчетный период, и размер и структура дебиторской и кредиторской задолженностей, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы расчетов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- ознакомиться с нормативно-правовой базой по вопросам расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;
- изучить формы безналичных расчетов;
- охарактеризовать систему внутреннего контроля субъекта хозяйствования;
- изучить методику и провести ревизию расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;
- оформить результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Характеристика различных форм безналичных расчетов и контроль за их выполнением ……………………………………………………………………. 5
1.1 Оптимизация форм безналичных расчетов субъекта хозяйствования Республики Беларусь …………………………………………………………… 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………………………………………………...... 7
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования ……………………………………………………………………….. 10
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………….. 14
2.1 Планирование и организация проведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………… 14
2.2 Проверка обоснованности и целесообразности используемых субъектом хозяйствования форм безналичных расчетов ………………………………… 18
2.3 Проверка организации и состояния контроля за выполнением договорных обязательств с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками …………………………………………………………................ 20
2.4 Проверка правильности документального оформления расчетов с по-ставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ………………. 22
2.5 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………... 24
2.6 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками …………………………………………………... 27
3 Методика оформления результатов проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………….. 30
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за выполнением договорных обязательств, а также правильностью и своевременностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и за-казчиками ……………. 30
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ………………………. 31
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудиторской проверки расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………...... 36
Заключение ……………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………………………... 41
Остаток денежных средств ОАО “Белхозторг-1М”, числящийся по выписке банка, соответствует аналитическим данным по оборотной ведомости. По состоянию на 01.01.07 г. по счету 51 “Расчетный счет” дебетовое сальдо составляет 13694,3 тыс. руб., по счету 66 “Ссудный счет” кредитовое сальдо составляет 886408,1 тыс. руб., по счету 52 “Валютный счет” сальдо отсутствует.
При сплошной проверке необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка. Это устанавливается следующим образом:
Если окажется, что часть выписок отсутствует, то необходимо получить в банке заверенные копии. Также необходимо проверить наличие выписок тех счетов, которые открываются предприятию при наличии соответствующих ассигнований или средств (счета для учета средств с работниками за сельскохозяйственную продукцию, принятые для реализации).
Достоверность выписок определяется по внешним признакам, для чего необходимо установить, все ли реквизиты напечатаны. При обнаружении исправлений, подчисток, травлений, вызывающих сомнение в их подлинности, необходимо обращаться в банк для предоставления дубликата. Наличие штампа банка является обязательным.
Встречной проверке подвергаются выписки с исправлениями, не подтвержденные банком. Вслед за проверкой следует убедиться, что все операции через банк являются достоверными и подтверждены соответствующими документами, так как иногда они подделываются или прилагаются не полностью, что дает возможность скрывать в учете серьезные нарушения. В случае сомнений в подлинности необходимо провести встречную проверку. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах. Необходимо установить соответствуют ли суммы выписок банка суммам приложенных документов. Такая проверка производится путем сопоставления с копиями платежных документов. Необходимо убедиться в подлинности копий.
Ревизору следует тщательно
проверить полноту и
С поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками составляются акты сверки.
Сверка расчетов с покупателями и поставщиками на ОАО «Белхозторг-1М» производится письменно и по телефону (приложение № К). Расхождений с данными бухгалтерского учета не выявлено.
2.3 Проверка организации и
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товары и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, услуги по перевозкам, услуги связи, коммунальные и другие) и выполняющие различные работы (капитальный, текущий ремонт оборудования, здания).
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по её поручению.
В ОАО «Белхозторг-1М» с каждым поставщиком заключается договор (приложение Л) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, который является основным документом, регулирующим отношения сторон, определяет их права и обязанности по поставке товаров.
Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может заключаться на 1,2,3,5 лет или иной период, а также на разовые поставки.
Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется пролонгация, то есть продление сроков действия договоров. В ОАО «Белхозторг-1М» большей частью пролонгируются договоры на оказание коммунальных услуг, на аренду помещения, а также услуги связи.
Запасы материалов, товаров пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками на основании договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора и т.д.
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению услуг, работ.
При проверке расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.
Особое внимание уделяется своевременности поставок и соответствующего качества ТМЦ, а также как использует предприятие свои права в случае нарушения договорных обязательств.
Приступая к проверке расчетов с покупателями и заказчиками, необходимо установить, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы, причитающиеся предприятию, реальность задолженности, которая числится на счете 62.
При проверке следует обратить внимание на следующее:
- имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.
При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Все споры, разногласия и вопросы по договору решаются путем переговоров, при не достижении согласия споры передаются на разрешение в Арбитражный суд, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В ОАО «Белхозторг-1М» заключено более 100 договоров на поставку товара.
В ходе проверки установлено, что книга учета договоров ведется организацией с 31.03.2005 г.
Основная масса договоров
Подавляющая часть договоров, заключаемых ОАО «Белхозторг-1М», являются договора поставки. Обществом заключаются также договора по сдаче в аренду торговой площади. Единых сроков исполнения договоров не установлено. В ходе исполнения договора корректируются посредством заключения дополнительных соглашений, подготовка которых осуществляется как юрисконсультом, так и контрагентами.
Проверка организации и состояния контроля за выполнением договорных обязательств выявляет возможности организации целесообразных постоянных торговых связей с поставщиками и покупателями, осуществления эффективного контроля за выполнением договорных обязательств.
2.4 Проверка правильности
Поставщики на отгруженные материалы выписывает расчетные документы и передают их ОАО «Белхозторг-1М» для оплаты. Эти документы поступают в отдел снабжения, где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления товаров и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого момента у ОАО «Белхозторг-1М» возникают расчеты с поставщиком. По мере поступления товаров на склад, выписываются приходные документы, которые передаются по реестру в бухгалтерию. Бухгалтерия подбирает документы склада к расчетным документам поставщика и производит запись в журнал-ордер № 6.
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, а также при приёмке материалов без документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке товаров.
Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и поставщика.
Он утверждается руководителями предприятия.
Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию предприятия для учёта движения материальных ценностей, а второй - отделу материально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.
В ОАО «Белхозторг-1М» учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6 (приложение М). В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5 (приложение Н), данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
При проверке порядка заполнения журнала-ордера № 6 установлено:
1. В начале месяца
в журнал-ордер переносятся
2. В течение месяца
в журнале-ордере регистрируютс
3. Бухгалтер ОАО «Белхозторг-1М» к документам поставщика подбирает документы склада по приходу материальных ценностей и отражает их в гр. “Г” “Номер документа склада или вид услуг”.
4. Порядок учета
На склад ОАО «Белхозторг-1М» неотфактурованную поставку приходуют актом приемки материалов по учетным ценам.
В журнале-ордере такие поставки регистрируются отдельной строкой, а в гр. “Б” ставится буква – “Н”. При поступлении документов поставщика они регистрируются в обычном порядке, а ранее сделанная запись сторнируется, т.е. красными чернилами по учетной цене делается запись в гр. “Д”, в гр.”9” и в дебет соответствующих счетов.
5. Порядок учета материалов в пути.
Материалами в пути называется поставка, по которой предприятие акцептовало платежные документы, а материалы на склад до конца месяца не поступили.
Сумма акцепта отражается в гр. “9” и “8” – не прибывший груз.
6. На основание бухгалтерских
данных в гр. С “12” по “16”
заносятся суммы оплаченных сче
7. В конце месяца подсчитываются итоги по всем графам:
гр. “9” = Сумме с гр. “1” по “8”.
8. За итоговой строкой отражаются две строки:
1-я – Сторно – материалы в пути на начало месяца – красными чернилами по дебету счетов в гр. “9” и в сумме гр. “10”
2-я – Материалы
в пути на конец месяца
9. Подсчитывается строка
“Всего” для отражения в
Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие готовую продукцию, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. В ОАО «Белхозторг-1М» счета-фактуры выписываются на компьютере (приложение П). Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре указаны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, УНП налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой готовой продукции; цена; налоговая ставка и др. реквизиты.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки готовой продукции или получения аванса. Второй остается у организации продавшей эту готовую продукцию.
Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации готовой продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с даты последней записи.