Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является ревизия и аудит расчетов предприятия, а также состояние платежеспособности предприятия на отчетный период, и размер и структура дебиторской и кредиторской задолженностей, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы расчетов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- ознакомиться с нормативно-правовой базой по вопросам расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;
- изучить формы безналичных расчетов;
- охарактеризовать систему внутреннего контроля субъекта хозяйствования;
- изучить методику и провести ревизию расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;
- оформить результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Характеристика различных форм безналичных расчетов и контроль за их выполнением ……………………………………………………………………. 5
1.1 Оптимизация форм безналичных расчетов субъекта хозяйствования Республики Беларусь …………………………………………………………… 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………………………………………………...... 7
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования ……………………………………………………………………….. 10
2 Организация и методика проведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………….. 14
2.1 Планирование и организация проведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………… 14
2.2 Проверка обоснованности и целесообразности используемых субъектом хозяйствования форм безналичных расчетов ………………………………… 18
2.3 Проверка организации и состояния контроля за выполнением договорных обязательств с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками …………………………………………………………................ 20
2.4 Проверка правильности документального оформления расчетов с по-ставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ………………. 22
2.5 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………... 24
2.6 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками …………………………………………………... 27
3 Методика оформления результатов проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………….. 30
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля за выполнением договорных обязательств, а также правильностью и своевременностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и за-казчиками ……………. 30
3.2 Документальное оформление материалов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ………………………. 31
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудиторской проверки расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками ……………………………...... 36
Заключение ……………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………………………... 41
Результаты ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками излагаются в акте на основе:
1) проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемых организациях документов и материалов;
2) фактических проверок действительности совершенных операций;
В изложении акта должна быть соблюдена объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документами предположений и данных о деятельности ревизуемого объекта.
В актах ревизий не должна даваться оценка действиям должностных лиц.
В акте ревизии указываются:
1) основание назначения
ревизии (дата и номер приказа)
2) даты начала и окончания ревизии, а в случаях перерывов указывается их период;
3) должности и фамилии
лиц, обязанных в соответствии
с пунктом 15 настоящего порядка
подписать акт (справку), с указанием
периода их работы на занимаемы
4) кем и когда были проведены предыдущие ревизии и принятые меры по устранению выявленных ими недостатков;
5) выявленные факты нарушений и злоупотреблений со ссылкой на нормативные акты, требования которых не соблюдены;
6) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
7) размеры причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений по фактам незаконных выплат денежных средств, недостач, а также должности и фамилии лиц, по вине которых они допущены.
Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: сумма ущерба, период, на протяжении которого совершено нарушение, дата и номер документа, виновные лица и другие сведения. В акте приводятся итоговые обобщенные данные и примеры.
В акте ревизии или в специальном приложении к нему должны быть указаны, какие хозяйственные и финансовые операции и документы проверены, за какой период и каким порядком.
В необходимых случаях для подтверждения изложенных в акте фактов к нему прилагаются копии или выписки из документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов.
При выявлении причиненного ущерба, недостач денежных средств в крупных и особо крупных размерах, подлога и других злоупотреблений немедленно, об этом ставится в известность лицо, назначившее ревизию. Материалы такой ревизии передаются правоохранительным органам.
По окончании ревизии следует проинформировать вышестоящий орган государственного управления, собственника предприятия, организации (уполномоченное им лицо) проверенного объекта о выявленных фактах нарушений законодательства, недостач и хищений, бесхозяйственности и расточительства с указанием обстоятельств и причин их возникновения и с внесением предложений по их устранению и предотвращению.
Руководитель органа, назначивший ревизию, обязан не позднее 2-недельного срока рассмотреть ее результаты и принять необходимое решение по устранению отмеченных нарушений и недостач, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, обеспечить контроль за выполнением этого решения. Он же при необходимости принимает решение о направлении информации о результатах ревизии в другие органы и организации с предложениями по совершенствованию действующего законодательства в целях пресечения правонарушений.
По результатам проведенной
ревизии ОАО «Белхозторг-1М» написан
акт документальной ревизии финансово-хозяйственно
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудиторской проверки расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками
Особенностью планирования аудита расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками является необходимость того, что бы были достигнуты цели аудита: существование, полнота, оценка, права и обязанности, точность, представление и раскрытие. Содержание данных целей в отношении проверки учета расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками сводится к следующему.
Существование. Аудитор в процессе проверки должен получить доказательства, что расчеты, отраженные в документах, на самом деле существуют в наличии. В ходе проверки аудитор должен выяснить:
- существуют ли фактически все расчеты, показанные в балансе;
- существуют ли ошибочные
(преднамеренные и
- существуют ли доходы и расходы, не относящиеся к деятельности предприятия.
Полнота. Аудитор должен быть уверен, что в бухгалтерские документы, которые поступают на проверку, включена вся необходимая информация, в ведении бухгалтерского учета не допускается ни одного пропуска (умышленные или неумышленные), в бухгалтерскую отчетность включены данные обо всех операциях, которые имели место в течение года.
Точность арифметических данных. Каждая цифра должна быть точно отражена и точно перенесена из одного регистра в другой. Вопросы, которые проверяются аудитором:
- правильно ли рассчитаны суммы по реализации;
- была ли проведена
проверка арифметической
Оценка — все ценности должны быть правильно оценены, а все операции должны быть отражены в документах по соответствующей (надлежащей) стоимости. Аудитор проверяет следующие вопросы:
- правильно ли были
осуществлены валютные
- правильно ли применен
принцип по отгрузке для
Права и обязательства. Аудитор должен проверить, что предприятие имеет права на имеющиеся в его распоряжении активы, и оно отвечает по своим обязательствам:
- имеет ли предприятие
право собственности на
- правильно ли в
бухгалтерской отчетности
- находятся ли на хранении средства, принадлежащие третьим лицам.
Представление и раскрытие — все данные бухгалтерской отчетности представлены точно и все данные раскрыты в необходимом объеме "с должной тщательностью" и с определенной степенью детализации (как требуют стандарты бухгалтерского учета) /№1, с.202/.
Особенностями проведения аудита расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками является то, что ходе проверки контролируются следующие направления соблюдения законодательства:
- законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, проведение при необходимости встречных проверок;
- периодичность проведения сверки расчетов с разными организациями и физическими лицами;
- при наличии просроченной дебиторской и кредиторской задолженности – причины ее образования, и виновных лиц, своевременно не принявших мер по ее погашению;
- соблюдение порядка
списания с баланса
- случаи сокрытия на счетах по учету расчетных операций недостач, краж, хищений, растрат и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, основных средств и в целом имущества;
- состояние расчетов по недостачам, растратам и хищениям, принимаемые меры по их возмещению;
- выполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 15.08.2005г. № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь»;
- соблюдение сроков исковой давности, осуществление контроля за продвижением исков в судах и взыскание по исполнительным листам.
После подготовки проекта аудиторского заключения аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят соответствующие коррективы и подписывают его.
Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.
Возможны четыре вида аудиторских заключений:
- заключение без замечаний (безоговорочное заключение);
-заключение с замечаниями (заключение с оговорками);
- отрицательное заключение;
- заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.
Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.
Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.
Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.
Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.
Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, их исполнителей. Этапы планирования предусматривают: предварительное планирование аудита; подготовку и составление общего плана аудита; подготовку и составление программы аудита.
Таким образом был составлен план аудита проверяемого предприятия (ОАО «Белхозторг-1М») (Приложение Я) и разработана программа аудита (Приложение 1), где детально описывается порядок проведения проверки операций по учету финансовых результатов.
До заключения договора о проведении аудита аудиторская организация (аудитор) ознакомилась с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица (ОАО «Белхозторг-1М») (из бухгалтерской отчетности) и информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность (согласно первичной документации и уставной деятельности). Кроме того, были получены сведения о: организационной структуре аудируемого лица; видах производственной деятельности и номенклатуре реализуемой продукции (первичные документы); учетной политике; порядке и организации внутреннего контроля.
Далее был заключен договор на проведение аудита, протокол согласования договорных цен, письмо – обязательство о согласии на проведение аудита (Приложение 2).
На основе составленных плана и программы была осуществлена проверка операций учета финансовых результатов путем сопоставления данных годовой бухгалтерской отчетности с данными по счетам реализации, также была произведен расчет с целью выявления отклонений с данными, указанными в отчетности.
По результатам проведенной работы было составлено аудиторское заключение, где указана информация об аудируемом предприятии, совершенных операциях за проверяемый период, организационной структуре, а также о выявленных в ходе проверки недостатках (Приложение 3).
Правильное и своевременное проведение расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками служит необходимым условием процесса производства. Эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должна придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.
Можно сделать выводы, что существует достаточно много вариантов учёта расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками каждый из которых имеет свою определённую специфику и методы для реализации в системе бухгалтерского учёта.
Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию экономики Республики Беларусь, от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение фирмы.