Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель данной работы – на примере конкретного предприятия провести анализ себестоимости продукции и найти пути ее снижения.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
-описать формирование себестоимости, ее состав, виды и показатели;
-дать характеристику исследуемого предприятия;
-провести анализ затрат производства и себестоимости на данном предприятии;
-выявить проблемы формирования себестоимости и пути их решения.
Объектом исследования выступает предприятие Пермской области ОАО ПМЗ «Сдобри».
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ И МЕТОДОВ ЕЕ СНИЖЕНИЯ 4
1.1.Цели и задачи анализа формирования затрат, входящих в себестоимость продукции 4
1.2.Виды себестоимости продукции 8
1.3.Нормативно – правое регулирование учета затрат 12
2.АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ПМЗ «СДОБРИ» 14
2.1.Характеристика предприятия ОАО ПМЗ «Сдобри» 14
1.2.Анализ себестоимости произведенной продукции в ОАО ПМЗ «Сдобри» 15
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО ПМЗ «Сдобри» 22
3.1.Снижение себестоимости за счет снижения закупных цен на сырье 22
3.2.Снижение себестоимости за счет внедрения системы оперативного планирования и контроллинга 23
3.3.Снижение себестоимости продукции за счет повышения качества организации производства и труда 25
3.4.Снижение себестоимости продукции за счет рационального использования фонда оплаты труда 26
3.5.Сокращение себестоимости за счет снижения командировочных расходов 27
3.6.Экономическая эффективность реализации проекта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...34
Таким образом, за период произошел рост себестоимости 1 единицы продукции практически по всем статьям затрат. Большую часть затрат составляют затраты на сырье, на общепроизводственные и общехозяйственные расходы, на оплату труда. Это связано с тем, что производство маргарина является материалоемким производством. Затраты на закупку основного и вспомогательного сырья в общей сумме увеличились на 0,3 руб. в связи с увеличением цен на сырье поставщиками.
Также произошел рост затрат на потери от брака, что связано в основном с использованием устаревшего оборудования.
Затраты на заработную плату за период не изменились.
Среди общехозяйственных расходов особо выделяется рост затрат на сбыт продукции, транспортных расходов и прочих расходов.
Рост затрат на сбыт продукции произошел в связи с увеличением расходов на рекламу, покупку нового компьютера для отдела сбыта. Эти расходы были равномерно распределены между всей произведенной продукцией.
Таким образом, наибольшее внимание необходимо обратить на такие статьи затрат, как стоимость сырья, потери от брака и прочие затраты (транспортные, сбытовые и т.д.).
2.3.Факторный анализ затрат на производство продукции
Рассчитаем влияние факторов на изменение суммы затрат на 1 рубль продукции (на примере 5 видов продукции, рассмотренных выше – см. Табл. 4).
Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции
Затраты |
Сумма, тыс. руб. |
Факторы изменения затрат | |||
Объем произведен. продукции |
Структура продукции |
Переменные затраты |
Постоянные затраты | ||
По плану на плановый выпуск продукции |
27366 |
План |
План |
План |
План |
По плану, пересчитанному на фактический объем произведенной продукции при сохранении плановой структуры |
28333 |
Факт |
План |
План |
План |
По плановому уровню на фактический выпуск продукции |
28813 |
Факт |
Факт |
План |
План |
Фактические при плановом уровне постоянных затрат |
29506 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Фактические |
28635 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Данные таблицы 9 рассчитываются по формуле:
А – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции;
b – уровень переменных расходов на 1 единицу продукции;
VВП – объем производства продукции.
Для расчета использовались данные таблицы 5:
Таблица 5 - Затраты на 1 ед., руб.
Вид продукции |
По плану |
Фактически |
Объем производства, ед. (упаковка) | |||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
Плановый |
Фактический | |||
Переменные |
Постоянные |
Переменные |
Постоянные | |||||
Маргарин «Сливочный» |
4,44 100,0 |
2,5 56,4 |
1,94 43,6 |
4,5 100,0 |
2,65 58,9 |
1,85 41,1 |
1955000 |
2000000 |
Маргарин «Хозяюшка» |
4,7 100,0 |
2,92 62,2 |
1,78 37,8 |
4,72 100,0 |
2,92 61,8 |
1,8 38,2 |
1600000 |
1540000 |
Масло «Сдобри» |
3,61 100,0 |
2,18 60,3 |
1,43 39,7 |
3,5 100,0 |
2,31 66,1 |
1,19 33,9 |
1009410 |
1105560 |
Маргарин «Сдобушка» |
6,14 100,0 |
2,76 45,0 |
3,38 55,0 |
6,5 100,0 |
3,0 60,9 |
3,5 39,1 |
700406 |
722615 |
Маргарин для выпечки классический |
3,8 100,0 |
2,22 58,4 |
1,58 41,6 |
3,82 100,0 |
2,33 60,9 |
1,49 39,1 |
713880 |
996550 |
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход затрат на производство продукции составил по маргарину «Сдобушка» – на 0,24 руб. (3,0 – 2,76), по маргарину «Сливочный»– на 0,15 руб. (2,65 – 2,5) и т.д.
Переменные затраты возросли по сравнению с планом почти по всем видам продукции, что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таблица 6 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на 1 руб. произведенной продукции
Затраты |
Расчет |
Факторы | ||||
Объем пр-ва |
Структура |
Уровень удельных переменных затрат |
Сумма постоянных затрат |
Оптовые цены предприятия на продукцию | ||
План |
27366 : 41464 =0,66 |
План |
План |
План |
План |
План |
Усл. 1 |
28333 : 42288= 0,67 |
Факт |
План |
План |
План |
План |
Усл. 2 |
28813 : 41161 = 0,70 |
Факт |
Факт |
План |
План |
План |
Усл. 3 |
29506 : 41161 = 0,704 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
План |
Усл. 4 |
28635 : 41500 = 0,69 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Факт |
28635 : 40331 = 0,71 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
0,71 – 0,66 = +0,05 |
+0,01 |
+0,03 |
+0,04 |
-0,014 |
+0,02 |
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным таблицы 11 и нижеприведенным расчетам:
Стоимость валового производства продукции (маргарины):
По плану – 41464 тыс. руб.
Фактические при плановой структуре и плановых ценах – 42288 тыс. руб.
Фактически по ценам плана – 41635 тыс. руб.
Фактически по фактическим ценам – 40331 тыс. руб.
Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2.5, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:
Изменения объема выпускаемой продукции: 0,67 – 0,66 = +0,01
Изменения структуры продукции:
Уровня переменных затрат:
Размера постоянных затрат:
Цен на продукцию:
Таким образом, за счет влияния этих факторов себестоимость увеличилась всего на 5 % по сравнению с плановой.
Причины повышения себестоимости видятся в следующем:
-повышение тарифов на услуги, электроэнергию;
-повышение цен на топливо, а также перерасход топлива.
-снижение качества
-отсутствие четкого контроля за расходованием средств, в т.ч. сырья;
-некоторые работы и услуги, которые
можно выполнять своими силами,
выполняются сторонними
Поэтому необходимо разработать ряд мероприятий по снижению затрат входящих в себестоимость продукции ОАО «Сдобри».
Для снижения закупных цен на основное и вспомогательное сырье службе материально-технического обеспечения принять меры по поиску поставщиков более дешевого сырья.
В 2007 г. расходы на сырье для производства маргарина «Сдобушка» составляли в общей сумме – 3 руб., что на 0,3 руб. больше, чем в 2006 г. Увеличение затрат произошло в основном за счет роста расходов на закупку основного сырья. При этом расходы на основное сырье увеличились на 0,2 руб., а на вспомогательное – на 0,1 руб. Рост расходов на сырье произошел в основном за счет увеличения цен поставщиками сырья.
У предприятия есть возможность найти поставщиков, реализующих товары по прежним ценам. Тогда затраты на материалы на 1 ед. продукции сократятся на 0,3 руб. по сравнению с 2007 г.
Рассмотрим более детально структуру затрат на сырье для производства маргарина «Сдобушка»:
Таблица 7 - Структура затрат на сырье для производства маргарина «Сдобушка», на 1 ед. продукции
Вид сырья |
Сумма, руб. |
Сливки пастеризованные |
1,5 |
Молоко сухое |
0,5 |
Подсолнечное масло |
0,9 |
Эмульгатор |
0,01 |
Стабилизатор (Е 415) |
0,01 |
Краситель (бета – каратин) |
0,01 |
Прочие |
0,07 |
Итого |
3,0 |
Сливки пастеризованные и молоко сухое ПМЗ «Сдобри» поставляет ОАО «Перммолоко», а подсолнечное масло поставляется из Ростова – на – Дону. В 2007 г. ОАО «Перммолоко» увеличило цены на свою продукцию, соответственно увеличилась себестоимость продукции ОАО ПМЗ «Сдобри». Если завод дальше будет продолжать сотрудничать с ОАО «Перммолоко», то себестоимость продукции останется на прежнем уровне. Однако с этим поставщиком уже налажены долговременные связи, кроме того, ОАО «Перммолоко» всегда поставляет качественное сырье, поэтому можно вести поиск поставщиков других видов сырья. Так, на сегодняшний день ОАО ПМЗ «Сдобри» имеет предложение на поставку подсолнечного масла от ОАО «Кубань» (г. Краснодар). Анализ пробной партии показал, что качество предлагаемого подсолнечного масла полностью соответствует ГОСТу и требованиям производства, а цены на 22,2 % ниже, чем у предприятия ОАО «Ростовский масложировой комбинат» (г. Ростов – на – Дону). Можно в дальнейшем, исследуя рынок поставщиков, снизить и прочие виды сырья.
Покажем резервы сокращения затрат за счет снижения цен на сырье:
Р Ц = (0,9 – 0,7) * 722615 ед. = 144523 руб.
Резервы снижения себестоимости за счет потребности в сырье.
Технологи предприятия ежегодно совершенствует технологию производства маргаринов, в результате потребность в сырье сокращается. В 2006 г. была внедрена одна из таких технологий. В результате затраты на материалы сократились на 0,02 руб. / ед.
В конце 2007 г. был рассмотрен еще один проект совершенствования технологии производства (технология производства, разработанная в НИИ масложировой промышленности г. Москва) благодаря чему отходы снижаются на 50 %. За счет этого потребность в сырье должна сократиться на 0,04 руб. на 1 ед. продукции (или на 10 г.).
Резервы снижения материальных затрат (Р МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
Р МЗ = (УР1 – УР0) * VВПпл * Ц пл
где УР0, УР1 – расход материальных ресурсов на 1 ед. продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий;
Ц пл – плановые цены на материалы.
Р МЗ = (255 г - 245 г) * 0,004 руб. = 0,04 руб. / ед.
Всего резерв сокращения затрат на сырье составляет:
0,2 руб. + 0,04 руб. = 0,24 руб.
т.е. стоимость 1 ед. маргарина «Сдобушка» снизится с 6,5 руб. до 6,24 руб.
Информация о работе Себестоимость продукции, ее состав, виды